Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник статей - Язык и мышление. 2001г

.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
2.48 Mб
Скачать

Российская Академия наук Институт психологии Институт языкознания

Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского

Управление образования администрации Пензенской области Пензенский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

Материалы Всероссийской научной конференции

(Пенза, 15-19 мая 2001 г.)

Москва-Пенза, 2001

УДК 155.5:4 ББК 88.3:81

Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты. Материалы Всероссийской научной конференции (Пенза, 15-19 мая 2001 г.) / Отв. ред. проф. А.В.Пузырев. – М.; Пенза: Институт психологии и Институт языкознания РАН; ПГПУ имени В.Г.Белинского; Пензенский ИПКиПРО, 2001. –

283 с.

Печатается по решению оргкомитета Всероссийской научной конференции «Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты».

Редколлегия: доктор филологических наук, профессор А.В.Пузырев (Пенза; отв. редактор), доктор филологических наук, профессор Ю.А.Сорокин (Москва), доцент, кандидат психологических наук Л.И.Панкова (Пенза).

2

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

В настоящих материалах отражена проблематика исследований в области такой животрепещущей темы, как «Язык и мышление», причем в конференции оказались задействованными специалисты-смежники – психологи, лингвисты, философы, педагоги и др.

Объединение усилий учёных-смежников под одной обложкой вызвано несколькими причинами. Самой важной из них является стремление ответить запросу времени преодолеть концептуальную разобщенность учёных различных научных специальностей, их практическое игнорирование друг друга. Думается, что материалы настоящей конференции являются своего рода попыткой синтеза различных подходов по отношению к одной и той же проблеме – проблеме взаимосвязей между мышлением человека и его языком (мы осознаем – попыткой весьма неполной и несовершенной).

При формировании сборника материалов конференции, при распределении поступивших докладов и сообщений по секциям редколлегия исходила из первого правила Рене Декарта "для руководства ума": "Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих" (Р.Декарт 1936: 49). Именно поэтому материалы конференции группировались не по принципу рода занятий участников конференции, но по принципу восхождения от абстрактного к конкретному. Методологической базой для распределения докладов конференции по конкретным аспектам стала универсальная схема научного исследования, предложенная в середине 80-х годов 20-го столетия философом (доктором философских наук, профессором) А.А.Гагаевым.

Уже в ходе подготовки конференции пришло известие о решении администрации г. Пензы увековечить память выдающегося зоопсихолога – Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс – созданием мемориальной доски. В наше время не всегда возможно проведение серьезных юбилейных мероприятий. Это решение городской администрации, не связанное с каким-либо юбилеем и, скорее, связанное с желанием помочь культуре, отметить ее замечательных подвижников, и послужило основной причиной посвящения материалов настоящей конференции памяти выдающегося ученого.

Инициаторами посвящения настоящей конференции памяти Н.Н.ЛадыгинойКотс стали кафедра психологии Пензенского педуниверситета (проф. А.В.Пузырев и доц. Л.И.Панкова), заместитель главы администрации г. Пензы В.А.Савин, начальник управления культуры городской администрации П.М.Лощинин и, безусловно, глава администрации города Пензы – А.С.Калашников. 17 мая 2001 г., на второй день конференции, планируется торжественное открытие мемориальной доски в честь Н.Н.Ладыгиной-Котс на здании бывшей первой женской гимназии, в которой с 1901 по 1908 гг. наша землячка училась и которую окончила с отличием. Мемориальную доску из белого мрамора и бронзы выполняют известные в Пензе и далеко за ее пределами скульпторы – А.С.Хачатурян и А.С.Кныш.

Редколлегия считает своим долгом оговориться, что при подготовке к опубликованию доклады и сообщения подвергались минимальной правке, и ответственность за уровень преподнесения, как это и принято в научном мире, полностью ложится на плечи авторов.

