Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Demokraty.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
378.37 Кб
Скачать

Широкая коалиция или расколотая партия?

Лейбористскую партию часто называют "большим приходом", имея в виду коалиционный характер ее устройства. Разнообразие взглядов внутри ЛПВ объясняется как обстоятельствами ее создания, так и мажоритарной избирательной системой, не допускающей малые партии к власти. 

В истории ЛПВ разногласия между левыми и правыми приводили не только к внутрипартийным распрям, но и к более серьезным последствиям. Окрепнув в результате раскола либералов в 1916 г., лейбористов постигла та же участь в 1931 г. Лидер партии и премьер-министр Рамсей Макдональд и несколько видных фигур из руководства ЛПВ приняли участие в национальном правительстве вместе с консерваторами и либералами. Они намеревались урезать пособия по безработице в условиях экономического кризиса, что было встречено профсоюзами в штыки. 

В руководящих органах ЛПВ и лейбористской фракции в парламенте в большинстве находились те деятели британского лейборизма, прозванные "социал-демократами", которые стремились к косвенному контролю рыночных отношений, реформированию капиталистического строя, сглаживанию его негативных черт, но не к коренной трансформации, а тем более ликвидации. Для них на первом месте стояли не идеологические, а прагматические соображения по завоеванию и удержанию власти, а, следовательно, обеспечению широкой опоры в электорате. 

Меньшинство в руководстве ЛПВ, опиравшееся на массы лейбористских активистов, значительная часть профсоюзных лидеров, прозванных "левыми", а при Тони Блэре "старыми левыми", стремились к реализации положения ст. 4 устава партии 1918 г. о введении в стране общественной собственности на средства производства. Эта редакция устава партии на многие годы стала водоразделом между левыми и правыми в ЛПВ, несмотря на то, что и те, и другие характеризовали свои воззрения как социалистические.

Левые рассматривали ЛПВ как партию рабочего класса. Правые, разделяя идеи фабианизма и этического социализма, считали, что ЛПВ должна выражать общенациональные интересы. Отсюда проистекала различная трактовка понятий социализм, социальная справедливость, равенство. Для одних они подразумевали национализацию большей части британской экономики, прогрессивное налогообложение и крупномасштабное перераспределение доходов. Намерения других ограничивались огосударствлением некоторых отраслей социальной и экономической инфраструктуры и равенством возможностей.

Несмотря на триумфальный приход ЛПВ к власти в 1945 г., в 1951 г. ее руководство вновь лихорадит. Конфликт разразился из-за решения премьер-министра Клемента Эттли оказать материальную помощь США в Корейской войне. Изыскать необходимые суммы министр финансов Хью Гейтскелл решил за счет бюджета министерства здравоохранения Эньюрина Бивена. Действия Гейтскелла были поддержаны большинством кабинета, и Бивен подает в отставку. Пятидесятые годы прошли под знаком борьбы между "бивенитами", сторонниками Бивена и его социалистических принципов и последователями Гейтскелла, ревизионистами, которые опирались на идеи работы Энтони Кросленда "Будущее социализма" (1956).

В 60-70-х годах деятельность компромиссных фигур Гарольда Вильсона и Джеймса Каллагэна способствовала смягчению разногласий. Но избежать раскола не удалось. В 1981 г., спустя полвека после "предательства" Макдональда, наступила очередь "банды четырех", лидеров социал-демократического крыла лейбористов во главе с Роем Дженкинсом. В знак протеста против резкого усиления позиций левых в 1979-1981 гг., они выходят из ЛПВ, уводя за собой 29 депутатов-лейбористов. Создается Социал-демократическая партия, которая в альянсе с либералами на выборах в 1983 г. едва не оттеснила лейбористов на третье место. Тогда крайне левая для Лейбористской партии предвыборная программа была названа "самой длинной запиской самоубийцы в истории".

Для ЛПВ наступили черные дни. Годы лидерства Нила Киннока, опиравшегося на поддержку "мягких левых", выходцы из среды которых позже составили ядро правительства Тони Блэра, прошли под знаком борьбы с леваками - "милитантами", которая к концу 80-х годов разрешилась в пользу умеренных. Во время забастовки горняков в 1984-1985 гг. Киннок дистанцировался от радикальной фигуры Артура Скаргилла. На выборах 1987 г. лейбористы возвратили себе звание оппозиции Её Величества, после чего Киннок принялся за пересмотр программы ЛПВ. 

С 1987 г. в партии началась так называемая кампания "по пересмотру политики", в результате которой был подготовлен ряд новых партийных документов, среди которых центральное место заняли "Демократические социалистические цели и ценности", "Встретить вызов, осуществить перемены" и "Смотря в будущее". К 1992 г. лейбористы отказались от лозунгов ренационализации, одностороннего ядерного разоружения, всеобщей занятости, отмены антипрофсоюзных законов 80-х гг. и выхода Великобритании из ЕС. Расширение расходов на государство благосостояния было поставлено в зависимость от экономического роста.

