Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Светлана Пожарская - Фотомастер

.pdf
Скачиваний:
741
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
41.38 Mб
Скачать

«Театр жизни», который показал нам Сергей Чиликов, это пример концептуальной фотографии. В отличие от репортажной или художественно-постановочной фотографии, здесь основной акцент делается на отображении средствами фотографии определенной авторской концепции (идеи). В данном случае это моделирование реальности «методом социальной постановки и провокации», с помощью которого Сергей Чиликов создает новую реальность, которая как бы говорит нам: «Все в этом мире относительно и искусство, и сама реальность». Фотографическая реальность, созданная Сергеем, лежит на грани искусства и жизни. Его величество Факт здесь выступает и как объект, и как субъект съемки.

Можно принимать или не принимать такой фотоаналитический подход к реальности, но несомненно, что он расширяет границы восприятия жизни и фотографического творчества.

Как было сказано, «метод социальной постановки» это своего рода инструмент. Но, как и любой инструмент, в разных руках может звучать по-разному. Если в работах Сергея Чиликова я вижу некоторую холодность, отстраненность и бесстрастность, то в снимках последовательницы этого метода «фотографини» и художницы из Йошкар-Олы Светланы Турий ощущается эмоциональное отношение автора к происходящему.

Почему? Возможно оттого, что реакция людей на фотографа другая. «Театр» (метод) один, и актеры, можно сказать, одни и те же, а спектакли разные. Потому что режиссеры разные...

Отсюда вывод: в фотографиях, как в зеркале,

отражается не только реальность, но и личность фотографа.

Светлана Турий, из серии «Йошкар-Ола, 1995»

Евгений Канаев, «Туманы моей деревни»

ЕВГЕНИЙ КАНАЕВ родился в 1955 году в Зеленодольске (Татарстан). Окончил Йошкар-Олинский политехнический институт. С 1991 года работает фотокорреспондентом в молодежной республиканской газете. Неоднократный участник и лауреат республиканских и всероссийских выставок. Член Союза фотохудожников России. Фотографии приобретены в частные коллекции России, Германии, Австралии, США, Турции, Швейцарии.

Традиционный вопрос: когда Вы начали фотографировать?

Евгений Канаев. Автопортрет.

Яначал заниматься фотографией с 15 лет. Как, наверное, и многие другие. Долгое время варился

всобственном соку. Никогда не ходил ни в какие кружки и студии.

Что Вы снимаете?

Есть ли у Вас свои пристрастия в фотографии?

До сих пор, несмотря на приход цвета в нашу фотографию, моим любимым жанром остается чер- но-белый пейзаж. Люблю снимать животных, деревню, людей в деревне и в контакте с природой. Люблю туман, лошадей, люблю реку...

Когда я начал работать фотокорреспондентом в газете, мне пришлось по роду деятельности много снимать молодых людей (газета-то была молодежной). Со временем накопилась куча портретов молоденьких симпатичных девушек — для молодежной газеты это было нормально, но мне в этих портретах чего-то не хватало. И однажды пришла идея — использовать их в новом качестве — соединить с цветными негативами (конечно, здесь свое влияние на меня оказали выставки, на которых экспонировались различные фотомонтажи). Я стал прикладывать к портрету то, что мне казалось интересным. Делал это методом проб и ошибок. Иногда фоном к портрету служила моя же живописная картина, написанная маслом, иногда — кусок стены или неба, городской пейзаж и т.д. Неважно, что это было, лишь бы «совпадало», т.е. возникала бы внутренняя связь между портретом и фоном.

Евгений Канаев, «Сезоны»

Евгений Канаев, «Сезоны»

Евгений Канаев, «Сезоны»

Евгений Канаев, «Родом из детства»

Евгений Канаев, «Я люблю лошадей»

Евгений Канаев, «Вот это жизнь!»

Евгений Канаев, из серии «Женские портреты»

А что такое вдохновение?

Когда я снимаю женский портрет, меня, прежде всего, привлекают глаза. Это очень выразительная часть лица, и они передают суть человека. В то же время в них отражается и то, что заложено во мне самом. Я добиваюсь раскрытия модели путем передачи своей энергии, с помощью какого-то наития. Порой в портрете открывается такое, о чем даже сама модель о себе не знала. Когда происходит такое открытие, для меня наступает самый важный момент: момент истины, момент вечности... Наверное, оттого что взгляд женщины — это такая глубина, такая бездна... Космос, одним словом. А три года назад я начал писать картины маслом. Я почувствовал в себе какую-то новую энергию, много энергии. Я получаю огромное удовлетворение от работы и от самого материала, с которым работаю. Наверное, это и есть вдохновение.

А как технически делаются ваши работы?

Для создания своих цветных монтажей я использую «принцип бутерброда»: беру чер- но-белый негатив портрета и цветной негатив любой вещи, которая меня привлекает, пусть и снятый несколько лет назад. Затем я совмещаю эти два негатива и смотрю, как они