Редколлегия

3

Надежда Николаевна Ладыгина-Котс

4

Канд. филол. н. А.М.Пронин (Пенза)

НАСЛЕДИЕ Н.Н.ЛАДЫГИНОЙ-КОТС В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ ПЕНЗЫ

Отдав дань, праздничным и юбилейным датам, обратим внимание на реальность творческого наследия Н.Н.Ладыгиной-Котс (1889-1963). Перед нами предстает выдающийся исследователь зоопсихологии, основатель (вместе с мужем А.Ф.Котсом) музея им. Ч.Дарвина.

За 50 лет изучения поведения животных Н.Н.Ладыгина-Котс не раз удивляла мир авторитетных ученых своими наблюдениями и открытиями. Ее труды: «Исследование познавательных способностей шимпанзе» (1923), «Приспособительные моторные навыки макака в условиях эксперимента» (1926), «Дитя шимпанзе и дитя человека в инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935), «Развитие психики в процессе эволюции организмов» (1958), «Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян» (1959), «Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми)» (1965) и др. – свидетельствуют о глубочайшем изучении зоопсихологии инстинкта и мыслительной деятельности животных.

Ее богатый жизненный и научный путь вдохновил пензенских ученых Л.И.Панкову и Г.Е.Горланова написать полезную и поучительную книгу «Психологи Пензенского края» (Пенза. 1999. 211 с.). Доцент Л.И.Панкова написала статью о Н.Н.Ладыгиной-Котс в «Энциклопедию Пензенского края» и опубликовала множество иных интересных работ о ней. Работая в вузах и лицеях Пензы, Л.И.Панкова ведет активную просветительскую деятельность по изучению богатого научного наследия Н.Н.Ладыгиной-Котс и по воспитанию молодого поколения на светлых идеалах памяти. Особо следует отметить тот приятный факт, что Л.И.Панкова уже много лет успешно изучает наследие Н.Н.Ладыгиной-Котс и является связующим звеном между учеными московского музея им.Ч.Дарвина и учеными Пензы.

Психологические концепции в области приматопсихологии доктора биологических наук Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс наши студенты изучают на лекциях и семинарах проф. А.В.Пузырева, доцентов Л.И.Панковой, И.П.Шаховой, К.В.Мишановой и др. ученых Пензы. О ее наследии студенты и преподаватели ПГПУ им. В.Г.Белинского выступают с докладами и сообщениями на конференциях в вузах, в школах и библиотеках. И право, есть о чем поразмышлять. Краевед пензенского историко-краеведческого музея Суворова (по воспоминаниям Л.И.Панковой) в пятидесятые годы вела активную переписку с Н.Н.Ладыгиной-Котс, но, к сожалению, эти ценные документы для нас утрачены, хотя в запасниках Пензенского историко-краеведческого музея и сегодня имеются интересные материалы о нашей славной землячке Н.Н.ЛадыгинойКотс.

Изучение этих и иных материалов о Н.Н.Ладыгиной-Котс делает мир нашего современника богаче и полноценнее. Нас приятно удивило открытие Н.Н.Ладыгиной-Котс в области зоопацифистских ориентации, а именно – «выражение позитивных чувств в животном мире» как «благодарность» за доброту, за соблюдение правил игры, «норм» анималистических коммуникаций. Как тут

5

не вспомнить Антуана де Сент Экзюпери: «Мы несем ответственность за тех, кого приручили», ибо они нам дарят и хлопоты и любовь...

Отсюда вывод: о, человек разумный, познай секрет языка и особенностей анималистических коммуникаций и не нарушай их. Об этом предупреждает Надежда Николаевна в книге «Развитие психики в процессе эволюции организмов».

Глубокие наблюдения авторитетных ученых не увядают, и психологическое наследие Н.Н.Ладыгиной-Котс сохраняет свою актуальность.

