Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Д И П Л О МСделки с недвижимостью.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
29.10.2018
Размер:
402.94 Кб
Скачать

1.1.Гражданско-правовая природа и особенности сделок.

Сделки занимаю особое место в системе гражданского права. Гражданские прав и обязанности возникают, изменяются и прекращаются главным образом в результате сделок. Для большей части субъективных прав и обязанностей сделки служат средством и основанием приобретения (возникновения). Именно сделкам принадлежат в таких случаях значение факта, соединяющего поведение (волю) лица с авторитетом закона. Прибегая к помощи суда, истец, основанием своих требований чаще всего называет несоблюдение другой стороной условий совершения сделок.

Становление понятие сделки в отечественном гражданском законодательстве происходит от Гражданского кодекса РСФСР 1922 года.

«Сделки, т.е. действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, могут быть односторонними и взаимными (договоры)»1.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. дает следующее определение сделки: «Сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.

Сделки могут быть односторонними и двух- или многосторонними (договоры)»2.

И наконец в Гражданском кодексе Российской Федерации сделки определены как « действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей»3.

Следовательно, в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей закон ( ст. 8 ГК РФ) называет сделки.1

Для признания действия сделкой необходимо соблюсти ряд установленных законодательством правила:

а) сделка – это всегда волевой акт, т.е. действия людей;

б) это правомерные действия;

в) сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений;

г) сделка порождает гражданские отношения, поскольку именно гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате наступления сделок»2.

Как волевому акту сделке присущи психологические моменты. Поскольку сделка предполагает намерение лица породить определенные юридические права и обязанности, для совершения такого действия необходимо желание лица, совершающего сделку.

Поэтому мы согласны с мнением, что «выражаемая каждой из сторон воля соответствует одна другой так, что можно признать, что в сделке (имеется в виду её разновидность – договор. –М.Б.) выражается согласованная воля сторон»3.

Такое намерение, желание называют внутренней волей. Однако наличия только внутренней воли для совершения сделки недостаточно, необходимо её довести до сведения других лиц. Способы, которыми внутренняя воля выражается вовне, называются волеизъявлением.1

Несоответствие воли и волеизъявления в сделках проявляется не только при несоблюдении требований к правовой цели. «Внутренняя воля субъекта сделки не должна формироваться на порочных обстоятельствах. В свою очередь, волеизъявление должно ей соответствовать, правильно отражать внутреннюю волю. Требования, позволяющие оценить реализацию подлинных намерений субъекта сделки при её совершении, проявляются в нормах о недействительности сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст.179 ГК РФ). Они находят отражение при недействительности сделок с превышением полномочий (ст.174 ГК РФ), сделок, совершенных гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст.177 ГК РФ), и сделок, совершенных под влиянием заблуждения (ст.178 ГК РФ).2» Юридические требования к волеизъявлению, по сути, содержат требования к процессу формирования воли.

Относительная значимость воли и волеизъявления для сделок вообще и договоров в частности давно и широко обсуждается в литературе.3

Одни авторы считают, что при «расхождении между волей и волеизъявлением, если все же воля распознаваема и сделка вообще может быть признана состоявшейся, предпочтение должно быть отдано воле, а не волеизъявлению»1.

Существует и другое мнение. «В случае, когда воля направлена на одно действие, а волеизъявление выражает намерение совершить другое действие, сделка может вызвать споры между участниками, что препятствует её совершению. Следовательно, для сделки важно единство воли и волеизъявления»2.

Нельзя не согласится с этим мнением, так как сделка направлена на достижение определенной правовой цели, заключающейся в установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Воля лица достигнуть этой цели становиться доступной восприятию другими участниками гражданских правоотношений в результате изъявления лицом своей воли вовне, т.е. волеизъявления. Само по себе наличие у лица какого-либо намерения не может породить юридические последствия до тех пор, пока оно не выражено вовне.

Основополагающий признак сделки – правомерность, под которой прежде всего понимается соответствие условий, на которых совершается сделка, требованиям закона и иных нормативных актов. Данный признак отличает сделку от действий, во-первых, прямо нарушающих установленные законом и иными нормативными актами запреты, во-вторых, противоречащих закону и иным нормативным актам.

«В законодательстве требования к правовой цели закреплены в ст.168-170 ГК РФ. Эти статьи содержат нормы о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам; о недействительности сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности; о недействительности мнимой и притворной сделки.3»

Важное значение имеет соответствие сделки основополагающим нравственным нормам. Гражданский кодек обязывает суд при определенных условиях руководствоваться требованиям добросовестности, разумности и справедливости (п. 2.ст.6), а участников гражданских правоотношений – осуществлять свои права разумно и добросовестно (п.3 ст.10), запрещая совершать сделки с целью, противной основам нравственности (ст.169).

