Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Russia_in_WW1_SOR_Preprint (1)

.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
2.32 Mб
Скачать

думали о причинах войны солдаты, как относились они к «начальству»

ик товарищам, как переносили болезни и раны, как говорили о врагах, что вспоминали о доме и что думали о войне и т. д. Замечу, что теперь, когда наши историки берут «на вооружение» и «транснациональную историю», подобный «антропологизм» не совсем ей чужд, хотя эта история по-своему рассматривает соотношение личности и общества

итакое явление, как война.

Втранснациональной истории слышен и знакомый отголосок нашей старой марксистской «песни», хотя и с ясным критическим «лейтмотивом». Сторонники этой истории против узких идеологических рамок марксизма, потому, что в нем единственными транснациональными деятелями истории оказываются буржуазия и пролетариат, в то время как в действительности идет гораздо более сложный процесс взаимодействия групп и ассоциаций. Но полностью отказываться от марксистской точки зрения на историю они считают неразумным, учитывая возможность освещать с её помощью современные глобализационные процессы. Для них ценен анализ, который совмещает культурное понимание нации с экономическим пониманием развития обществ и возможности личности развиваться в этих обществах, что дает полное представление об интересах человека как субъекта, который стремится к самореализации и в политическом,

ив индивидуальном смысле. Он позволит проследить, насколько этот интерес совпадает с идеологическими конструкциями, которые ему навязываются государствам, близкими, и т. д. То есть сторонники транснационального подхода рассматривают человека как свободного гражданина мира.

Есть и еще один аспект истории, который связан с грядущим

100-м юбилеем Первой мировой. Наши зарубежные коллеги, в частности, в Великобритании, в своем интересе к этой дате видят весьма серьезную причину, - возможность пересмотреть, заново интерпретировать события войны, когда все её участники уже ушли из жизни. Апологетам транснациональной истории кажется, что с уходом этих последних участников и свидетелей мировой катастрофы, все условия исследования меняются. Категория переживания и категория уважения к личному опыту отступает на второй план. Помимо

51

уважения к пережитому современниками травматическому опыту у историка появляется некая привилегия рассмотреть войну с точки зрения культурных ценностей, которые не связаны с фронтовыми переживаниями. Такой транснациональный подход к памяти Первой мировой войны в Западной Европе и в США начал осуществляться уже при жизни ветеранов, в 1960-е годы. Транснациональная история могла бы сыграть положительную роль и в переосмыслении российского исторического опыта. В России не было культуры памяти Первой мировой войны, потому что ее затмили революция и Гражданская война. И сейчас обсуждается вопрос о том, стоит ли вернуться к культуре памяти Первой мировой войны как конфликта Российской империи с другими империями, или нации с другими нациями, или же стоит сразу прыгнуть на «следующий поезд», обратившись к транснациональному подходу. Надо иметь в виду и то, что многие потомки участников войны уже не являются гражданами Российской Федерации, и, кроме того, внесли большой вклад в культурную жизнь других стран. Роль исторической науки состоит в том, чтобы она показывала не только конфликты в прошлом, но и учила находить пути их преодоления в будущем.

В историографии заметно проявляется тенденция, суть которой в преодолении традиционного европоцентризма в изучении периода 1914-1918 гг. Исследователи обращают свое внимание не только на театры военных действий Старого Света, но и тщательно анализируют все изменения в стратегии и тактике государств – участников войны на «второстепенных» фронтах.

Происходит и трансформация вектора исследований проблем взаимосвязи истории социальных движений и групп с мировой войной. Ныне ученые перенесли акцент с рассмотрения рабочего и социал-демократического спектра таких движений на изучение роли в них других, ранее остававшихся вне поля зрения специалистов, общественных групп, объединенных по какому-либо признаку: этноконфессиональных, женских, молодежных, пацифистских, эмигрантских, даже групп неформального влияния – клубов, ассоциаций, лиг и т.п.

