Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Жур.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
352.77 Кб
Скачать

Творчество м. Ю. Лермонтова (1814 – 1841):

Периодизация творчества Лермонтова:

1. Конец 20-х — начало 30-х гг. — юношеский период интенсивного накопления творческих импульсов, соединения активных жизненных начал с интересом к теоретическим знаниям и самопознанию.

2. 1832—1836 гг. — стремление к «действованию» в практике жизни и в поисках нового художественного метода.

3. 1837—1841 гг. — годы зрелого литературного творчества, создание поэтических шедевров и прозы, стоящей у истоков нового художественного направления в русской литературе — психологического реализма.

Лирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Носит философский, аналитический характер. Белинский: «Лирика Лермонтова – это лирика вопросов, а не ответов». Его лирика романтична, в центре мироздания оказывается личность. Исследователи обычно выделяют в ней не темы, а мотивы.

1. Взаимоотношения земного и небесного. «Там» – холодный, равнодушный идеал, здесь – земная обыденность. Лирический герой обречен вечно скитаться, но нигде не находить счастья. К этой же группе относятся мотив свободы и воли и мотив богоборчества: «Я или Бог, или никто» («Нет, я не Байрон, я другой…»). Свобода – это состояние бунта, неприятие мира как такового. Его бунт – без цели. Покой его пугает. У него есть идеал подвига, который он мечтает когда-нибудь совершить.

2. Мотив одиночества. Противопоставляет себя даже Богу, и на земле тоже одинок. Люди – толпа, они неестественны.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

Он одинок и среди семьи, близких. У Лермонтова нет лирики дружбы и любви в чистом виде. Размышляя о любви, он аналитически подходит к ситуации, думает о том, что будет дальше. С одной стороны, одиночество – это награда за избранность, исключительность, с другой – это наказание. К этой группе относят и мотив странничества, изгнанничества.

Душа может достичь идеала гармонии в некоторых обстоятельствах:

- в детстве, когда душа еще не потеряла природной гармонии («Как часто пестрою толпою окружен»);

- в момент молитвы, которая выстраивает истинные отношения с Богом;

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко

- в единении с природой в целом (очень редко! «Когда волнуется желтеющая нива»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога..

Чувства и переживание лермонтовского героя всегда предельны, в них нет полутонов. Главным средством для обрисовки характера становится контраст. Это достаточно отчетливо проявляется в любовной лирике Лермонтова, для которой очень характерна мечта о высокой духовной любви, основанной прежде всего на взаимопонимании. С этим связан мотив поисков «родной души», а также мечта о возрождении, о преодолении одиночества («Измученный тоскою и недугом»). Любовь «лермонтовского человека» всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а нередко и желание мести.

Начиная с 1837 года, в его лирике появляются новые мотивы. Лермонтов обращается к исторической проблематике, осмысляет свое время («Бородино»). Внутренняя сообразность и целеустремленность, постоянная готовность окунуться в стихию гражданских бурь, страстное стремление к подвигу, жертве – т.е. героическая настроенность – вот что является отличительной чертой Лермонтова-лирика.

Лермонтов Фет

На севере диком стоит одиноко На севере дуб одинокий

На голой вершине сосна. Стоит на пригорке крутом;

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Он дремлет, сурово покрытый

Одета, как ризой, она. И снежным и льдяным ковром.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой — Во сне ему видится пальма

В том крае, где солнца восход, В далёкой восточной стране,

Одна и грустна на утёсе горючем В безмолвной, глубокой печали,

Прекрасная пальма растёт. Одна, на горячей скале...

Вершина драматургии Лермонтова – драма «Маскарад» (1835-1836). Это единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене. Лермонтов развивал сквозную для его творчества мысль о человеке, наделенном «могучею душой» и трагической судьбой, одинокого, не понятого людьми протестанта. Это в то же время и мысль о человеке, потерявшем свое лицо по вине безнравственного измельчавшего общества.

Напрасно я ищу повсюду развлеченья.

Пестреет и жужжит толпа передо мной...

Но сердце холодно, и спит воображенье:

Они все чужды мне, и я им всем чужой!

Название пьесы приобретает символическое значение. Вся жизнь светского общества – маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешнего приличия и светской благопристойности скрываются порок, интриги, клевета, предательство и разврат. Картежная игра, как и маскарад в Благородном собрании, вырастают в драме в грандиозный символ порочного общественного устройства. Люди — маски, потерявшие свое человеческое лицо; игроки — кучка негодяев на высшем социальном уровне. При этом иногда именно маски помогают людям открыться (как в случае с баронессой Штраль). «Маскарад» – романтическая драма о трагической судьбе мыслящего героя, о его безуспешных попытках преодолеть свое роковое одиночество. Арбенин дан в драме как бунтарь, восстающий против лицемерия окружающего его общества.

В Арбенине все же сохранились стремление к идеалу, жажда человеческой любви, обновления. В его любви к Нине заключены «семена веры» в жизнь и людей. Он отравляет Нину, но это не просто расплата за измену. Он мстит за поруганный идеал, за крушение своих надежд на обновление.

Арбенин – один из предшественников Печорина. Их сближает и характер взаимоотношений с миром, и эгоизм, и трагический удел причинять зло тем, кого они любят. Арбенин — фигура трагическая: в отрицании сущего он готов принять на себя репутацию шулера, подлеца, он же убийца своей жены, — т. е. лицо, несущее разрушительное начало и в сфере государственного и в сфере семейного права. («Ты человек иль демон?» – «Я игрок.») Но он является в драме и носителем положительного начала: по своим деятельным возможностям (в том числе разрушительным) и по силе духовного самопознания Арбенин стоит неизмеримо выше своего светского окружения. При всем эгоизме он мыслит в масштабах поколения: «Тебя, как и других, к земле прижал наш век».

«Герой нашего времени» (1838 – 1840, напечатан в 1840) – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Роман состоит из пяти повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» «Княжна Мэри», «Фаталист»), каждая из которых имеет самостоятельное значение. Расположены повести не в хронологической последовательности событий. Композиция подчинена задаче постепенно раскрыть характер Печорина. Лермонтов обращается к рассмотрению проблемы судьбы незаурядного человека в современном обществе. Печорин изображен как личность необыкновенная, наделенная могучей волей, высоким умом и стремлением к самоанализу. На первый план выдвигается проблема личности, его предназначение в жизни, его отношение к другим людям. Печорин ощущает свои большие возможности, но так и не знает, зачем он жил и для какой цели родился. Лермонтов сочувствует Печорину, но одновременно критически подходит к своему герою, наделенному индивидуалистическим сознанием. И это также находит отражение в системе образов. Ни его любовь (Бэла, Мери, Вера), ни дружба (Вернер) никому не приносят счастья. Печорин вовсе не стремится сознательно причинить кому бы то ни было зло; нередко он даже действует из самых лучших побуждений. Но он оказывается носителем некоего злого, демонического начала. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»

Ключевая повесть в романе – «Фаталист». Игра в карты – способ протеста героя, игра с судьбой.

В названии романа два опорных, ключевых слова: герой и время. Оба они важны, ибо только в их сочетании проясняется мысль автора. Время порождает такого героя, но герой, в свою очередь, объясняет время.

В романе сохраняется лирическое начало: например, упоминание звезд. Опять упоминается мотив игры, маскарада и судьбы. Играет не только Печорин, но и другие персонажи. Положительные вроде бы персонажи часто открываются с другой стороны (например, Бэла даже не вспоминает о Максиме Максимыче, Вера любит Печорина за страдания и т.д.).