Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мастеров Психология саморазвития.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
536.06 Кб
Скачать

Групповая динамика

Сформулированные принципы касаются не содержатель­ного пласта занятий, то есть обсуждаемых на них психоло­гических тем, а психологических процессов в группе занима­ющихся, а также происходящих в «Я» участников.

Поэтому, наверное, нелишне сделать небольшой экскурс в ту область, которую в психологии называют групповой и личностной динамикой, напомнив о том, что такое группо­вая динамика, и ее типы, сказать о принципах управления динамикой группы, о взаимовлиянии групповой (интерпер­сональной) и личностной (интраперсональной) динамики.

Термин «Групповая динамика» был введен немецким пси­хологом, представителем гештальтпсихологии Куртом Леви-ном. Во втором периоде его научного творчества, когда он

63

был вынужден эмигрировать из нацистской Германии и пе­реехал в Соединенные Штаты Америки, Левин распростра­нил гештальтпсихологические принципы и на социальную психологию. Результаты были ошеломляющими, ими пользу­ется все прогрессивное человечество. А началось все с жиз­ненной проблемы, поставившей перед психологами конкрет­ную практическую задачу.

Во время второй мировой войны, когда Америка решила также мобилизовать свои ресурсы на борьбу с нацизмом, в их стране возникли столь для нас обычные трудности с про­довольствием. Дело в том, что огромное количество мяса, вырабатываемое в США, шло на обеспечение армии и по­мощь союзникам. В основном его забирала перерабатываю­щая промышленность для выполнения правительственных заказов. Поэтому на рынке США резко сократилось количе­ство продаваемого свежего мяса, зато в изобилии было мясо мороженое. Однако хозяйки всей страны, привыкшие к све­жему мясу, устроили мороженому чуть ли не бойкот: прак­тически перестали его покупать. Это создавало определен­ную экономическую и социальную напряженность, особен­но нежелательную в военное время.

Рекламная кампания, в ходе которой населению разъяс­нялось, что мороженое мясо, согласно заключению самых авторитетных экспертов, практически абсолютно не теряет своих вкусовых качеств и питательных свойств (белки, жи­ры, витамины и пр.), и, конечно, не влияет в худшую сторо­ну на здоровье человека. Но эта кампания не имела никакого успеха. Не помогали и патриотические призывы к сознатель­ности. Мало того, страсти разгорались еще сильнее, недо­вольство и напряженность усиливались. Несознательные аме­риканские гражданки продолжали бойкотировать эту «мо­роженую дрянь».

64

Тогда-то Курт Левин и предложил провести весьма стран­ное «мероприятие».

Во многих комьюнити (кварталах, микрорайонах и пр.*) больших и маленьких городов и населенных пунктов Аме­рики были вывешены объявления, приглашающие собрать­ся в определенном месте и в определенное время для обсуж­дения проблемы мороженого мяса. Обещалось присутствие представителей власти.

Большинство женщин пришло. В боевом настроении, в прекрасной эмоциональной форме, с явным намерением «ска­зать им все, что они об этом думают». Итак, стали собираться хозяйки, уже давно обсуждавшие между собой «это безобра­зие». Другими словами, собрались группы, в которых уже «ва­рились» эмоциональные процессы.

И женщины высказывались. Они приводили массу приме­ров того, насколько это мясо мерзкое и невкусное, как их де­ти отказываются его есть. Они возмущались: «В то время, когда мужья проливают кровь на полях сражений со злей­шим врагом человечества, их жен и детей травят всякой га­достью». Они возмущались президентом, правительством и т.д. и т.п.

Женщины говорили страстно, подливая «эмоциональное масло в огонь» высказываний друг друга... И... не встретили никакого сопротивления со стороны организаторов обсужде-

* Нет точного перевода на русский слова соттишгу, поскольку нет такого явления в жизни. Это некоторое пространственно-человеческое понятие, обозначающее характер общности людей, компактно проживаю­щих в одном месте имеющих какие-то общие связи: они являются прихо­жанами одной церкви и выбирают совет прихода, выбирают попечитель­ский совет школы, куда ходят их дети, имеют какое-то благотворительное общество, клуб и т.п.

65

ния проблемы, которые кивали головами, записывали жало­бы, в глазах некоторых мелькало сочувствие. И никаких по­пыток переубедить, привести какие-то аргументы.

Постепенно эмоциональный накал собраний начинал сти­хать, тем не менее сохраняясь на каком-то уровне. В выска­зываниях участниц начали мелькать выражения типа: «Ко­нечно, может быть там и остались какие-то витамины, но...»

С собраний женщины расходились с чувством своей не­сомненной правоты выполненного долга и глубоким удовлет­ворением.

На следующей неделе индекс потребления мороженого мя­са в тех районах, где уже прошли собрания, резко пошел вверх, а накал эмоций, связанных с этой проблемой - вниз.

Что же произошло?

Домохозяйки, принимавшие участие в обсуждении пробле­мы, представляли собой группу, если иметь в виду социаль­но-психологическое значение этого слова. Группа может ха­рактеризоваться некоторой динамикой отношений как внут­ри этой группы между ее членами, так и вовне. Группа как целое может общаться с другой группой или с отдельным че­ловеком, выражая общее отношение членов группы к каким-то идеям и т.д.

В приведенном примере с проблемой мяса внутри группы была эмоциональная поддержка. А вовне - как бы общий век­тор эмоционального протеста. Это последнее и объединило женщин в группу. Мясная проблема, протест как бы задали некоторое общее эмоциональное поле, на котором и развер­нулась внутренняя динамика отношений домохозяек как чле­нов группы.