Одним из самых драматичных эпизодов в истории ЛПВ в 90-х годах стала отмена ст. 4 устава, в которой с 1918 г. ставилась цель обобществления средств производства. Тони Блэр, одержав победу на выборах лидера партии в 1994 г., предпринял решительные действия. Неожиданно для многих он поставил вопрос о новой редакции статьи на ежегодной конференции ЛПВ в 1994 г. и развил бурную активность по разъяснению своего предложения среди активистов. Реакция левых была однозначна. Лидер забастовки шахтеров в 1984-1985 гг. Артур Скаргилл заявил, что Блэр объявил партии войну. 

Однако в апреле 1995 г. на специально созванной конференции ЛПВ изменение статьи получает поддержку около двух третей голосов. Из ее текста изымается упоминание о национализации средств производства. Вместо этого говорится о необходимости объединения энергии рынка с принципами партнерства и сотрудничества для создания динамичной экономики. Партия устала от бесконечных поражений. Партии нужна была победа. 

К концу 90-х годов позиции левых в ЛПВ сильно ослабли. В результате стараний "новых лейбористов" их роль в исполкоме партии, местных партийных организациях, на ежегодных конференциях была маргинализована. Влияние теряли не только "старые левые", но и "старые правые", поддерживавшие традиции ревизионизма Кросленда. Многолетний лидер левого крыла партии Тони Бенн объявил о своем уходе из большой политики после парламентских выборов в 2001 г. Партия все больше отстранялась от профсоюзного движения. Возмутителем победоносного шествия "новых лейбористов" попытался стать Артур Скаргилл, в знак протеста против пересмотра устава партии вышедший из ее состава и организовавший Социалистическую рабочую партию (СРП). Ее периферийность выяснилась на выборах 1997 г., когда СРП собрала 50 тысяч голосов. Единичные факты "восстания заднескамеечников", вызванные рядом чрезмерно прорыночных законопроектов правительства, не влияли в целом на благополучную картину успехов "новых лейбористов". Казалось, левые традиции лейборизма почили навсегда. 

Последним тяжеловесом на левом фланге партии оставался Кен Ливингстон, "красный Кен", как называли его сторонники и противники. Славу среди левых он приобрел в начале 80-х годов, когда во главе Большого лондонского совета, вступил в неравную схватку с тэтчеристами, ликвидировавшими этот орган в ходе подавления левых в местных органах самоуправления. Вновь в центр внимания он попал после проведения в мае 1998 г. референдума, на котором жители столицы высказались за утверждение должности мэра. Здесь-то и выяснилось, что не только среди массы рядовых членов партии, но и избирателей, "красный Кен" по-прежнему пользуется высокой популярностью. С большим отрывом от других претендентов Ливингстон выиграл выборы в мае 2000 г.

Определенному восстановлению позиций левых в ЛПВ к концу 90-х годов способствовали события в России. В одном из интервью в сентябре 1998 г. Тони Бенн отметил "коллапс свободнорыночного эксперимента в России", как один из факторов, возвращающих левым уверенность в своей правоте. "Мы почувствовали огромный прилив уверенности, - сказал он, - потому что в течение многих лет нас называли "пещерными людьми"... Теперь мы являемся свидетелями того, как ельцинский проект угодил в сточную канаву. Неизбежно, что маятник качнется в противоположную от Тэтчер и Ельцина сторону"("UK politics: talking politics Benn predicts government economic U-turn", news.bbc.co.uk/uk_politics/tuc_conference, 15 September, 2000.). 

В течение всего XX века ЛПВ представляла собой широкую коалицию левых и левоцентристских сил. В одни периоды истории это приносило выгоды, в другие расшатывало ее устои. В последней четверти столетия плюрализм мнений в ЛПВ вышел за пределы внутрипартийной дискуссии. Неудачи, сопровождавшие периоды правления лейбористских кабинетов в 60-70-х годах, подтолкнули как левых, так и правых в партии, на действия, ввергнувшие ее в кризис. 

Поражения на выборах 1979 г. и 1983 г. могли быть отнесены на счет независящих от лейбористов причин, в первую очередь агрессивность неолиберальной идеологии, популизм тэтчеристов, радикализацию ряда профсоюзов и фактор Фолклендской войны. Позже по социалистической мысли больно ударил развал Советского Союза. Но неудачи в 1987 г. и 1992 г. свидетельствовали о большем. Раскол партии в 1981 г., потеря контроля над деятельностью профсоюзов, открытая вражда между левыми и правыми фракциями в ЛПВ крайне негативно сказались на образе партии в глазах избирателей. Эти обстоятельства подтолкнули новое руководство лейбористов во главе с Тони Блэром на глубокое реформирование партии. Едва ли столь сильный сдвиг вправо стал бы возможным, сохрани лейбористы единство своих рядов в 80-х годах. 

История ЛПВ в XX веке началась как история "большого прихода", но едва не закончилась, как история безвозвратно расколотой партии. Наиболее непримиримые, как слева, так и справа, покидали ее ряды. Вторая половина 90-х годов прошла под знаком консолидации рядов лейбористов. Станут ли уроки последних двух десятилетий достаточными, чтобы уберечь партию от новых расколов, но не потеряет ли она достаточную гибкость и демократизм в результате идейной и организационной санации? Не сменится ли идеологический раздрай на идеологическую смирительную рубашку? Ответы на эти вопросы зависят от того, насколько успешной окажется программа модернизации "новых лейбористов".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]