Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП лекции.docx
Скачиваний:
240
Добавлен:
27.02.2016
Размер:
574.19 Кб
Скачать

3. Международные договоры в области охраны смежных прав.

Международная охрана смежных прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и телерадиовещательных организаций началась только в середине ХХ века. Среди универсальных международных договоров в этой сфере можно отметить Конвенцию об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года (Римская конвенция), Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года (Женевская конвенция), Конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 года (Брюссельская конвенция), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года (ДИФ), ТРИПС – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года принималась по инициативе трех международных организаций: Международной организации труда, Международного Бюро Бернского союза (ныне его функции выполняет ВОИС) и ЮНЕСКО.

Участие в Римской конвенции предполагает, что государство участвует уже в Бенской или Женевской конвенции, обеспечивающих защиту авторских прав.

В Римской конвенции установлен национальный режим охраны смежных прав только трех категорий лиц – исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Для каждой категории сформулированы свои условия предоставления охраны – место исполнения, национальная принадлежность производителя фонограммы, место записи или место публикации фонограммы, место нахождения штаб-квартиры вещательной организации, место нахождения передатчика. В отношении звукозаписывающих компаний и вещательных организаций допускаются оговорки, ограничивающие действие критериев охраны. Этой возможностью воспользовалась РФ, сделав следующие заявления при подписании и ратификации конвенции:

- охрана прав производителей фонограмм осуществляется только по критерию национальной принадлежности;

- охрана прав вещательных организаций, если и штаб-квартира, и передатчик расположены в одном государстве-участнике.

Одним из главных достоинств Римской конвенции является раскрытие понятий и терминов, которые ранее в международных договорах не применялись: артист-исполнитель, фонограмма и производитель фонограммы, воспроизведение, передача в эфир, ретрансляция.

Римская конвенция гарантирует минимальную охрану смежных прав указанных категорий независимо от выполнения каких-либо формальностей – депонирования, регистрации и т.п. Вместе с тем для фонограмм предусмотрен знак охраны, имеющих значение, аналогичное знаку охраны Всемирной конвенции по авторскому праву 1952 года. Знак также состоит из трех элементов:

1) Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.

Римская конвенция предусматривает минимальный перечень охраняемых прав для каждой категории субъектов, причем для исполнителей также и неимущественных. В числе охраняемых прав: право на исполнение, право на запись исполнения, право на передачу в эфир, право на воспроизведение фонограммы, право на запись передачи и т.д. Статья 12 Римской конвенции регулирует вопрос уплаты вознаграждения при передаче в эфир или сообщении для всеобщего сведения фонограммы, выпущенной в коммерческих целях. РФ сделала заявления о том, что единовременное вознаграждение выплачивается, если изготовитель фонограммы является гражданином или юридическим лицом государства-участника Римской конвенции в объеме и на условиях взаимности. Данная оговорка объясняется тем, что объем использования фонограмм иностранных звукозаписывающих компаний в РФ и российских за рубежом существенно отличаются.

Срок охраны, установленный в Римской конвенции, составляет 20 лет. Так называемая, ретроактивная охрана конвенцией не предусмотрена, т.е. государство охраняет права, если исполнение, фонограмма и передача в эфир возникли после вступления для него в силу конвенции. Для РФ, например, это 26 мая 2003 года.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года (Женевская конвенция) была принята в связи с совершенствованием методов фиксации и воспроизведения звуков, повлекшим стремительный рост рынка контрафактных фонограмм и выявившейся неэффективностью правового режима Римской конвенции. Женевская конвенция является специальной по отношению к Римской.

Повторяя отдельные положения Римской конвенции (знак охраны, срок охраны и др.), Женевская конвенция сосредотачивает свое внимание на необходимость принятия государствами мер по предотвращению незаконного воспроизведения, распространения и ввоза фонограмм. Государства сами выбирают необходимые для этого юридические средства. Следует обратить внимание на ст. 6 конвенции, которая ограничивает выдачу принудительных лицензий.

Женевская конвенция не имеет обратной силы. Охрана предоставляется только по принципу национальности производителя фонограммы. Для РФ Женевская конвенция вступила в силу 13 марта 1995 года.

Еще одним договором в области охраны прав исполнителей и производителей фонограмм является Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года (ДИФ), вступивший в силу 20 мая 2002 года. РФ присоединилась к договору в 2008 году.