Докт. филол. н. А.В.Пузырев (Пенза)

НАУЧНЫЕ ИДЕИ Н.Н.ЛАДЫГИНОЙ-КОТС КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СУБСТРАТНОГО ПОДХОДА

К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ

Основной целью настоящего доклада является рассмотрение научного наследия Н.Н.Ладыгиной-Котс в свете субстратного подхода к человеческой психике. Сразу же заметим, что субстратная методология, точнее, тот ее вариант, о котором пойдет речь, имеет своим автором современного российского философа А.А.Гагаева (см.: А.А.Гагаев 1985; 1991; 1994).

Нами уже неоднократно указывалось (см., напр.: А.В.Пузырев 1995), что в соответствии с постулатами субстратного подхода (или, что одно и то же, универсальной схемы научного исследования) предмет любой науки – если это наука – может быть представлен в 4-х степенях абстрактности-конкретности: всеобщее – общее – особенное – единичное (это логическая градация); – или в четы-

рех ступенях сущности: бытие – сущность – явление – действительность (это градация уже онтологического порядка).

Кроме четырех ступеней сущности выделенного для целостного изучения предмета, исследователь обязан разграничивать пять целевых подсистем, соответствующих генетическому, логическому, динамическому, функциональному и уникально-неповторимому аспектам (целевые подсистемы – далее ЦП – «Всеобщее», «Общее», «Конкретно-абстрактное», «Особенное», «Единичное»).

Напомним, что в данной методологии предусматривается жесткая последовательность шагов исследовательской рефлексии (всего их оказывается 20).

Вусловиях ограниченности рамок повествования обратим внимание на то, что в исследованиях известного зоопсихолога Н.Н.Ладыгиной-Котс придается особенное значение динамическому, процессуальному аспекту мыслительной деятельности человека и высших обезьян.

Во-первых, ученого интересуют всеобщие характеристики мышления шимпанзе и детей (здесь и далее цитируется монография Н.Н.Ладыгиной-Котс «Предпосылки человеческого мышления». М., 1965), напр.: «Шимпанзе и дети способны зрительно воспринимать сложные фигуры и разлагать их мысленно на составные части, способны выделять нужные элементы из группы избираемых, представлять себе перемещение их из одного положения в другое (из горизонтального в вертикальное и наоборот)» (с. 104).

Взначительно большей степени, во-вторых, Н.Н.Ладыгину-Котс привлекают общие характеристики, с одной стороны, человека и высших обезьян, с дру-

6

гой стороны (и здесь уже говорится о существенных различиях в мыслительной деятельности), напр.:

«Дети гораздо легче, чем обезьяна, воспринимают сложные структурные взаимоотношения элементов, входящих в фигуру-образец, значительно скорее и с меньшими ошибками репродуцируют фигуру, отчетливее воспринимают ее форму и величину. Они имеют более прочные представления об образце, вследствие чего у них меньше ошибочных пробных решений. Они самостоятельно производят сравнение образца и репродукции. Иногда, сделав ошибку, дети говорят: «Неправильно, неправильно!» (по сравнению с образцом), т. е. они способны оценить свою конструкцию.

Все это свидетельствует о наличии элементарного мышления у всех наших испытуемых, но у детей оно значительно более высокого качества, чем у шим-

панзе» (с. 104); «Шимпанзе легко устанавливает отношения между предметами, сходными

по всем признакам (цвет, форма, величина), но с большим трудом улавливает отношения по одному сходному признаку (например, цвет) при различии других (форма и величина). Дети уже в возрасте двух-трех лет легко сравнивают самые различные предметы по какому-либо одному признаку» (с. 105);

«Даже высшие животные в каждой ситуации замечают и отражают лишь те отношения, которые имеют для них жизненный смысл, связанный с удовлетворением той или другой биологической потребности, к другим же отношениям они относятся индифферентно. Без награды, поощрения животное не может сконструировать какой-либо предмет. И это качественно отличает психику животного от психики даже маленького ребёнка» (с. 109) и т.д.