Здесь, по мнению автора, уместно подчеркнуть, что законодательство не содержит толкования термина «основы правопорядка и нравственности». По видимому к таким сделкам следует относить сделки, наносящие существенный ущерб государственным и общественным интересам – например, незаконная торговля оружием; продажа товаров, опасных для жизни и здоровья потребителей, и т.п. Вероятно, сюда же могут быть отнесены и сделки, совершаемые с целью уклонения от налогов.

Мнимая и притворная сделки весьма сходны по основаниям их недействительности: в обоих случаях имеет место несовпадение сделанного волеизъявления с действительной волей сторон.

«1.Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

2. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна.1»

Поскольку как в первом, так и во втором случае стороны желают достигнуть определенных правовых последствий, возникает вопрос о правильном разграничении этих сделок.

При совершении мнимой сделки воля сторон не направлена на достижение каких бы то ни было гражданско-правовых отношений между сторонами сделки. Целью обычно является возникновение правовых последствий для каждой или, что чаще встречается в практике, для одной из них в отношении третьих лиц (например, мнимое дарение имущества должником с целью не допустить описи или ареста этого имущества). Последствием мнимой сделки является двухсторонняя реституция. Наличие цели, заведомо противной основам правопорядка и нравственности превращает её в сделку, предусмотренную ст.169 ГК.

При совершении притворной сделки воля сторон направлена на установление между сторонами гражданско-правовых отношений, но иных по сравнению с выраженными в их волеизъявлении (например, заключение договора купли-продажи недвижимого имущества с обязательством обратной продажи через определенный срок, прикрывающего договор о залоге в обеспечении возврата займа, с целью избежать судебной процедуры обращения взыскания на заложенное имущество).

«Притворная сделка – это футляр, который в результате будет отброшен, а к отношениям сторон должны применяться нормы, относящиеся к прикрытой сделке.1»

При отсутствии несоблюдения фактических и юридических требований действительности у законодателя не оснований ставить под сомнение факт совершения сделки. Прикрываемая сделка, если она не имеет дефектности элементов состава, должна быть признана законодателем действительной и признается таковой.2

Содержание сделок определяется их существенными условиями.

«Для действительности сделки необходимо, чтобы её содержание соответствовало требованиям закона и иных правовых актов, т.е. не нарушало ни запретительных, ни предписывающих норм действующего законодательства.3»

Содержанием обладает любая сделка. Отсутствие хотя бы одного из существенных условий сделки того или иного вида позволяет говорить, что сделка данного вида не состоялась, не была заключена.

Нельзя не согласиться с мнением, что «договоры в их качестве сделки, не отличаясь от других юридических фактов, не имеют содержания»1. Содержание имеет любое правовое явление на любом этапе своего становления и развития. Содержание правового явления может закладываться в нормах прав или формироваться самими объектами права.

Необходимым для любой сделки является ее предмет. «Предметом выступает благо как имущественного, так и неимущественного (действие, полезный результат) характера. Предмет сделки должен быть законным, т.е. имущество должно быть включено в гражданский оборот»2.

Для совершения сделки воля лица должна быть выражена вовне, т.е. доведена до сведения других лиц. Способ выражения воли называется формой сделки.

«Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной)»3.

Устно могут совершаться любые сделки, если: « а) законом или соглашением сторон для них не установлена письменная форма, б) они исполняются при самом их совершении (исключение составляют сделки, требующие нотариальной формы, а также сделки, для которых несоблюдение простой письменной формы влечет их недействительность), в) сделка совершается во исполнение письменного договора и имеется соглашение сторон об устной форме исполнения ( ст.159 ГК).4» Все остальные сделки должны совершаться в письменной форме.

Письменная форма бывает простой5 и удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи нотариуса, то есть нотариально.1

«Письменная форма представляет собой выражение воли участников сделки путем составления документа, отражающего содержание сделки и подписанного лицами, совершающими сделку. Нотариальная форма отличается от простой письменной формы тем, что на документе, отвечающем перечисленным выше требованиям, совершается удостоверительная подпись нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие (ст.160, 163 ГК).1»

Необходимо отметить, что отдавая предпочтение словесной, в том числе письменной форме сделок, законодатель способствует становлению определенности гражданского оборота. При несоблюдении вышеупомянутых рекомендаций недействительность сделки не наступает, стороны в случае спора лишаются права ссылаться в подтверждении сделки и её условий на свидетельские показания, но могут приводит письменные и другие доказательства. Тем самым законодатель стремиться осуществить контроль за совершением сделок, не искажая их сути.