Что же сделала дискуссия о мясе?

Если раньше этот внешний, общегрупповой эмоциональ­ный вектор протеста находил себе опору во внешней среде

66

- можно было спорить с пропагандой, было кому возражать, то во время дискуссии протест как бы провалился в пусто­ту, не встретиз опоры в виде ожидаемого сопротивления организаторов. Заметим, что организаторы были для недо­вольных женщин представителями какой-то неясно очерчен­ной и не понятно из кого состоящей группы. Хозяйки обо­значали ее словом «они». Если раньше этот внешний вектор задавал поле для внутренней динамики отношений, а она, в свою очередь, своей энергией поддерживала внешний век­тор протеста, то после дискуссий эта энергия стала уходить, вытекать из поля, разрушенного отсутствием сопротивле­ния. Но поскольку, согласно теории гештальтпсихологии, в психологических полях действуют в принципе те же зако­ны, что и в полях физических, то просто так эта энергия исчезнуть не могла. Группа, потеряв свой цементирующий ее вектор и истратив эмоциональную энергию, начала рас­падаться. А энергия межличностной динамики направилась внутрь элементов этого поля - на внутренние процессы, про­исходящие в сознании женщин, в котором осталась убеж­денность: «Мороженое мясо конечно же...», но появилось и нечто новое: «...но зато дешевле, это экономит бюджет се­мьи.»

Приведенным примером нам хотелось обратить внимание на теснейшие взаимозависимость и взаимовлияние трех со­ставляющих психодинамических процессов:

- межгрупповая динамика: цементирующий «вектор про­теста», направленный на противостояние группы против тех, кто пытается нас «накормить этой дрянью»;

- собственно групповая динамика: эмоциональное поле с силовыми линиями взаимной поддержки;

- индивидуальная (внутриличностная) динамика: измене­ние суждений, появление внутреннего диалога «...зато дешев-

67

ле...», изменение эмоционального отношения к проблеме и поведения в связи с этой проблемой.

Запустив или спровоцировав в любой группе, в том числе и подростков, собравшихся на психологические занятия, од­ну из подобных «динамик», учитель неизбежно получает от­клик в другом направлении.

Следует обратить внимание на поведение ребят, которые первый раз собрались в комнате для психологических заня­тий. Каждый из них знает, что ему предложено заниматься психологией «через себя», «на своей шкуре». Только в резуль­тате одного этого факта:

- появляется еще слабое, но достаточно отчетливое: это «мы», наша группа- «мы»; тот, кто пришел сюда, отличается от тех, кто не захотел прийти;

- происходит изменение отношений собравшихся друг к другу: возникают новые отношения и чувства, отличные от тех, какие были за пределами этой группы; либо появляется «поле» взаимного интереса, и подростки начинают присмат­риваться друг к другу, возможно, возникают даже напряже­ния, симпатии, антипатии и пр.;

- вызывают изменения в самосознании и то и другое: не­произвольно начинается сравнение себя с другими, сидящи­ми рядом, может быть, возникают вопросы к себе: «Зачем я сюда пришел, будет ли мне здесь интересно, трудно, легко, как меня воспринимают?» и т.д.

Если усилить хотя бы одну из этих составляющих, то мо­ментально можно получить изменения в остальных двух. На­пример игра: «Давайте поиграем!». Если эта игра будет инте­ресна, вызовет какие-то приятные чувства друг к другу (факт групповой динамики), то усилится межгрупповая составля­ющая («Как хорошо, что мы решили сюда прийти!»), когда можно почувствовать себя свободнее и раскованнее (факт внутренней динамики).

68

Однако обратимся к тем психологическим, психодинами­ческим процессам, с которыми встретятся как ведущий груп­повые занятия, так и их главные участники. Для этого напом­ним о двух основных типах групповой динамики, используе­мых психологами при работе в группах, которая соответствует нашим целям.

Речь пойдет о спонтанной и управляемой групповой дина­мике.

Когда мы говорили о риске самораскрытия, то упоминали о группах личностного роста. Уже само название этого мето­да работы с собой созвучно тематике саморазвития. Разно­видностей таких групп множество:

- группы «встреч»*, посвящаемых, как правило, решению личных (личностных, эмоциональных, отношенческих) проблем;

- группы «тренинга сензитивности», занимающихся раз­витием эмоциональной сферы, способностей чувствовать себя и других людей, развитием таких качеств, как эмпатичность и синтонность, то есть способностей к эмоциональному со­переживанию, к нахождению в эмоциональном резонансе с партнером по общению;

- группы, посвященные исследованию и осознанию свое­го телесного «Я»; и многие другие.

Практически те же типы групп, те же психологические принципы, приемы и техники используются в групповой пси­хотерапии неврозов. Это и понятно, если вспомнить пробле­му компенсаторных психологических защит «Я»: невротичес­кий симптом чаще всего является формой неадекватной за-

* В английском языка используется термин епсошиег §гоир§. Слово еп-соип1ег, кроме значения «встреча», имеет еще и значение «столкновение». Следовательно, если использовать английский вариант, то подчеркивает­ся значение межличностной динамики в этих группах.

69

щитной реакции «Я», ставшей фиксированной. И в этом смыс­ле вылечить невроз - это не только подавить симптом таб­летками, уколами, специальным образом жизни, но и вернуть человеку свободу выбора чувств, мыслей, способов поведе­ния, способность без искажений воспринимать себя и дру­гих людей.