Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Boychenko_Itog.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
2.14 Mб
Скачать
    1. Растительная пища

В основе земледельческо-скотоводческой экономики лежали небольшие хозяйства. На Скандинавском полуострове лишь южная оконечность – Сконе – равнинная, с плодородными почвами. Почти половину всей площади Скандинавии занимают леса. Природные условия – горы, бедность почв – мало благоприятствовали занятию земледелием. В средневековой Дании занятие земледелием было возможно почти повсеместно, в Швеции – на 9% освоенной земли, в Норвегии – на 3%, а в Исландии – на 1%52.

Исландские месяцы не совпадают с нашими, и это время года, которое считали первым месяцем летней половины года, начиналось в середине апреля. У него было два названия — Кукушкин Месяц и Время Сева, поскольку это было еще и время пахоты и сева зерновых53. В основном речь шла о ячмене и овсе. В некоторых областях с хорошим климатом можно было выращивать и пшеницу, однако рожь на таком дальнем севере не росла. В Исландии также рос дикий колосняк; бедные люди иногда использовали его вместо зерновых, и в Гренландии, где другие зерновые было очень трудно вырастить, его возделывали специально. Применялись плуги двух типов: старинный «ард» без отвала, очень легкий, и более современный «колесный плуг» с отвалом, ножом и колесами, поддерживавшими грядиль. Обычно плуг тащили быки; один человек направлял плуг, а другой шел впереди и погонял быков длинным прутом или останавливал их, если плуг натыкался на камень. После пахоты в землю сеяли зерна и боронили. В качестве удобрения использовался навоз домашних животных, постепенно накапливающийся за зимний период54.

Взрощенную пшеницу возили в житницы и там обмолачивали, потом мололи муку и сушили проращенное зерно для солода. В каждом гарде женщины мололи зерно на каменных жерновах. Из муки варили кашу и пекли хлеб, из солода приготовляли пиво55. Помимо этого, ели некоторые травы и морские водоросли.

Обычной пищей, наиболее распространенной в народе, даже в зажиточных домах, была непременная каша или болтушка из зерен разных злаков. По сведениям, дошедшим из XIII в., различались «белая еда» (молочная) и «сухая», т.е. овощи, либо каша без молока (Сага об исландцах. гл. 96).

Викинги знали много грибов и овощей, которые собирали в дикой природе и выращивали затем на огородах. Морковь, пастернак, репа, сельдерей, шпинат, капуста, редька, бобы, горох, свекла, лук. Производили растительные масла.

Блюда сдабривались солью и пряностями. Например, в Усебергском захоронении были обнаружены тмин, перец и горчица. Среди ягод и фруктов можно назвать терновую ягоду, сливы, яблоки, ежевику, чернику. Кроме того, употреблялась малина, ягоды бузины, боярышник, вишня, земляника, рябина. Их ели свежими, сушеными, сохраненными в меду.

Лесные орехи - единственные орехи, найденные в Скандинавии, - являлись источником белка. Но уже во времена викингов импортировались грецкие орехи. Известны были каштаны и миндаль.

    1. Напитки жителей Северной Европы

В начале стоит отметить, что среди напитков жителей Скандинавии можно выделить алкогольные и безалкогольные.

Анализируя тексты саг, мы встречаем лишь малое количество упоминаемых напитков. Однако некоторые из них фигурируют довольно часто. В частности, это касается хмельных алкогольных напитков, так называемого «меда». Например, в одной из частей Старшей Эдды, в песне «Прорицание Вёльвы» говорится о том, как «каждое утро Мимир пьет мед с залога Владыки». А в другой ее части, в песне о «Речах Высокого», говорится, что Высокий «меду отведал великолепного, что в Одрёрир налит». В «Речах Грмнира» мед так же упоминается не раз, например, когда речь заходит о Хеймдале: там страж богов сладостный мед в довольстве вкушает56.

Чуть реже упоминается напиток, который скандинавы называли «пиво». Но, к примеру, встречаются такие слова в Речах Высокого: «Нет в пути драгоценней ноши, чем мудрость житейская; хуже нельзя в путь запастись, чем пивом опиться». Кроме того, в песне о Хюмире рассказывается о просьбе некому мужу Сив достать котел, «в котором я смог бы сварить вам пиво»57.

Саги почти ничего не сообщают нам о «простой» жизни. Речь в них идет, прежде всего, о знатных и родовитых людях, о пирах и празднествах, об особенно важных событиях и битвах. Рассказчики саг считают своим долгом подчеркнуть необыкновенный размах пира или важность происходящего. События каждого дня были известны всем, и упоминать о них не имело смысла. И если внимательно вчитаться в саги, то легко можно прийти к выводу, что у простых людей в повседневной жизни не было привычки пить крепкие напитки. Да и в богатых усадьбах пиво пили тоже не каждый день. В одной из песен «Старшей Эдды» (не входящей в основной корпус), «Песне о Риге», говорится следующее: «Мать развернула скатерть узорную, стол накрыла тканью льняной, потом принесла, положила на скатерть тонкий и белый хлеб из пшеницы. И блюда с насечкой из серебра, полные явств, на стол подала, жареных птиц, потроха и сало, в кувшине вино и ценные кубки; беседуя, пили до позднего вечера»58.

Таковы были правила приличия, и именно такие блюда подавали на стол: у богатых потчевали гостя птицей, салом и вином, а в бедных домах приходилось довольствоваться мясом и пивом.

Во времена Харальда Прекрасноволосого (852-933 гг.) вошло в обычай потчевать медом, и даже сам конунг в одной из вис жалуется на излишнее пристрастие своих дружинников к этому напитку. В саге говорится, что, когда люди были созваны на пир и был наварен мед, конунг сказал про себя: «Столпились здесь ратники, Старики седые, До меда охотники, Куда вас так много?»59.