Требования к субъектам сделок предполагают наличие правосубъектности. Применительно к физическим лицам речь идет об интеллектуальной и волевой состоятельности. Эта специфика предъявляемых к ним требований закреплена в ст.171, 172, 175-177 ГК РФ. Возрастной критерий для малолетних до 14 лет и несовершеннолетних до 18 лет сомнений не вызывает. Объем их сделкоспособности соответствует уровню развития этих лиц.

«Сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия их родителей, усыновителей или попечителей, в случаях, когда такое согласие не требуется в соответствии со ст.26 ГК, могут быть признаны недействительными по иску родителей, усыновителей или попечителей (п.1 ст.175 ГК).2»

Законодатель разрешает малолетним самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, либо сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем либо с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Помимо этого, несовершеннолетним от 14 до 18 лет предоставлено право самостоятельно:

«1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2)осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса»1.

Наряду с этим законодатель устанавливает требования к психическому здоровью лица.

«1. Ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. 2»

Но тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что течение психического заболевание не исключает наличия моментов в сознании больного, когда он может осуществлять волевую коррекцию своего поведения. Эти обстоятельства действующее российское законодательство в определенной мере принимает во внимание адекватное понимание больным окружающей его действительности.

«2.В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.3»

Это положение подтверждается тем, что « в период ремиссии лицо, несмотря на некоторый дефект, сохраняет способность понимать значение своих действий, руководить ими и в благоприятных условиях способно выполнять свои гражданские обязанности.1»

Применительно к юридическим лицам требования надлежащей правосубъектности изначально означает признание за организацией статуса юридического лица. Так, « отсутствие факта регистрации общества с ограниченной ответственностью в качестве юридического лица обоснованно повлекло ничтожность заключенного этим обществом договора купли – продажи.2»

Помимо юридических лиц участниками гражданского оборота могут быть: « Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования…3»

Эти субъекты в соответствии со своей правоспособностью вправе совершать разнообразные сделки, кроме противоречащих самой природе этих публичных образований. При совершении сделок к указанным субъектам права по общему правилу применяются нормы, определяющие участие в гражданском обороте юридических лиц. Особенность состоит в том, что от имени Российской Федерации, ее субъекта приобретают и осуществляют права органы государственной власти, а от имени муниципального образования – органы местного самоуправления.

Сделки могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространено в гражданском праве деление сделок на:

«а) односторонние, двусторонние и многосторонние;

б) возмездные и безвозмездные;

в) реальные и консенсуальные;

г) каузальные и абстрактные;

д) фидуциарные и не фидуциарные.1»

Сделки могут быть классифицированы и иным способом в зависимости от цели, которая ставится при проведении классификации. Так, по способу закрепления волеизъявления сторон сделки могут быть разделены на вербальные (устные) и литеральные (письменные). По особенностям юридического механизма действия сделок их можно разделить на сделки, совершенные под условием или без таковых и т.д. «По особому порядку совершения сделки, обусловленному целью предотвращения конфликтов между членами корпорации и её исполнительными органами, пресечения злоупотреблений имущественными правами лицами, заинтересованными в совершении сделки, можно выделить крупные сделки и сделки, совершенные с заинтересованными лицами (см.: ст. 78 – 84 Закона РФ «Об акционерных обществах», ст.45, 46 Закона РФ « Об обществах с ограниченной ответственностью»).2»

В заключение данного параграфа необходимо отметить, что сделка – правовое явление, характеризующееся наличием юридического состава, под которым понимается совокупность предусмотренным правом признаков, необходимых для признания за совершенным действием качества сделки. Структура сделки – это закономерные связи элементов, образующих сделку. Учет этих взаимосвязей позволяет оценить действие как необходимое и достаточное с точки зрения сущностных признаков для наделения его статусом сделки.

Возможность определять содержание сделки самими субъектами, но при условии соблюдения обязательных требований закона, реализует ситуацию, при которой права и обязанности в возникающем из сделки правоотношении формируются их участниками. Благодаря этому обеспечиваются интересы участников имущественно - стоимостных отношений и публичный интерес законодателя в упорядочении их определенным образом. В свою очередь, оптимальное взаимодействие между публичным и частным интересами свидетельствует о должном влиянии гражданского права на экономические процессы в рыночной экономики. Тем самым реализуется назначение права как регулятор общественных отношений.