Важно подчеркнуть, в-третьих, что Н.Н.Ладыгина-Котс строит свои умозаключения на богатом эмпирическом материале. Выводы относительно динамических особенностей мыслительной деятельности всегда проходят стадию проверки особенным, т.е. основываются на материально представленных результатах такой деятельности. Иллюстрацией динамического аспекта особенных свойств мышления человека и шимпанзе в их материальной представленности может служить следующий отрывок: «…Имеется несколько опытов, когда Иони конструирует фигуры совершенно правильно, а дети ошибаются. Таких опытов было 11.

Ошибки, которые встречались у мальчиков, были те же, что и у Иони при пробных ошибочных решениях задач. Так, Юра и Вова, при наличии лишних элементов в группе избираемых, сразу выбирают не нужные, но явно привлекающие их внимание палочку на диске, конус, диск с глазками, тетраэдр.

Иногда дети выбирают фигурки и ими играют. Например, в опыте 94 Витя вместо палочки на диске берет цилиндр; Юра – диск с глазками; более того, игнорируя образец, он пытается ставить на диск с глазками цилиндр, и так как фигурка стоит неустойчиво, он ее качает, потом – четвертый, собственный, вариант уже из четырех элементов, восклицая при этом: «Что я построил!», далее – пятый и шестой варианты и, наконец, исчерпав свою инициативу, строит по образцу.

В опыте 83 Витя вместо широкого цилиндра берет узкий, впрочем, скоро исправляет свою ошибку.

7

В противоположность Иони, у мальчиков наблюдается тенденция к усложнению фигур, т. е. к конструированию не двухэлементных (по образцу) фигур, а трехэлементных. Так в опыте 73 Вова включает ненужный третий элемент (кубик) в середину двухэлементной фигуры. В опыте 75 он правильно составляет двухэлементную фигуру, но на верхний элемент ставит оставшиеся в группе избираемых ненужные элементы и только после замечания экспериментатора снимает их.

Аналогично поступает и Витя в опыте 80, вставляя между нижним и верхним элементами средний, впрочем, он сам замечает эту ошибку и удаляет ненужные элементы.

Таким образом, отказ детей от построения фигуры, подобной образцу, вызывается тем, что дети проявляют собственную инициативу при выборе элементов конструирования, действуя по собственному желанию, и, вопреки требованию экспериментатора, строят более сложные фигуры по сравнению с предложенными» (с. 86-87).

Динамический аспект мыслительной деятельности в трудах Н.Н.Ладыгиной-Котс не является единственным. В уже цитируемой монографии ученого обозначены и функциональные характеристики мыслительной деятельности шимпанзе и человека, ср.: «Высшие обезьяны, подражая людям, могут использовать при еде ложку, вилку; подобно детям, они пытаются применять молоток, карандаш, иглу и другие предметы. Но в то время как шимпанзе старается обойтись без этих орудий или пользуется ими неэффективно, дитя все чаше, по мере своего роста, прибегает к их помощи. Низшие же обезьяны совсем их не употребляют в подобных случаях» (с. 107).

Более подробно наблюдения Н.Н.Ладыгиной-Котс над мыслительной деятельностью человека и шимпанзе излагаются в докладе.

Цитируемая литература

Гагаев А.А. Категория "основа" в истории домарксистской и марксистсколенинской философии: Дисс. ... канд. филос. наук. – Саранск, 1985. – 219 с.

Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике. –Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1991. – 308 с.; вкл.

Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании: К вопросу о понятии "субстрат" в классической, неклассической, постнеклассической науке и метафизике. – Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1994. – 48 с.

Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми). – М.: Наука, 1965. – 111 с.

Пузырев А.В. Анаграммы как явление языка: Опыт системного осмысления.

– М.; Пенза: Ин-т языкознания РАН; ПГПУ им. В.Г.Белинского, 1995. – 378 с.

