Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом-2.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
296.96 Кб
Скачать

3. Социальный облик династии Морозовых.

Представители знаменитой Морозовской династии были старообрядцами. От основателя династии Саввы Васильевича рогожского старообрядца пошли четыре ветви: тверские Абрамовичи – единоверцы, богородские Захаровичи и Орехово-Зуевские тимофеевичи – белокриницкие староверы, Орехово-Зуевские Викуловичи – беспоповцы. Моленная поморцев – брачников существовала в доли Викулы Елисеевича Морозова с середины 19 века (Москва, Подсосенский пер.) Его сын и наследники Алексей Викулович Морозов (1857-1934) собрал богатейшую коллекцию фарфора, живописи, гравюр и др. произведений искусства, кроме того, им было составлено небольшое, но безупречное по художественным достоинствам собрание икон. 27

Белокриницкая домовая церковь Марии Магдалины была обустроена во владении Марии Фёдоровны Морозовой (Москва, Трёхсвятительский пер.). Её сын Сергей Тимофеевич Морозов (1860-1944) – меценат, один из основателей Музея кустарных изделий, художник – любитель, предоставил флигель с художественной мастерской И.И.Левитану, в нём последний с 1889 года жил, работал и умер.

С тверскими Абрамовичами, по всей вероятности, связано строительство монументальной Воскресенской церкви в Твери. Этот сказачно-богатырский храм, возведённый в 1913 году, является интересным образцом неорусского стиля. 28

Арсений Иванович Морозов, представитель «Захаровичей» построил в Богородске белокриницкую церковь во имя пророка Захарии. По приказу Арсения Ивановича в 1911 году известный зодчий. И.Бондаренко выстроил здесь церковь по типу древнего храма Ефросиньи Полоцкой в Полоцке. Церковь, по желанию заказчика, названа в честь пророка Захарии и великомученицы Евдокии, в память тезоименных святых деда и бабушки Арсения Ивановича – создателя Глуховской мануфактуры Захара Саввича Морозова и его жены Евдокии Мартыновны. Имелся в храме и придел в честь Николая Угодника. Все средства на строительство церкви, колокола, устройство иконостаса были пожертвованы А.И.Морозовым. Кстати, врата к иноностасу, созданные в 16 веке для Благовещенского собора Арсений Иванович купил за 5000 рублей. 29

Место для староверческого храма было выделено на окраине города, недалеко от железнодорожного поста Захарово, чтобы не смущать представителей главенствующей церкви.

Религия занимала важное место в жизни фабрикантов. Следует отметить, что старообрядцы «гусляки», чтобы быть принятыми на фабрику, прибегали к одному из любимых приёмов А.И.Морозова, приходили в молельную раньше «самого», т.е. хозяина, становились у него на виду и усердно отбивали поклоны, привлекая этим внимание хозяина. По окончании службы Морозов приходил к такому старообрядцу и спрашивал: кто? Откуда? – и довольный религиозным рвением новичка, направлял на работу. 30 Это не было характерным явлением лишь для Глуховских Морозовых. Особенно этот способ был популярен при создании Морозовских мануфактур. При подобном найме Морозовы выступали в роли «отца – благодетеля» (откупали крестьян от крепостной зависимости, избавляли от рекрутчины, платили повышенную заработную плату, давали ссуды на строительство домов) и рабочие в течение многих лет смотрели на своих хозяев и их деятельность как на особую божественную миссию попечительствовать над ними. 31 Складывались как бы семейные отношения.

Но уже к началу 80-х годов эта система взаимоотношений исчерпала себя. Новое поколение фабрикантов – старообрядцев стали жить обособленной от своих единоверцев жизнью. Пришедшие позднее на фабрику, деревенские жители попадали в казармы и цеха, в суету городов и терялись без привычного многовекового уклада жизни, расставались с патриархальными устоями, обычаями, верой.

Арсений Иванович глубоко переживал сложившуюся ситуацию. От своих рабочих он требовал уже немногого: «Не пить. Не курить. Не воровать.» Но мысли о сохранении истинной веры жили в нём всегда. Именно при его содействии была образована богородская старообрядческая община. Для её создания было направлено в Московское губернское правление, заявление старообрядцев от 6 февраля 1907. В нём говорилось об учреждении общины, получившей название «Богородская старообрядческая община храма во имя Святителя Николы». 32 Почётным её председателем стал Арсений Иванович. На него часто приходили доносы сообщавшие о том, что Морозов заставлял людей переходить в старообрядчество. Однако проведённое расследование пришло к следующему решению, что оставаясь ярым старообрядцем, Морозов никого не принуждал вступать в его общину. Он был терпим в вопросах веры и заботился также о духовных запросах нововеров. При Богородско-Глуховской мануфактуре была новообрядческая церковь, существовала таковая и при богадельне для рабочих-инвалидов и престарелых, устроенной Арсением Ивановичем неподалёку от Глухова. Походный алтарь для этой церкви был подарен Морозову Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.

