Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КР ИНДУИЗМ.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
29.10.2018
Размер:
183.3 Кб
Скачать

Глава 1. Индуизм – религия единорождённых

    1. Священные книги индуизма

Ранняя форма индуизма называется ведической в честь священных текстов Вед, сохраняющих важную роль, хотя и не считающихся главным религиозным каноном. Практически наибольшее значение приобрели другие тексты, в частности поэма «Бхагават-Гита» («Песнь Всевышнего»), согласно легенде переданная людям богом-хранителем Вишну.

В индуизме нашло своё выражение возрождение брахманизма. Но это было не просто возрождение брахманизма. Специалисты по жертвоприношениям поняли, что битву с буддизмом можно выиграть лишь в том случае, если религия вед привлечёт на свою сторону тех, от кого прежде высокомерно отворачивались, - представителей низших каст, единорождённых, потомков аборигенов, с их обрядами и обычаями, столь чуждыми и попросту неизвестными высокоучёным знатокам гимнов и Упанишад Речь шла о том, чтобы открыть двери тем, кто не мог быть допущен к брахманистским жертвоприношениям. И они действительно были открыты.

Такими дверьми в мир брахманизма, предназначенными для единорождённых, стали священные книги, не похожие на веды. В отличие от шрути - «услышанного», их именовали смрити – «запомненное». На шкале ценностей брахманизма они располагаются ступенькой ниже? В отличие от вечных Вед, смрити рассматривается как человеческое создание, как плод вдохновения и опыта. Но зато, если Веды доступны, да и интересны лишь немногочисленному меньшинству, то произведения, входящие в смрити, действительно свод народной мудрости. Их не только почитают, но и любят. Имена их героев у всех на устах. И именно благодаря им мы получаем возможность проникнуть в причудливый мир верований и культов, объединивших «арийское» начало с «варварским».

Главными источниками смрити являются две эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна». Главная сюжетная линия «Махабхараты» представляет собой историю борьбы за престол между двумя царскими родами или, точнее, ветвями одного рода – братьями Пандавами и Кауравами. «Долгая история вражды отважных воинов, находящихся друг с другом в близком родстве (их отцы-родные братья), завершается великой битвой на поле Куру. В этой битве Пандавы, олицетворяющие справедливость и неуклонное исполнение дхармы, одерживают победу. Но сам образ грандиозного сражения оказался переосмыслен, по мере того, как древний эпический сюжет всё больше становился похож на рамку, внутри которой индийская мысль помещала, повинуясь традиции, религиозные, этические, психологические учения, очень далёкие от первоначального варианта «Махабхараты» - архаического предания о богах и героях. Картину военной схватки сменила аллегория человеческой жизни»3.

Эта битва-символ и составляет содержание шестой книги «Махатбхараты», одной из многочисленных её частей, имеющей, однако, не сравнимое с другими частями значение и нередко рассматриваемой, изучаемой и, конечно, издаваемой отдельно. Эта небольшая поэма называется «Бхагават-Гита» - песнь о Бхагавате, или песнь Господа.

«Вместе с другими братьями Пандавами на поле боя Куру выезжает на своей боевой колеснице великий воин, неустрашимый Арджуна. Он уже готов натянуть лук и начать разить неприятеля, но внезапно ужасная мысль буквально парализует его. Дело в том, что во вражеском стане он видит своих родственников, близких, своего старого учителя. Перед его внутренним взором возникает картина предстоящего кровопролития, чудовищного греха, непоправимого нарушения дхармы. И доблестный воин не желает принимать участия в этом бесчинстве.

Тогда на поле боя появляется новый персонаж, уже давно присутствующий рядом с Арджуной, его Сута, т.е, возничий его колесницы. Он предстаёт перед ним в своём истинном обличье. «Воссияв ярче тысячи солнц», перед юным воином предстаёт сам Кришна – Бхагават и обращается к нему с речью»4.

Эта речь, которая, собственно, и составляет содержание «Бхагават-Гиты», содержит изложение многих важнейших для индуистской традиции учений, понятий, образов. Но все его рассуждения подчинены решению одной задачи – разъяснить смятенному Арджуне, как устроен мир, какое место в нём занимает Арджуна, в чём состоит долг воина. Другими словами, почему, несмотря на ужас, вызванный необходимостью убивать своих родственников, близких, а также не близких, но просто невинных людей, он всё-таки должен отбросить сомнения и вступить в бой5.