Исследователи проявляют значительный интерес к итогам и

52

последствиям Великой войны, особенно с точки зрения формирования нового миропорядка в рамках Версальско-Вашингтонской системы (104). Не может считаться абсолютно новой, но все больше завоевывает себе сторонников концепция Второй Тридцатилетней войны, т.е. время 1914-1945 гг. рассматривается как целостный исторический период мировых войн, локальных конфликтов и революционных потрясений, которые сопровождали движение человечества по пути индустриальной модернизации (130 ).

Российские историки вносят ощутимый вклад в осмысление войны. Делается это на огромном источниковом материале. Причем, они обращаются ко всему спектру военной тематики и используют новейшие наработки своих зарубежных коллег. Происходит, я бы сказал, тотальная мобилизация источников. Издается (и переиздается) великое множество различных документов (5, 28, 36, 107, 156 и др.), воспоминаний и дневников современников той войны (7, 9, 18, 27, 32,

34, 41, 42, 48, 49, 58, 79, 81, 85, 116, 117, 118, 132, 138, 141, 149, 152,

166). Публикуются книги эмигрантских историков (35, 67, 86, 108). Переводятся на русский язык книги не только старые, «классические» работы зарубежных авторов( например, Лиддела Гарта Г.Б.), но и новейшие исследования Н.Стоуна, Э.Лора, У.Фуллера, Д. Макдоно и др. (56, 62, 64, 77, 80, 82, 136).

И впервые, пожалуй, война показана в отечественной литературе так объемно. Появляются и общие работы о войне (4, 98, 148, 149, 156, 160 и др.), и о боевых операциях на различных фронтах (8, 74, 91, 93, 95, 111, 162 и др.), и на море (145 и др.).

Заметно прирастает литература о союзниках России в войне (2, 37, 94, 99, 100 и др.). И оценки их поведения по отношению к России не всегда «благожелательные» из-за того, что Россия, выручая их по их настоянию, нередко проводила операции, которые стоили ей слишком дорого.

Все увеличивается поток исследований и о полководцах той войны, появляются энциклопедические издания о генералах и офицерском составе армии (31, 55). Опыт мартиролога – работа С.В.Волкова. В ней приводятся сведения о генералах и офицерах, участниках мировой войны, погибших в годы Гражданской войны и

53

репрессированных в 1920-е и 1930-е годы, а также умерших в эмиграции. Даны справки о 18507 чел. (31, с. 5). В уникальном справочном издании, не имеющем аналогов в современной военно– исторической литературе о потерях России и СССР в войнах XX века, есть и цифра потерь России в войне: 9347300 человек. Исследователи проявляют повышенный интерес и к «офицерской» тематике, и к жизни простого солдата, к нижним чинам, к героям войны (40, 54, 92). Весьма интересует современных историков и проблема пленных (44, 54, 60, 89, 115). В России их повседневная жизнь и судьба складывалась по-разному: слишком они зависели от многих обстоятельств. Нелегкой была и жизнь миллионов русских пленных в Германии.

История тыла в современных исследованиях также многоаспектна. Рассматривается степень подготовленности России к войне, ее военный потенциал, экономика и финансы в годы войны (14, 16, 28,65, 114, 158 и др.). Большое внимание историки уделяют теме «война и общество» (29, 30, 107, 123 и др.). Причем, акцент в исследованиях все более определенно ставится на изучении различных проблем, которые возникали в результате войны в регионах (13,51, 52, 59, 71, 87, 109). Взаимоотношения власти и общества, деятельность государственных и общественных организаций, роль либеральной оппозиции в назревании революционного кризиса также занимает видное место в работах историков (1, 33, 88, 102, 126, 163 и др.). И они тщательно изучают изменения в общественном сознании, эволюцию в ментальности различных социальных слоев населения, созревание их протестных настроений.

Исследуя проблему связи войны и революции, историки вводят и сравнительно новые объяснения причин революционного кризиса. В литературе указывается, что «взрывчатая смесь воинствующего национализма, ксенофобии и шпиономании, получившая необычайное широкое распространение в специфических условиях военного времени порой деформировали процесс патриотической мобилизации»

(70, с. 572).

