Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая. Емелин С.С (Автосохраненный).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
90.46 Кб
Скачать

Глава I. Зарождение четвертого крестового похода

1.1. Международная обстановка в Европе до 1199 г. И причины похода

Накануне 1199 г. международная обстановка, как на Востоке, так и на Западе была очень напряженная, Европу и Азию пронизывали противоречия между государствами-соседями. Особенно острая напряженность наблюдалась среди бывших участниц прошлого крестового похода.

Англо-французские отношения переживали глубокий кризис ещё во время похода, постоянные споры и противоречия между Филиппом II Августом и Ричардом I Львиным Сердцем, не позволившие скоординировать силы двух королей для штурма Иерусалима, сказались и на времени после крестового похода. Остроту не остудила даже смерть Ричарда(6 апреля 1199 г.), новый король Иоанн Безземельный, как и его брат начал конфликтовать с Филиппом из-за поддержки последнего, сына Ричарда — Артура, претендовавшего на английский престол.

В Священной Римской Империи в отличии от соседей, началось внутреннее брожение. Борьба двух претендентов на престол, от династий Вельфов и Гогенштауфенов. От Вельфов выступал Оттон IV Брауншвейгский, сын Генриха Льва, потерявший свои владения вследствие конфликта с Гогенштауфенами, и Матильды Плантагенет, дочери английского короля Генриха II. От Гогенштауфенов выступал Филипп Швабский, младший сын Фридриха I Барбароссы. Вся потосовка между Филиппом и Оттоном продолжалась до самой кончины первого, т.е. до 1208. Оба конкурента были так увлечены соперничеством, что уделяли мало вниманию внешнеполитическим интригам.

До 1199 г. существовал блок из вышеперечисленных государств и партий, коалиция во главе, которой явно стоял Ричард, включала в себя: Англию, партию Вельфов в Германии, и князей анжуйского дома из южной Франции и новоизбранный Иннокентий III. Во второй коалиции, где не существовало превалирование какой-либо из сторон, включавшая всего два участников: Филиппа Августа и Филиппа Швабского. Если в первом блоке существовала династическая близость, как между Оттоном и Ричардом, то во второй блок можно объяснить скорее необходимостью и опасностью остаться одним в решении частных проблем государства.

Перемен подвергся и престол Св. Петра, в 1198 году курией был выбран Папа Иннокентий III, очень содержательную характеристику этой личности дал историк Заборов: «Иннокентий III являлся, несомненно, выдающимся политическим деятелем своего времени. Твердая воля, настойчивость в достижении поставленных целей, умение, хорошо распознав уязвимые места своих противников, использовать их слабости, подчинять их намерения своим замыслам, предвидеть и направлять события — уже этих талантов было достаточно, чтобы склонить голоса кардиналов в его пользу.

Обладая большим умом. он был и чрезвычайно энергичным человеком. Воинственный и гневливый, расчетливый, осторожный и трезвый в оценках политик…»1. Несмотря на всю категоричность историка в некоторых моментах, папа действительно являлся очень активным деятелем, об этом свидетельствуют его личные приготовления к крестовому походу.

Восток в спорах и войнах не отставал от Запада, важной вехой «предпоходных» лет стала борьба(1198-1200) между наследниками некогда великого Салах-ад-Дина. После смерти аль-Азиза, второго сына основателя династии Айюбидов, на престол взошёл 12-летний аль-Мансур. Из-за малолетства, аль-Мансур не мог править, и в срочном порядке требовалось назначить регента, на этой почве разразилось противостояние двух партий, борющийся за пост регента и атабека(главнокомандующего). Первая партия, «мамлюки Саладина», выступала за брата Саладина аль-Адиля. Вторая же, «мамлюки дяди Саладина Асад ад-Дина Ширкуха», поддерживала старшего сына Саладина, аль-Афдаля. Победу одержал аль-Адиль, но главное является, что на 1199 год Европа знала об внутренних распрях в египетском султанате, что лишь подлило масло в огонь, для амбициозного папы, желавшего произвести подвиг веры и распространить влияние папской курии.

Пока в Египте разгораются восточные страсти, на севере от неё, в неприметной Византии, также разворачиваются политические интриги вокруг трона басилевса. Пока законный император Исаак II находился в походе против болгар, его брат Алексей III находясь в сговоре со знатью, объявил себя новым императором в апреле 1195, а 8 числа того же месяца ослепляет своего родственника и кидает в темницу.

Важно отметить, что причинами столь агрессивного поведения некоторых государств стали, итоги и события III крестового похода в целом не удовлетворившим потребности папской курии и не решившие первоначальные задачи крестового войска, а именно возвращения Иерусалима в лоно католической церкви. Так смерть Фридриха I Барбароссы, оставила СРИ без сильного правителя обрекшая на междоусобные войны. Трения и разноголосица между английским и французским лагерем, побудили обоих королей на военные столкновения на континенте.

Не выполненная задача III похода побудила и стала основополагающей причиной IV крестового похода, новое движение за освобождения Святой Земли, должно стать успешнее предыдущего, но как? План нового крестового похода заключался в новом месте дислокации «божьего ополчения», если раньше крестоносцы неслись прямиком в Сирию, то новый план заключался в высадке в Египте, наскоком взяв Александрию и уже из Египта двигаться к Иерусалиму. Эффективность нового плана отлично объясняет Саймон Лойд: «Будущее крестоносного движения было решено его сподвижниками, королями Англии и Франции Ричардом I и Филиппом II, отправившимися в Святую Землю морем. Со времени третьего крестового похода Египет стал еще одной целью крестоносного движения. И это было вполне логично, поскольку завоевание или даже только ослабление богатого и политически значимого Египта облегчило бы восстановление Латинского Востока»2

Таки образом, во всём средиземноморском бассейне до марта 1199 г., полыхали костры войны и междоусобиц, не было правителя не втянутого в какую-либо межгосударственную или внутригосударственную авантюру. Потребительское отношение и стремление Папы вернуть Иерусалим стало причиной нового похода, а поводом для столь широкого мероприятия стало: распри среди египетской элиты и амбиции верховного понтифика Иннокентия.