Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом-2.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
296.96 Кб
Скачать

2. Социально-бытовые условия жизни рабочих с середины 19 века – до конца 80-х годов 19 века.

В обязанности Захара Саввича, а позднее и его сыновей, входило и решение социальных вопросов. Важной была проблема медицинского обслуживания рабочих.

Богородский уезд обслуживался медицинской частью городской больницы при городовом враче Сербском. Как отмечали современники: хороший был врач. 18Уезд же обслуживался уездным врачом, состоявшим в штате этой медицинской части.

Из больниц были только в Глинках да на докторском заводе «П.Мамонтина сыновья». Был врач Сергеев, как говорили: нарасхват на весь уезд. Глуховской мануфактуре тоже понадобилось строить больницу, для чего к середине пятидесятых годов было построено двухэтажное здание: низ каменный, а верх деревянный. Верх его был использован под квартиры. Низ отведён под больницу с квартирой для фельдшера и помещением под аптеку. Это было здание с коридорной системой. Первым фельдшером был Иван Терентьевич Дроздов, заслуживший народные любовь и уважение, а врачом был уездный врач Лихачёв.

Больница, помещавшаяся на красном дворе, уже не удовлетворяла нужду, так же и одного врача было мало. Именно поэтому в начале шестидесятых годов была выстроена другая больница с отдельными родильным отделением. Уже был приглашён молодой врач – Роман Осипович Буткевич, который сначала проживал в городе Богородске. Для того, чтобы его приблизить к фабрике, был выстроен докторский дом на повороте (по дороге из Богородска к Глухову) уже построенного Иваном Захаровичем шоссе, ибо удалось купить землю у соседнего помещика Рахманова. Строительство этой дороги заменило луговой путь.

Больницы опять оказалось мало. У Романа Осиповича появилось желание и требование отделения больницы. Было выстроено 2-х этажное здание с усовершенствованным отоплением и вентиляцией.

Следует отметить, что строительство больниц и их содержание велось за счёт Морозовых и компании Богородско-Глуховской мануфактуры.

«Эпидемические болезни не посещали фабрики, так как условия жизни были сносны.» 19

однако в 60-х годах по предложению губернатора Синягина были построены бараки. Эти бараки сослужили свою службу. Они были приспособлены и послужили основанием хирургическому и детскому отделению.

К Буткевичу поступили помощники. Вместо одного врача стало три. А когда приступил к работе Поплавко Н.Н., тогда появилась идея и необходимость построить родильный приют на 25 копеек, что было осуществлено уже внуками Ивана Захаровича. Это послужило основанием Глуховским клиникам.

При Иване Захаровиче был вырыт первый артезианский колодец по дороге, которая ведёт к Буньковской даче. Этой водой стало пользоваться население. Второй колодец был вырыт там, где помещалась отбельно-красильная фабрика, а позднее была устроена электростанция.

При содействии Фёдора Андреевича Детинова, поступившего к Захару Саввичу мальчиком и самовоспитавшего себя, особенно в научном смысле, приступил к улучшению условий фабричной жизни. Иван Захарович пожелал, чтобы рабочая среда была грамотная, для чего построил двухэтажное училище рядом с существовавшим домом управляющего отбельно-красильным заведением. Низ, традиционно, был каменным, верх деревянным. Пригласили первого учителя, и с разрешения, конечно, начальства было открыто училище. И для того, чтобы оно было крепче, пригласил и законоучителя.

Фабрика постепенно расширялась. С развитием фабрик Морозов скупает земли. На свободных землях разводили хлебопашество, а на бросовых – огородничество.

В виду отсутствия железных дорог, на Буньковской даче был организован большой конский завод. 20Там уже были построены конюшни, сараи, помещения для рабочих. Рабочие Глуховских фабрик жили в казармах. Под их строительство постепенно пришлось занять огородную землю, где были построены три казармы разных систем. А на так называемом красном дворе сделаны были четыре квартиры для мастеров-англичан, число которых увеличивалось. А вместо бывших домов, оставшихся от помещика Глухова, выстроены были дешёвого типа казармы. Да ещё за мельницей были выстроены шесть домов для холостых одиночек. Это строительство велось на протяжении 50-60 годов.

Служащие жили в отдельных домах на «кирпичном» или на «Кавказе»! 21

Кирпичный завод – это ямы, оставшиеся после добычи глины, где позднее была выстроена слободка. Кавказом называли слободки, основанные во время покорения Кавказа.

В 80-х годах были построены также клуб и библиотека. Но они были предназначены для служащих, рабочим они были малодоступны. Это связано с низким уровнем грамотности рабочих мануфактуры. Однако, Морозовы стремились изменить эту ситуацию открытием новых учебных заведений.

Здание училища уже не удовлетворяла потребностям времени. За это дело взялись внуки Ивана Захаровича. Им хотелось построить воспитание рабочего люда на иностранный лад. Выстроено было замечательное здание. Обставлено

было замечательно. Но человека, который смог бы вести это дело, не оказалось. Хотя, следует отметить, некоторой программы добились, а по созданию собственных трудовых кадров. Министерская программа пятигодичного обучения давала лучшие результаты.

Нельзя сказать, что условия труда и быта рабочих на мануфактуре были очень хорошими, но Морозовы стремились к их улучшению, используя не сколько свои собственные материальные накопления. Не всё ещё было сделано, но следует отметить заинтересованность промышленников в решении социальных вопросов. По мере развития предприятий, будут лучше устраиваться и жилища для рабочих сопутствующие службы, а пока Морозовы пытаются обеспечить не только работой, но и возможным минимумом услуг, необходимых для благоустройства быта рабочих.

47