Втягивание Империи в войну и ее падение нередко интерпретировалось и интерпретируется и в русле «заговора»,

54

деятельности внешних сил, прежде всего Германии, Англии, российских революционеров, масонов, генералов и т.д. (19,45, 61, 75, 83, 133, 165). Но «версии» о «конспирологическом характере» революции большинство исследователей не разделяют.

В действительности, как справедливо утверждают многие историки, крах старого строя стал результатом неспособности экономики выдержать напряжение военного времени, коррупции и разложения в различных эшелонах власти, бездарности многих военачальников, мягкотелости императора и ряда других причин. Всего этого не могли компенсировать и общий довоенный экономический рост, и патриотическое настроение в начале войны (110, с. 5). Эта оценка и лейтмотив Международной конференции, состоявшейся в сентябре 2004 г. Вообще, феномен частых встреч историков (105, 106, 110 и др.) весьма способствует их взаимообогащению новыми идеями, что позитивно сказывается и на общем состоянии исторической науки. Накануне 100-летия войны, исследователи многое делают для восстановления памяти о Великой войне. Очень активны в этом калининградские историки, всесторонне изучающие места тяжелых боев армий Самсонова и Ранненкампфа, открывших немало захоронений воинов, и создавших целую литературу, посвященную памяти павших (25). О 1914, кровавом годе войны, и только что появившаяся фундаментальная книга известного историка С.Г.Нелиповича (91). А первая книга памяти появилась в Рязани (125). Большую и разностороннюю работу в деле изучения и воссоздания памяти о войне 1914-1918 гг. проводит Российская Ассоциация историков Первой мировой войны, подготовившая два выпуска своего Альманаха (130).

Завершая обзор, следует отметить, что вся обширная литература по истории Первой мировой войны, вышедшая в свет за последние 10– 15 лет в сущности являет собой удачную попытку реконструировать панораму российской жизни тех лет, опираясь и на новейшие достижения современной исторической науки. Представление об этой литературе даёт, я думаю, список работ, который есть в конце обзора.

Создан большой блок научных работ – непосредственно о войне, о боевых операциях на различных фронтах, особенно в Восточной

55

Пруссии и Галиции, о различных родах войск, принимавших в них участие (пехоте, артиллерии, авиации, флоте, коннице). Впервые историки обратили самое серьезное внимание на проблему пленных (по обе стороны линии фронта). Исследуется деятельность медицинских учреждений. Немало исследований посвящено взаимоотношениям с союзниками. Естественно, высок интерес историков к жизни в тылу (в столицах и в провинции), - к обыденной и общественно–политической, и к состоянию экономики. Исследуется жизнь горожан и крестьян, деятельность различных государственных и общественных организаций. Более всего исследователей занимает вопрос об изменении политического сознания различных социальных слоев и групп населения и в целом всего народа, встретившего войну пением гимна, а через два с половиной года низвергнувшего царя. Поражение России в войне также находит объяснение в значительном числе работ.

Представляется, что современные исследования по истории Первой мировой войны будут иметь большое значение для общественно-политического дискурса в современной России, выявят ее место в исторической памяти российского общества начала XXI века.

Список литературы

1.Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: Работа на фронт и на революцию (1907-1917). – М., 2003. – 256 с.

2.Алексеева И.В. Последнее десятилетие Российской Империи: Дума, царизм и союзники России по Антанте, 1907-1917. – СПб., 2009.

529 с.

3.Антивоенные выступления на русском фронте в 1917 г. глазами современников (воспоминания, документы, комментарии). –

М., 2010. – 363 с.

4.Ардашев А.Н. Великая окопная война. Позиционная бойня Первой мировой. – М., 2009. – 479 с.

5.Архив полковника Хауза. Избранное. В 2 т. – М., 2004. – 602 с.

6.Асташов А.Б. Пропаганда на русском фронте в годы Первой

56

мировой войны. – М., 2012. – 400 с.