Договор не умаляет обязательств по иным международным договорам, содержит отсылки к Римской конвенции, является новым шагом в развитии международной охраны смежных прав в связи с появлением цифровой среды распространения фонограмм. Однако нельзя рассматривать ДИФ только как дополнение к Римской конвенции. Он содержит куда более широкий спектр охраняемых имущественных и неимущественных прав. Более того, можно отметить такую тенденцию, что ряд государств участвуют в Римской конвенции, но не участвуют в ДИФ (страны ЕС, РФ и др.), а ряд наоборот – участвуют в ДИФ, но не участвуют в Римской конвенции (например, США).

ДИФ охраняет право исполнителя быть признанным в качестве исполнителя (право авторства исполнения), право на защиту исполнения от искажения, право на запись исполнения и передачу его в эфир, право на распространение оригинала записи исполнения, право на воспроизведение оригинала записи исполнения, право коммерческого проката оригинала записи исполнения. В отношении производителей фонограмм ДИФ охраняет право на воспроизведение фонограммы, распространение фонограммы, коммерческий прокат. ДИФ также подтверждает право исполнителя и производителя фонограммы на единовременное вознаграждение за использование фонограмм, опубликованной в коммерческих целях, для эфирного вещания или сообщения для всеобщего сведения.

Одним из прав, закрепленных только в ДИФ, является право сделать исполнение или фонограмму доступной, т.е. сообщить для всеобщего сведения, а по сути – разместить для прослушивания и скачивания в Интернет. Также ДИФ содержит обязательство государства обеспечить юридические средства борьбы с обходом технических мер защиты фонограмм и информации по управлению правами.

Срок охраны прав по договору – 50 лет, для охраны не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Охрана имеет обратную силу.

Если два предыдущих договора были направлены на защиту только исполнителей и производителей фонограмм, то в отношении вещательных организаций была заключена Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 года (Брюссельская конвенция).

Брюссельская конвенция не предоставляет никаких новых прав вещательным организациям по сравнению с Римской. Она предусматривает общую обязанность государств принять соответствующие меры для предотвращения незаконного вещания. Выбор средств опять же остается за государством.

Конвенция не распространяется на непосредственное спутниковое вещание. Статья 4 Брюссельской конвенции устанавливает случаи свободного распространения сигнала по аналогии со свободным использованием произведений (цитаты, просветительская деятельность и т.п.). Брюссельская конвенция не имеет обратной силы. Для РФ действует с 1989 года в порядке правопреемства.

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), как уже отмечалось выше, было призвано выровнять охрану в государствах-участниках ВТО и создать действенные юридические способы борьбы с нарушением прав. В отношении смежных прав ТРИПС устанавливает минимальный перечень смежных прав, подлежащих охране: право на запись исполнения, право на воспроизведение фонограммы, право на запись трансляции, право на ретрансляцию и др. В ТРИПС установлены разные сроки охраны: 50 лет для исполнителей и производителей фонограмм, 20 лет для вещательных организаций. Обратная сила распространена на охрану прав первых двух категорий. И конечно, в полной мере на смежные права распространяется действие части III ТРИПС, предусматривающей меры защиты. Охрана смежных прав по ТРИПС осуществляется на тех же принципах, что авторских прав, т.е. на основе национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

На региональном уровне следует отметить гармонизацию защиты смежных прав в рамках ЕС. В частности можно отметить Директиву по вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности 1992 года, Директиву о согласовании ряда правил, касающихся охраны авторского права и смежных прав в сфере спутникового вещания и кабельной ретрансляции 1993 года, Директиву о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав 1993 года. В данных документах государства согласовали особенности реализации прав на прокат фонограмм и записей исполнений, право на получение справедливого вознаграждения исполнителем, срок охраны смежных прав (50 лет), особенности реализации и защиты смежных прав в случае спутникового вещания, в том числе и общедоступного (непосредственного).

В рамках СНГ в отношении смежных прав применяется Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 года, которое не создает отдельной системы охраны и даже не дополняет универсальную. Учитывая год заключения Соглашения, государства договорились только о том, чтобы изменить свое законодательство в области смежных прав в соответствии с Римской и Женевской конвенциями.

В гораздо меньшей степени смежные права охраняются двусторонними договорами. С одной стороны, можно отметить блок договоров о торговле и экономическом сотрудничестве, о научном и культурном сотрудничестве, где упоминается о защите смежных прав, говорится о том, что стороны защищают смежные права и т.п. Также и межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности не содержат альтернативы универсальной охраны смежных прав. Порой в них указывается на необходимость гармонизации законодательства, органы, ответственные за сотрудничество, проведение совместных мероприятий, но существенной роли в обеспечении охраны смежных прав они не играют.