Арсений Иванович так же принимал активное участие в старообрядческой жизни Москвы. Он неплохо владел пером и сотрудничал в старообрядческом журнале «Церковь», из номера в номер, публикуя полемические материалы в защиту старой веры, освещая дела Богородской старообрядческой общины, иногда помещая свою переписку с официальными лицами (вплоть до министров и самого премьер–министра П.А.Столыпина) по вопросам, затрагивающими интересы старообрядцев. 33 Как истинно религиозный человек Арсений Иванович до конца своих дней ревностно относился к защите и сохранению и исполнению всех обрядов и канонов старообрядческой веры.

Став богатыми промышленниками, в своей жизни Морозовы по-прежнему сохранили сильные старообрядческие традиции: религиозность, высокая нравственность в отношениях с единоверцами, трудолюбие, почитание властей, скрытность, предприимчивость, взаимопомощь. Эти качества старообрядцев Морозовых влияли на характер взаимоотношений с рабочими.

Морозовы были новаторами не только на своих производствах, но и в градостроительстве. Например, здания, построенные в Богородске по приказу Арсения Ивановича Морозова, были выполнены в стиле модерн.

Великолепные памятники Богородкого модерна располагались на территории Богородско-Глуховской мануфактуры. Среди них фабричный посёлок, женская гимназия, мужское начальное и реальное училища, ремесленная школа, жилые дома.

Особым достижением было строительство в 1907-1908г. Новой ткацкой фабрики. 34

Она стала ярким примером творческого применения железобетона в больших масштабах, вошедшего во многие учебники промышленной архитектуры. Серьёзность подхода заказчика и архитектора заключалась уже в том, что задача была поставлена небывалая: выстроить лучшее фабричное здание, «начинить» его самой современной техникой, подготовить высококвалифицированных рабочих, осуществить прорыв в качественных и количественных показателях продукции.

В спроектированный Кузнецовым сложный фабричный комплекс входили приготовительное и шлихтовальное отделения, ткацкие отделения, котельная с трубой и прочее.

Железобетонные конструкции составили скелет нового предприятия. Были тщательно продуманы и спланированы обширные вспомогательные помещения, канализации, специальные системы обогрева и вентиляции. 35 Следует отметить что созданная Кузнецовым центральная вентиляции с многократным обменом чистого воздуха, подводимого к рабочим местам в железобетонных трубах криволинейных очертаний относилась к достижениям не только общероссийского, но и мирового масштаба.

Одним из важнейших вопросов для ткацкой фабрики всегда было освещение. И Кузнецов подошёл к нему новаторски. Исследовая проблему, учёл всё, что было до него, сделал множество расчётов. В результате появился его труд «Освещение фабричных зданий дневным светом» (1907г.) 36 и проект крыши Новоткацкой фабрики. Главный корпус её представлял собой огромнейшее по площади одноэтажное строение с бетонным перекрытием, сплошь изрезанное фонарями резной формы. Света внутри фабрики оказалось столько, что создавалось ощущение яркой солнечной поляны.

Наиболее замечательной, конечно, была крыша фабрики: практически вся плоская кровля, а точнее всё пространство между фонарями, было засыпано грунтом и засеяно травой, являя собой фантастическую лужайку на приличной высоте. 37

Следует обратить внимание и на то, что начальников, руководителей на стройке, как и в целом на огромной мануфактуре, было очень мало. Архитектор и проектировал здание и руководил строительством, особое внимание обращал он на качество работы. Рассказывали, что обычно Кузнецов по строящемуся объекту ходил с топориком, и если ему что-то не нравилось в деревянных конструкциях, и т.п., он тут же рубил всё, что было ниже требуемого качества. И уж, конечно, не подписывая никакие платёжные ведомости за работу, которая его не устраивала. Именно благодаря такому строгому контролю за качеством плоская крыша и через десятки лет не протекала, а с фонарей не капало. 38

Видимо, по заданию дирекции все этапы строительства были зафотографированы. Занимался съёмками А.С.Ильин. Его служебное положение на мануфактуре неизвестно, но в старообрядческой Богородско-Глуховской общине был он тогда заместителем самого Арсения Ивановича.