7. Астров Н.И. Воспоминания. - М., 2000. - 173 с.

8. Афанасенко И.М., Бахурин Ю.А. Порт-Артур на Висле. Крепость Новогиреевск в годы Первой мировой войны. – М., 2009. –

162 с.

9.Бадмаев П.А. За кулисами царизма. – М., 2001. - 208 с.

10.Бажанов, Д.А. Щит Петрограда. Служеб. будни балт.

дредноутов в 1914-1917 гг. – СПб., 2007. – 223 с.

11.Бахтурина А.Ю.Политика Российской империи в Восточной Галиции в годы Первой мировой войны. – М., 2000. – 263 с.

12.Белаш Е.Ю. Мифы Первой мировой. – М., 2012. – 416 с.

13.Белова И.Б. Первая мировая война и российская провинция.

1914 – февраль 1917. – М., 2011. – 288 с.

14.Беляев С.Г. П.Л.Барк и финансовая политика России 19141917. – СПб., 2002. – 619 с.

15.Белякова З.И. Великие князья Николаевичи в высшем свете и на войне. – СПб., 2002. – 334 с.

16.Бокарев Ю.П. Экономические последствия распада Российской империи в результате Первой мировой войны. – Екатеринбург; М., 2009. – 86 с.

17.Бондаренко В. Герои Первой мировой войны. – М., 2013. –

500 с.

18.Брусилов А.А. Мои воспоминания. - М., 2004. - 448 с.

19.Брюханов В.А.Заговор против мира. Кто развязал Первую мировую войну. – М., 2005. – 653 с.

20.Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. Изд. 2-е, доп. – М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010. – 967 с.

21.Быт русской армии XVIII – начала XX века. – М., 1999. – 366

с.

22. Бьюкенен А. Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910-1918. / Пер. с англ. – М., 2006. – 399 с.

23. Ваганова Л.В., Рукосуев Е.Ю. Военно-промышленные комитеты на Урале в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.). – Екатеринбург, 2005. – 105 с.

57

24.Ватала Э. Григорий Распутин. Без мифов и легенд: Роман в документах. – М., 2000. – 768 с.

25.Великая и забытая: Материалы междунар. науч.-практич. конф. – Калининград, 2013. — 164 с.

26.Великая забытая война. – М., 2009. – 590 с.

27.Вильгельм II. События и люди. 1878-1918: Воспоминания.

Мемуары. - М., 2003. - 464 с.

28.Военная промышленность России в начале XX века. (1900-

1917). Сб. документов. - М.,2004. – 832 с.

29.Война и общество в XX веке: В 3-х кн. Кн. 1. Война и общество накануне и в период Первой мировой войны. – М., 2008.

30.Война и общество (К 90-летию начала Первой мировой войны): Материалы межвуз. науч. конф. Самара, 10-11 дек. 2004 г. –

Самара, 2004. – 305 с.

31.Волков С.В. Генералы и штаб-офицеры русской армии: Опыт мартиролога. В 2-х томах. – М., 2012. – Т.1. – 736 с.; Т. 2. – 728 с.

32.Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Из хроники нашей семьи. – М., 2008. – 480 с.

33.Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 -

весна 1917 г.). – М., 2003. – 432 с.

34.Глобачев К.И. Правда о русской революции: Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. – М., 2009.

519 с.

35.Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. – М.,

2001. – 440 с.

36.Голоса истории. Материалы по истории Первой мировой войны: Сб. науч. трудов. Вып. 24. Кн. 3. – М., 1999. – 309 с.

37.Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. – М., 2012. – 392 с.

38.Гордеев А.А. История казачества. – М, 2007. – 640 с.

39.Граф Г.К. Флот и война. Балт. флот в Первую мировую. – М.,

2011. – 319 с.

40.Гребенкин И.Н. Русский офицер в годы мировой войны и революции 1914–1918 гг. – Рязань, 2010. – 398 с.

41.Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра.

58

– Кронштадт; М., 2005. – 320 с.