8

Е.Е.Ставничук (Пенза)

МАТЕРИАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАДЕЖДЫ НИКОЛАЕВНЫ ЛАДЫГИНОЙ-КОТС

В ФОНДАХ И БИБЛИОТЕКЕ ПГОКМ

Ладыгина-Котс Надежда Николаевна (1889-1963) – зоопсихолог, заслуженный деятель науки России (1960). Основные труды – по сравнительной психологии, исследованию психологической (особенно познавательной) деятельности обезьян, преимущественно человекообразных, и других животных. Надежда Николаевна родилась в 1889 г. в Пензе. Среднее образование получила в Пензенской I-ой женской гимназии, которую окончила в 1908 году с золотой медалью.

Мемориальная коллекция Ладыгиной-Котс в Пензенском государственном областном краеведческом музее формировалась в 50-60-е гг. XX века путем переписки с Дарвиновским музеем и лично Надеждой Николаевной.

Она представлена следующими материалами:

Рукопись «Моя автобиография», отпечатанной на пишущей машинке за ее подписью, датированной 27 февраля 1959 г. Корректура сделана рукой Ладыги- ной-Котс.

Рукопись профессора А.Ф.Котса «Учение Дарвина в кратчайшем изложении» с корректурой и подписью автора. Датировано 19.09.1959 г.

Фотография и описание дома № 4 по улице Богданова, в котором проживала в Пензе Н.Н. Ладыгина-Котс.

Фотографии-портреты разных лет Ладыгиной-Котс с надписями, сделанными ее рукой

Фотопортрет Котс А.Ф. в паспорту с надписями Н.Н. Ладыгиной-Котс.

Фотопортрет Котс Р.А. в паспорту с надписями Н.Н. Ладыгиной-Котс.

Групповые портреты с Н.Н. Ладыгиной-Котс разных лет с надписями, сделанными ее рукой.

Фотографии, идентичные хранящимся в основном фонде.

Фотографии копийного характера (фотокопии наградных грамот, писем, адресованных Ладыгиной-Котс А. Пешковым (Горьким).

Копии поздравлений с присвоением звания заслуженного деятеля науки РСФСР.

Набор открыток «Из мира животных» рисунки В. Ватагина с дарственной надписью Ладыгиной-Котс.

Список участников, изображенных на фотографии «Учителя и учительницы Пензенской I гимназии с ученицами 8-го класса выпуска 1908 года», сделанный рукой Н.Н.Ладыгиной-Котс.

Фотоальбом, посвященный жизни и деятельности Н.Н.Ладыгиной-Котс с дарственной надписью.

Список таблиц и рисунков к фотоальбому, сделанный Надеждой Никола-

евной.

Фонды краеведческого музея содержат также и труды Н.Н.Ладыгиной-Котс

сдарственной надписью:

«В отчизне даунского отшельника». – М., 1914. – 2 экз.

9

Оттиск статьи «Особенности интеллекта антропоидов (шимпанзе) на фр.

яз.

«Тезисы докладов на I съезде Общества психологов 23 июня – 4 июля 1959 г. Вып. 2»

Оттиск статьи на фр. яз.

Книга Н.Н. Ладыгиной-Котс «MEMOIRE ORIGINAUX» на фр. яз.

Оттиск статьи «Значение трудов Чарльза Дарвина для сравнительной психологии» (к 80-летию со дня смерти) из журнала «Вопросы психологии» 1962, № 4.

Книга Н.Н. Ладыгиной-Котс «Отчет зоопсихологической лаборатории при Дарвинском музее». – М., 1921.

Книга Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека». – М.,

1935.

Книга «Психологическая наука в СССР», том 2. – М., 1960.

Фотокопия обложки и стр. 126 книги М.Я. Цузмер «Зоология. Учебник для 6 и 7 классов неполной средней и средней школы». – Учпедгиз, 1948.

Личный фонд Н.Н. Ладыгиной-Котс вводится в научный оборот как сотрудниками ПГОКМ, так и преподавателями пензенских вузов.

10