Основное строительство происходило в 1907-1908 годах, причём в 1908 году главным образом занимались отделкой и монтажом оборудования.

Фабрику оборудовали самыми совершенными тогда станками. Работать на них учили на специально образованном опытном участке ещё на старой фабрике. Многие из этих станков работали более полувека и были замечены только в конце 50 – начале 60-х годов 20 века.

Новоткацкая фабрика компании Богородско-Глуховской мануфактуры действительно стала новым словом в промышленной архитектуре и в ткацком производстве вообще. Её высоко оценивали иностранные и отечественные специалисты, приезжали посмотреть в действии. Следует отметить, что в 1940 году именно здесь снимали фильм «Светлый путь», как на лучшей фабрике Советского Союза, однако тогда уже прошло 32 года после её пуска.

Всё это говорит о том, что Морозовы, оставаясь истовыми старообрядцами не отрицали нововведений как на своих предприятиях, так и в жизни рабочих. В предприятиях они ценили не только высокую производительность, но и внешнюю красоту и практичность зданий. Такие же требования они предъявляли и к зданиям, строившемся для жизни рабочих.

  1. Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. Судьба российского реформатора. М. 1993. С. 41.

  2. Лизунов В.С. Старообрядческая Палестина. Орехово-Зуево. 1992. С.5,6.

  3. Морозова Т.П. Поткина И.В. Савва Морозов. М.1998. С.4.

  4. Ситнов В.Ф. К истокам родословной! Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции «купцы Морозовы - российские предприниматели и меценаты». Орехово-Зуево. 1997. С.116,117.

  5. Лизунов. Старообрядческая Палестина. С.42.

  6. Кузьмичев А., Петров Р. российское предпринимательство. Семейные хроники. М. 1993. С.69.

  7. Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. Судьба российского реформатора. С.41.

  8. Ситнов В.Ф. К истокам родословной. С.116.

  9. Морозова Т.П. Поткина И.В. Савва Морозов. С.6.

  10. Мануфактуры и фабрики торгового дома «Савва Морозов с сыновьями». М.1970. С.14,19,21.

  11. Морозова Т.П. Поткина И.В. Савва Морозов. С.6.

  12. Там же. С.6.

  13. Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. Судьба российского реформатора. С.41.

  14. Морозова Т.П. Поткина И.В. Савва Морозов. С.6.

  15. Савва Морозов человек-легенда. Архив музея революционной, боевой и трудовой славы. Ногинск.С.2.

  16. Бурышкин П. Москва Купеческая. М.1991. С.103.

  17. 1000лет русского предпринимательства Богатыри российской промышленности. М.1995. С.127.

  18. Морозова Т.П. Поткина И.В. Савва Морозов. С.9.

  19. Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. С.42.

  20. Морозова Т.П. Поткина И.В.Савва Морозов. С.10.

  21. Труды первой научно-практической конференции «Морозова и их роль в истории России». Ногинск. 1995. С.68.

  22. Морозова Т.П. Поткина И.В.Савва Морозов. С.12.

  23. Там же. С.12.

  24. Там же. С.27.

  25. Кузьмичев А. Петров Р. Российское предпринимательство. Семейные хроники. М.1993. С.70.

  26. Бурышкин П. Москва Купеческая. С.102.

  27. Антонов В.И. Мнево Н.В. Каталог древнерусской живописи. М., 1963, т.1. С.23.

  28. Федотов А.С. Древнерусская культура, староверческие традиции и русское зарубежье. //Труды первых Морозовских чтений. Ногинск., 1995.

  29. Памятники Отечества. Завещано России. Гл. ред. Разгонов С.Н. №29. С.26.

  30. Работа В.П. Хакалина. С.2. Архив музея революционной боевой и трудовой славы.

  31. Материалы Ногинской ------

  32. Заявление старообрядцев, приемлющих священство Белокреницкой иерархии в Московское губернское правление от 6 февраля 1907// Богородский край. №1. 1996. С.10-11.

  33. Образцовая мануфактура. АМРБТС.

  34. Морозовский шедевр. Дроздов М. Былое №4 апрель 1995.

  35. Модерн в уездном городе. С.8. АМРБТС.

  36. Морозовский шедевр. Броздов М. Былое №4 апрель 1995.

  37. Там же. Былое №4 апрель 1995.

  38. Модерн в уездном городе. С.9. АМРБТС.