Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
31.10.2018
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Причины возникновения трудностей

Подробный анализ причин был дан в предыдущих главах, здесь мы суммируем их и рассмотрим в несколько ином ракурсе.

В возрастном развитии ребенка возникает момент, когда он должен обнаружить для самого себя новые способности, которы­ми уже латентно (скрыто) обладает. Происходит субъективация способности. Новая способность - это всегда новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях.

Вспомним, как в процессе обучения в младшей школе у ребен­ка возникает способность к анализу и рефлексии - видеть за внешним содержание, суть. В математической задаче ребенок на­учился видеть основные математические отношения, стоящие за конкретными условиями задачи. «Кажется», что задачка про по­езда, а на самом деле - про отношения целого и частей.

Эта способность к рефлексии и анализу может остаться «при­надлежащей» математике, но обычно то, что приобретено, стано­вится основой возникновения новых и новых способностей, пере­носится в иные сферы жизни и деятельности. Ребенок примерива­ет свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуа­ций: начинает критиковать и анализировать реальную жизнь, прежде всего, жизнь семьи, близких, родителей, учителей. Ребенок учится быть аналитиком, а реально ломаются, деформируются живые связи с миром, в частности, с миром близких, с семьей.

Таким образом, первая причина трудностей в том, что ребе­нок, используя новые возможности, еще не может предвидеть ре­зультаты своих действий. Но в этих проявлениях ребенка нет зло­го умысла. Понятно, что пресечение действий ребенка не только безрезультатно, но и вредно.

Что может сделать взрослый? Действия взрослого, как прави­ло, проходят два этапа - этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые.

Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонима­ния, - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при не­выполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится ус­ловием трудновоспитуемости. В этом и проявляется неспособ­ность взрослых к пластичности, ригидность системы воспитания. На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает ис­кать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается вы­строить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспи­туемости» надолго или совсем уходят.

Таким образом, причинами возникновения трудностей явля­ются изменение действий ребенка в связи с необходимостью оп­робования новых способностей в новых ситуациях деиствования; ригидность (непластичность) действий взрослого (и других участ­ников взаимодействия).

Цели участников взаимодействия

Прежде чем анализировать цели участников ситуации, следует сделать важное замечание. Когда мы говорим «цель», подразуме­вается сознательная цель, цель осознаваемая и принимаемая субъ­ектом. Это далеко не всегда так. Цель это объективное (и лишь в редких случаях субъективное) понятие. Цель определяет направ­ление, интенцию действия. При анализе трудновоспитуемости следует признать, что цели действий участников взаимодействия практически всегда неосознанны.

Цели ребенка определяются особенностями социальной ситуа­ции развития, в которую он попадает в критический период. Дей­ствия направляются желанием поступать как взрослый (или более старший). В цели ребенка ни объективно, ни тем более субъектив­но не входит разрушение отношений с родителями. Целью являет­ся осуществление иного поведения, отличного от привычного, выступающего как символ взрослости. Такое поведение привле­кательно для ребенка, поскольку позволяет непосредственно по­чувствовать себя взрослым.

Например, ребенок критикует родителей. Цель такой критики не в том, чтобы разрушить семейные отношения, т.е. ситуацию совместности, ситуацию взаимодействия, а в том, чтобы почувст­вовать себя взрослым. В примере с младшим подростком, кото­рый критикует взрослого, видно, что, желая стать взрослым, ре­бенок анализирует действия близких (полагая такие действия «взрослыми») и одновременно учится анализировать. Анализ -это расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Замечательно, если анализируется задача или иной научный объ­ект. В приведенном примере анализируется - расчленяется - жи­вое: семья, привязанность к родителям и т.п Это, безусловно, бо­лезненное для всех участников взаимодействия явление.

Таким образом, в поведении ребенка выделяются две цели: объективная - построение новой формы поведения, необходимой для развития; субъективная - превращение во взрослого. Обе цели существуют в единстве и неразрывности. Эти цели осознаются человеком, переживающим кризис развития, весьма редко, лишь на высоких ступенях возрастного развития (частичное осознание возникает только в юношеском возрасте). Для осознания необхо­дим высокий уровень развития личностной рефлексии, т.е. спо­собности видеть основания собственных действий Ребенок же, как правило, действует непосредственно.

Цели взрослого также можно условно разделить на две. Одна из них состоит в создании условий для превращения действий ребенка в пробующие, поскольку такое превращение является усло­вием развития. Другая цель взрослого заключается в сохранении привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком. Если учесть, что отношения с ребенком являются частью более широ­кого круга отношений - семьи в целом, с другими детьми, между супругами, то становится ясно, что сохранение сложившихся форм взаимоотношений в семье - важная задача взрослых.

Цели взрослых внутренне конфликтны. Они противоречат друг другу. Чем настойчивее взрослый удерживает прежние формы от­ношений, тем меньше он помогает ребенку осуществить свою за­дачу развития в критический период. И наоборот, чем легче идет на новые формы сотрудничества, тем меньше возможностей со­хранить привычные отношения в семье, поскольку затрагивается не только связь ребенок-взрослый, но и многие другие стороны семейного уклада.

Эти цели также являются, как правило, неосознаваемыми. В большинстве случаев взрослый может вербализовать побудитель­ные причины своего поведения словами: «Я ему добра хочу».