Даже при дворе Сигурда Свиньи (970-1018 гг.) не было в обычае подавать хмельные напитки каждый день. Когда Олав Харальдссон вернулся с дружиной домой из викингского похода, конунг Сигурд кормил их «через день рыбой и молоком, а через день — мясом и пивом»60. Несомненно, что в Средние века пиво играло более важную роль, чем в наши дни, но вряд ли его значение было столь велико, как мы это иногда себе представляем.

Варка пива — как и другие важные события человеческой жизни — происходила по определенным канонам, была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от драгоценного напитка. Люди с хорошим достатком могли позволить себе постоянно пить пиво к соленой еде. Остальным же приходилось довольствоваться молоком, а пиво пить только по праздникам.

Пиво было необходимой составной частью питания викингов. Кроме того, пиво «удовлетворяло» и определенные социальные запросы общества - его подавали в качестве особого приветственного напитка гостям и на пирах, и на религиозных собраниях. Надо оговориться, что обычное пиво, сваренное дома, не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело - медовое пиво, или мед, которое варили в королевской усадьбе61.

В Старшей Эдде напиток под названием «мед» упоминается 20 раз, а «пиво» аж 48 раз. Можно сказать, что в каждой песне о богах или героях фигурирует хотя бы один из напитков. Почти при каждом таком упоминании присутствуют некоторые эпитеты восхваляющие вкус напитка. Пиво – «хмельное», «пьянящее»; мед – «великолепный», «сладостный», «старый», «добрый», «светлый»62.

А вот к чему может привести неправильное распределение меда и пива между гостями и дружинниками, как о том рассказывается в «Саге о Сверрире»: «Магнус конунг собирался провести Рождество в Бьергюне. Дружинники должны были пировать в большой дружинной палате, а гости — в палате Сунневы. Гости были недовольны тем, что дружинники пьют мед, а они пиво. На пятый день Рождества, когда гости перепились, они взялись за оружие, пошли к палате конунга и хотели взломать дверь. Поняв, что происходит, конунг бросился к двери, чтобы остановить их. Но Бард Щит, его раб, опередив его, выбежал в сени и был сразу же убит. После этого конунг вернулся назад, и дружинники захлопнули дверь. Но гости взломали ее. Тогда бросились к двери те, кто в тот день стоял на страже, так как только у них было оружие. Некоторые брали печные камни и бросали их в сени. Когда горожане и работники Магнуса конунга и лендрманнов поняли, что происходит, они схватились за оружие и пошли к дружинной палате. Тут гости отступили. Но многие были ранены»63.

Ученые обнаружили образцы меда викингов в древних скандинавских захоронениях. Например, вблизи Нандрупа на северо-западе Дании, были обнаружены останки воина, похороненного в дубовом гробу. Рядом с ним находились массивный бронзовый меч, боевой топор, а также глиняный кувшин с темным осадком от хранившегося в нем грога. Северные народы пили алкогольный напиток, созданный из местных ингредиентов: меда, болотного мирта, можжевельника, древесной смолы и ячменя, а также из виноградного вина, завезенного из Центральной и Южной Европы. Викинги с удовольствием перенимали опыт медоварения у народов Южной и Центральной Европы и пили знаменитый нордический грог из больших сосудов. Зачастую они привозили вина с юга и мешали их с местными травами. Ученые пришли к выводу, что средневековое пивоварение развилось из меда викингов. Ближе всего к оригинальному рецепту варят нордический грог на шведском острове Готланд в Балтийском море64.

Самым ценным и самым вкусным считалось вино. Его подавали только в исключительно торжественных случаях. Подтверждение этой градации «пиво — мед — вино» мы находим и в легенде об Олаве Святом. Однажды конунг проделал большой путь верхом и очень захотел пить. Он приказал дать ему воду, а епископа попросил освятить ее. Епископ освятил. Тогда конунг взял рог с напитком, посмотрел в него и сказал: «Не хочу я во время поста пить пива». В рог налили другую жидкость, и епископ вновь освятил ее. Конунг взял рог и сказал: «Еще менее хочу я во время поста пить мед». Рог снова наполнили, и епископ вновь освятил его. Тогда конунг воскликнул: «И уж совсем большим грехом будет пить вино». На что епископ отвечал: «Он, Тот, Кто имеет право разрешать, позволяет тебе выпить этот напиток». Тогда только смог конунг утолить жажду65.

В «Старшей Эдде» упоминания «вина» крайне редки – всего 6 раз. Его пьют только боги, герои, обитатели Вальхаллы66. Вино проникло в Скандинавские страны вместе с торговцами. Норманнам были известны многие сорта вин: испанские, французские, итальянские. Они попадали к ним, в основном, через немецких купцов67. В воображении жителей средневекового Севера даже возникла некая Виноградная страна, где рос дикий виноград68. Страну так и назвали - Страна винограда, или Страна вина. Многообещающее название заманило в эту таинственную землю не один десяток искателей приключений, но все они были горько разочарованы69.

Безалкогольные напитки упоминаются реже. Например, в «Саге о Греттире» (гл. 28) встречается «скир» - кисломолочный продукт, который изготовляли с добавлением сычуга и держали в кожаных мешках. Простое молоко чаще всего фигурирует как продукт животноводства и собственность70, но очень редко напрямую в качестве питья71. Та же история с водой. В «Старшей Эдде» она нужна для мытья рук и окропления младенцев72. Воду пьет лишь дракон Фафнир73. В скандинавских балладах XII-XIII вв. для утоления жажды воду используют женщины и домашний скот74.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]