42. Гужва Д.Г. Военная периодическая печать русской армии в годы Первой мировой войны1914-1918 гг. – Новосибирск, 2009 – 167 с.

43. Гурко В. Война и революция в России. Мемуары командующего Западным фронтом. 1914-1917 / Пер. с англ. – М., 2007.

– 399 с.

44. Гущин Ф., Жебровский С. Пленные генералы российской императорской армии (1914-1917). – М, 2010. – 384 с.

45. Данилов О.Ю. Пролог «Великой войны» 1904-1914 гг. Кто и как втягивал Россию в мировой конфликт. – М., 2010. – 410 с.

46. Данилов Ю.Н. Великий князь Николай Николаевич. – М.,

2006. – 480 с.

47. Дикая дивизия. Сб. материалов. – М., 2006. – 262 с.

48.Дневники и документы из личного архива Николая II: Воспоминания. Мемуары. – 2003. – 368 с.

49.Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны: В 2 т. – М., 2008. – Т. 1: 624 с.; Т. 2: 624 с.

50.Долгоруков П.Д. Великая разруха. Воспоминания основателя партии кадетов. 1916–1926. – 2007. – 367 с.

51.Еремин И.А. Западная Сибирь в период Первой мировой войны (июль 1914 – март 1918 гг.). – Барнаул, 2010. – 293 с.

52.Еремин И.А. Томская губерния как тыловой район России в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.). – Барнаул, 2005. - 277 с.

53.Забытая война и преданные герои. – М., 2011. – 319 с.

54.Забытая война: Сб. лит. произв. – М., 2011. – 464 с.

55.Залесский К.А. Первая мировая война. Правители и военные. Биографический энциклопедический словарь. – М., 2000. – 576 с.

56.Земан З., Шарлау У. Кредит на революцию. План Парвуса /

Пер. с англ. – М., 2007. – 319 с.

57.Земский феномен: Политологический подход. – Саппоро,

2001. – 200 с.

58.Игнатьев П.А. Моя миссия в Париже / Пер. с фр. – М., 1999. –

335 с.

59. Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны. – Хабаровск, 1999. – 366 с.

59

60. Иконникова Т.Я. Военнопленные Первой мировой войны на Дальнем Востоке России (1914 - 1918 гг. – Хабаровск, 2004. – 177 с.

61.Катков Г.М. Февральская революция / Пер. с англ. – М., 2006.

478 с.

62.Киган Д. Первая мировая война / Пер. с англ. – М., 2002. –

576 с.

63.Кирьянов Ю.И. Социально-политический протест рабочих России в годы Первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917 гг.).

М., 2005. – 217 с.

64.Клей К. Король, кайзер, царь. Три монарших кузена, которые привели мир к войне / Пер. с англ. – М., 2009. – 320 с.

65.Китанина Т.М. Россия в Первой мировой войне 1914-1917 гг. Экономика и экономическая политика. Ч. 1. Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914-середина 1916 г. –

СПб., 2003. – 143 с.

66.Клочков Д.А. Гвардейская пехота. Нижние чины. – М., 2011.

333 с.

67.Кобылин В.С. Император Николай II и заговор генералов. –

М., 2008. – 432 с.

68.Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914 1917) –

М., 2013. – 536 с.

69.Коковцов В.Н. Из моего прошлого. – М., 2004. – 896 с.

70.Колоницкий Б. «Трагическая эротика»: Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. – М., 2010. – 664 с.

71.Комарова Т.С. Тем, кто в забвенье брошен был судьбой. Енисейская губ. в годы Первой мировой войны. – Красноярск, 2007. – 134 с.

72.Кормина Ж.В. Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа. – М., 2005. – 376 с.

73. Коробков Ю.Д. Между двуглавым орлом и красным знаменем. Общественное сознание российского общества в 1917 г.: Монография. – Магнитогорск, 2000. – 129 с.

74. Корсун. Н.Г. Кавказский фронт Первой мировой войны. – М.,

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]