Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовная ответственность лиц с психическими отклонениями, не исключающими вменяемость (д) 18.12.2015.docx
Скачиваний:
47
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
212.18 Кб
Скачать

Заключение

По итогам написания настоящей выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы и предложения:

Понятие вменяемости включает в себя способность к осознанно-волевой регуляции поведения во время (в момент) совершения деяния

Невменяемость лица - его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими во время совершения общественно опасного деяния вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

УК РФ предусматривает также ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость.

Ее признаки:

а) вменяемое лицо с психическим расстройством;

б) во время совершения преступления;

в) не в полной мере осознавало фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо недостаточно руководило ими. Такое лицо подлежит уголовной ответственности и является вменяемым субъектом преступления. Однако суд может учесть ограниченную вменяемость при индивидуализации наказания или заменить наказание принудительными мерами медицинского характера.

Значение данной нормы в том, что в соответствии с принципами справедливости и гуманизма она обязывает суд к более тщательной индивидуализации наказания.

В юридической и психиатрической литературе психическое расстройство, не исключающее вменяемости, называют также уменьшенной или ограниченной вменяемостью.

Анализ ст. 22 УК позволяет выделить медицинский и юридический критерии «ограниченной вменяемости». Ведь формулировка «невозможность в полной мере осознавать и руководить» и означает понятие «ограниченная вменяемость».

Медицинский критерий образуют, прежде всего, нарушения в интеллектуальной и эмоционально - волевой сфере, не позволяющие в полной мере осознать свои поступки и руководить ими.

Подобное состояние может быть при нарушениях интеллекта как способности человека применять знания и опыт в практической деятельности, в частности, ставить задачи, вытекающие из реальной действительности, и успешно решать их.

Нарушение интеллекта, в том числе мыслительных способностей, имеет место при олигофрении, деменции, шизофрении, пограничных состояниях, психопатиях, алкоголизме и некоторых других формах психических заболеваний, при которых больной осознает окружающие предметы, явления, действительность, но это осознание неполное.

Наличие юридического критерия психических расстройств, не исключающих вменяемости (точно так же, как и в случае установления невменяемости), полностью зависит от медицинского критерия. Аномалии психики влияют на нервную систему таким образом, что субъект оказывается не в состоянии в полной мере осознавать фактический и социальный характер своего поведения.

Как вменяемость, так и невменяемость – юридические (уголовно-правовые) понятия. В связи с этим вывод о вменяемости или невменяемости лица по конкретному уголовному делу делает суд. При этом не следует включать психические расстройства в перечень обстоятельств, смягчающих наказание. Учет судом психического расстройства, не исключающего вменяемости, не обязательно означает смягчение или усиление наказания (индивидуализация наказания «по-вертикали»), но и выбор наиболее рациональной меры уголовно-правового воздействия среди более или менее равных (индивидуализация «по-горизонтали»). При назначении наказания изучаемой категории лиц наличие психического расстройства может учитываться судом путем выбора альтернативных лишению свободы видов наказания, предусмотренных конкретной санкцией статьи Особенной части. Это позволит назначать справедливое наказание без снижения его срока или размера. В данном случае возможность применения альтернативной меры наказания обуславливается главным образом невозможностью осужденного с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, отбывать назначенное судом наказание. Кроме того, суд может давать рекомендации об учете психических расстройств, не исключающих вменяемости, в процессе исполнения наказания органам, исполняющим наказание.

Меры медицинского характера в принципе не могут быть только добровольными. Но степень принуждения должна быть пропорциональной актуальной общественной опасности обвиняемого: от предоставления права выбора между обычным исправительным режимом и специальным с осуществлением медицинско-психиатрических реабилитирующих программ до строгой обязательности мер медико-психиатрического воздействия в рамках этических норм.

Действующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие особенности ответственности лиц, находящихся в момент совершения общественно опасного деяния (преступления) вследствие тех или иных психических аномалий, нельзя считать незыблемыми и безупречными. Они так же, как и практика их применения, нуждаются в постоянном совершенствовании.

Психическая аномалия, не исключающая вменяемости, нашедшая свое нормативное выражение в качестве категории уголовного права в ст. 22 УК РФ, нуждается в дальнейшем совершенствовании, что будет зависеть от уровня судебно-психиатрических и связанных с ними исследований, но очевидно, что главная роль будет принадлежать комплексу принудительных мер медицинского характера в деятельности по исполнению наказания в отношении осужденных с аномалиями психики на основе амбулаторного лечения.

Предлагается дополнить ст. 22УК РФ новой частью следующего содержания: «Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренногочастью первойиливторой статьи 20УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». К таким несовершеннолетним должны применяться те же меры, что и к несовершеннолетним, которые не подлежат уголовной ответственности в силу возрастной невменяемости».

Также предлагается внести изменения в ст. 99 УК РФ, предусмотрев возможность назначения лицам с психическими расстройствами в рамках вменяемости принудительных мер медицинского характера не только в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, но и стационарное лечение.

Процедурная сторона применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости должна быть юридически четко регламентирована. Для этого общие и принципиально важные положения должны быть закреплены в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Также полагаем, что вопросам уголовной ответственности лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости; назначению и исполнению наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера; назначению, продлению, изменению, прекращению принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания; вопросам снятия судимости и условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих наказание, соединенное с принудительными мерами медицинского характера, целесообразно посвятить отдельное постановление Пленума Верховного Суда РФ.