Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15 шагов к уверенности в себе. Зимбардо .doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
90.11 Кб
Скачать

Предостережение

Самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми. Ocyществляя такое сравнение, важно иметь, в виду следующее

Во-первых, немаловажно, кого вы избираете объектом сопоставления. Некоторых людей можно рассматривать как идеал, но не как точку отсчета. Для сравнения многие просто не подходят, потому что от природы наделены выдающимися талантами. Конечно, я хотел бы выглядеть, как Роберт Редфорд, мыслить, как Эйнштейн, говорить, как Ричард Бартон и писать, как Айзек Азимов. Идеалами можно восхищаться но не стоит превращать их в мерило успеха.

Во-вторых, выбрав для сравнения неадекватный образец, вы не только повергаете себя во фрустрацию, но и превращаете статус в самоцель, утратив наслаждение от процесса самосовершенствования и сосредоточившись лишь на идеальном результате.

Я и сам столкнулся с тем, что перестал получать удовольствие от жизни; сконцентрировавшись на тех ценностях, которые навязывает нам конкуренция и культ успеха. Однажды я посадил в машину голосовавшего паренька. Мне предстояло проделать путь длиною в 30 миль из дома в Пало Альто в Cтэнфордский университет. Передо мной оказался симпатичный юноша лет двадцати. Мы поговорили о его учебе в колледже, его сокурсниках, о каникулах - он как раз был на каникулах. Когда же я спросил, куда он едет, он ответил: "На юг". "В Лос Анджелес?" - настаивал я. "Нет". - "Неужели в Мексику" "Нет, сэр. Просто на юг".

Сейчас мне неловко вспоминать, как я рассердился. Только что мы вели непринужденный разговор, и вот этот неблагодарный хиппи отказывается отвечать на простой вопрос, куда oн направляется. Когда я съехал с шоссе на развилке, я еще paз строго спросил: «Все-таки скажи, в какое место тебе нужно?» Его ответ пробудил во мне воспоминания о тех далеких временах, когда моя жизнь еще не была расписана по минутам.

"Я еду не в какое-то определенное место. У меня есть две недели каникул, и я просто держу путь на юг. Я проеду столько, сколько позволят средства, а потом вернусь. Так что я могу не беспокоиться, что не попаду, куда мне надо. Собственно говоря, я уже там". Этого юношу не расстроило бы то, что он не достиг своей цели. Он мог радоваться жизни здесь и теперь, поскольку его удовлетворенность не зависела от каких-то целей, спроеци­рованных в будущее. Он являл собой пример человека, для которого процесс и есть цель.

В-третьих, вам может быть неизвестна цена, которую надо заплатить за успех. Преуспевающему бизнесмену может не хва­тать времени на общение со своими детьми, потому что нельзя одновременно быть с ними и уйти с головой в дела. Респектабельная домохозяйка, погруженная в свои заботы, бывает ли­шена возможности почитать хорошую книгу, насладиться кра­сотой природы и многого другого. Может быть, если бы мы знали, чего будет стоить достижение какой-то цели, то не стали бы к ней стремиться такой ценой.

В-четвертых, успех, красота, интеллект и многие другие желанные атрибуты счастья определяются стандартами, завися­щими от времени, места и социальных условий. Мы же расцени­ваем их как нечто абсолютное, с точки зрения того, обладаем мы ими или нет. Такой подход окажет вам скверную услугу, если стандарты вдруг изменятся. Придется приспосабливаться к ­ но­вым критериям сравнения, но с субъективной точки зрения мо­жет показаться, что перемены затронули именно вас.

Драматический актер, блистающий в провинции, может ока­заться не к месту на Бродвее. Звезду школьной футбольной команды могут не принять в сборную колледжа из-за недостат­ка веса. Представьте себе финалисток конкурса «Мисс Амери­ка", которые не получили никаких наград. Всю жизнь, начиная с детского сада, они были первыми красавицами. И вдруг не попали в десятку лучших.

Будучи преподавателем, я наблюдаю подобную картину каж­дый год. Молодой человек вправе считать себя неординарным, поскольку ему удалось поступить в Стэнфордский универси­тет. Но проходит несколько месяцев, и для многих становится ясно, что их успехи ниже средних. Они не стали глупее, а просто пали жертвой статистики, согласно которой половина курса успевает выше среднего уровня, тогда как другая половина, по определению, показывает результаты ниже среднего. Ведь им приходится соревноваться с теми, кто, так же как и они, однажды доказал свою неординарность.

В-пятых, необходимо осознать, в какой мере ваша жизнь определяется чужими сценариями. Вам не удастся выработать адекватное самоощущение, если вы выполняете программу, со­ставленную другими или для других. Если вы осознаете, что такие программы существуют, вам следует предпринять попыт­ки совладать с этой чуждой вам волей. Надо найти в себе муже­ство, чтобы отвергнуть чужие планы, если они неприемлемы для вас, или модифицировать их так, чтобы и самому извлекать из них пользу.

Зачастую мы даже не задумываемся, как глубоко впитали подобный сценарий. Во многом его определяют культурно обус­ловленные ценности и установки, например: мужчины не долж­ны плакать, женщины не должны показывать своего гнева, маль­чики должны быть крепкими и сильными, девочки - мягкими и нежными. Родители, учителя и другие носители функций соци­ального контроля еще в нашем детстве пишут для нас этот сце­нарий. Многое в нем очень полезно, и, достигнув разумного воз­раста, мы охотно принимаем эти установки как свои собствен­ные. Опасность подстерегает нас там, где в сценарий заклады­ваются устремления наших родителей, не реализованные ими самими. Раздражение не любимой жены ложится в основу сце­нария "Все мужчины - подонки", предназначенного матерью для дочери. Многие отцы желают, чтобы их сыновья добились в жизни того, чего в силу разных причин им самим добиться не удалось. Когда я работал в Нью-Йоркском университете, один такой папаша угрожал, что добьется моего увольнения, так как его сын - Марк Давид - по моему совету отправился в составе Корпуса мира учительствовать в Нигерию. "Он должен быть врачом, - бушевал отец, - он не может им не быть. Я и назвал его Марк Давид, чтобы М. D. (общепринятое сокращение звания "доктор медицины" ) стояло как до, так и после фамилии". Для доброго папы не имело значения, что его сын был счастлив оказаться в Африке, где он впервые обрел смысл своего существования. Не беспокоило его и то, что медицину сын ненави­дел. В известном смысле низкие отметки Марка можно было бы расценить как бунт против сценария, в котором ему была отве­дена роль Марка Давида, M.D. Впрочем, сценарий бунта тоже может быть написан чужой рукой.

Чтобы ощутить себя независимой целостной личностью, вам надо разобраться в сценарии собственной жизни, а затем самому сесть за его написание. Это может быть новый захватывающий сценарий или, как в '"новом" телесезоне, - несколько обновленный сценарий прежней программы. Все зависит оттого, чего вы ждете от постановки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]