Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

113_Korostelev_ecotourism

.pdf
Скачиваний:
47
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Существуют упрощенные методики оценки предельно допустимых нагрузок.

Через равные интервалы от 1 до 5 м в землю втыкают малозаметные проволочки. Через 10 дней определяют число проволочек погнутых рекреантами. Экспериментально установлена зависимость числа погнутых проволочек (Y) от рекреационной нагрузки (X) определяемой количеством человек в 1 ч на 1 га выраженная следующей схемой.

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

 

Y

4

8

12

16

21

26

31

37

43

50

100

 

При сопоставлении со стадиями рекреационной дигрессии данных природно-территориальных комплексов определяем нагрузки соответствующие 3-й стадии дигрессии.

Принципы расчета допустимых рекреационных нагрузок

[по Чижовой В.П.]:

1.Допустимая нагрузка рассчитывается исходя из конкретных природных и организационных условий;

2.Начало и конец туристского сезона определяются по экологическим соображениям;

3.Численность туристской группы вычисляется с точки зрения психологического комфорта;

4.Эксплуатацию нового маршрута следует начать с небольшой группы;

5.Первый год эксплуатации следует проводить экологический мониторинг;

6.Величину допустимой нагрузки следует корректировать ежегодно;

7.Рациональное благоустройство маршрута (обустройство дорожно-тропиночной сети) позволяет повысить допустимую нагрузку;

8.Необходимо соблюдение природоохранных требований. Для чего нужна эта методика? В первой главе мы уже при-

вели примеры деградации природной среды. А когда нечего будет показывать туристам – туризм исчезнет из этих мест. Зная же устойчивость ландшафтов, мы можем осуществлять регулируемый туризм и адекватно развивать туристский бизнес.

31

Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИМИДЖЕЛОГИИ*

ВXVIII в. книга французского просветителя Ж. Ж. Руссо «Новая Элоиза» положила начало туристской экспансии в Альпийском регионе.

ВXIX в. издание карело-финского эпоса «Калевала» дало толчок, развитию массового туризма в Карелии, романтизировав ландшафты этого региона.

ВXX в., используя популярность книги Брэма Стокера, про графа Дракулу, представителями румынских турфирм был разра-

ботан популярный тур с посещением мест, связанных с образом мифического графа .

Вначале XXI в. масштабные съемки природы, проведенные

входе создания фэнтезийной кинотрилогии «Властелин колец» (Lord of rings) в Новой Зеландии, многократно увеличили спрос на поездки в эту страну (в рекламных объявлениях страну называли «родина хоббитов»).

Впоследние годы г. Вильнюс стал больше посещаться с туристскими целями, после выхода в свет третьей части фильма про доктора Лектора (трилогия «Молчание ягнят»). Разработан тур по местам якобы связанным с жизнью этого персонажа.

Эти факты при всей своей разнице имеют одинаковый результат – они изменили образ места, сделав его более привлекательным для туризма. Хотя ни один вышеперечисленный факт не связан с реальными природными или историко-культурными объектами и явлениями, имеющими отношение к этой территории.

Таким образом, привлекательный образ территории – рекреационный ресурс, который необходимо учитывать при оценке рекреационного потенциала.

Имидж (образ) территории – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из

* Имиджелогия – интегрированная область знания, основной целью которой является представление какого-либо объекта привлекательным для окружающих.

См.: Щукин А.И., 2007.

32

сопоставления всех признаков территории, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа.

Его нужно не только учитывать, но можно и формировать сознательно.

Во многих странах существуют специальные центры по развитию туризма, не имеющие отношения к конкретной турфирме и рекламирующие страну. Наглядным примером работы таких центров являются Турция и Финляндия, имиджевая реклама которых в нашей стране появляется на экранах телевизоров и Интернете. Целенаправленно формируется образ этих стран как привлекательных и комфортных для туризма. Причем отражаются лишь привлекательные грани образов этих стран. Финляндия разработала имидж своей территории для туристов как: «страна зеленого золота» (лесные массивы); «страна тысячи озер» (многочисленные водные объекты); «родина Санта-Клауса» (зимний образ мифического персонажа).

В общих чертах модель, в соответствии с которой формируется образ территории какого-либо региона (туристский в частности), формируется из следующих характеристик:

внешняя атрибутика (эмблема, флаг, девиз),

история, культура региона, его традиции,

природная аттрактивность,

финансовое положение,

образцы продукции или услуг,

имидж руководителя региона,

деловые коммуникации,

PR и рекламная известность .

Образы, сформировавшиеся спонтанно так же могут характеризовать яркие черты какой-либо страны и выражаться тезисно: Франция – вино, коньяк, родина д’Артаньяна, Эйфелева башня; Куба – родина свободной любви, сахарного тростника и революции и т. д.

В России Архангельск и Великий Устюг борются за право называться родиной Деда Мороза, причем последний преуспел настолько, что туристский поток повысился круглогодично, в сезон же новогодних праздников в городе наблюдается нехватка гостиниц.

См.: Лысикова О.В.,2006.

33

Внашей стране тысячи монастырей, но не все из них стали духовными символами страны. Только к некоторым устремлен мощный поток туристов и паломников. Например, монастырский комплекс острова Валаам является местом посещения до 100 тысяч туристов ежегодно.

Впоследние годы специалисты самого разного профиля, в частности директор Института Природного и Культурного наследия РАН Веденин Ю.А. и вице-президент Национальной Академии туризма Карпова Г.А. с соавторами, писали об отсутствии в России института профессиональных имиджмейкеров, которые целенаправленно формировали бы образ России как привлекательной страны для туризма.

Россия и страны СНГ заняли неприглядное место в массовом сознании Запада. Для них характерна негативная информация: стихийные бедствия, суровый климат, политическая нестабильность, терроризм и т. д., что мешает развитию не только туризма, но и инвестициям в российскую экономику. Это тем более печально, в связи с тем, что потребителями туристского продукта, который перспективен на территории России, являются жители Европы, давно лишившиеся своих девственных природных ландшафтов, но которые сохранились на территории нашей страны. В России необходимо проводить работы по созданию благоприятного имиджа регионов и страны в целом. Один из путей: формировать образ регионов нашей страны, через привлекательные особенности имеющихся природных и историко-культурных объектов.

Таким образом, важно изучать туристское восприятие географического пространства, закономерности пространственного поведения туристов, геокультурологические аспекты туристской и рекреационной деятельности, особенности пространственного распределения объектов туристского интереса.

Внимание географа и организатора туризма работающих в области формирования имиджа должно быть обращено на целостные объекты – ландшафты, местности, города, районы и стра-

ны. Образ предполагает наличие уникального, особенного, ин-

дивидуального, он конструируется именно из этих сторон реальности.

Смысл образно-географического исследования заключается в выявлении и использовании наиболее ярких, запоминаю-

щихся черт, знаков, символов определенной местности, рай-

она и страны, формирующих их образ. Причем, чем ярче будут отражены особенности какой-либо территории, тем сильнее ее образ будет отличаться от образов других территорий.

34

Практически любой объект можно сознательно преподнести, через СМИ той или иной стороной, грубо говоря, делая его «хорошим» или «плохим».

Нахождение турпродукта в благоприятном географическом пространстве залог его успешного сбыта.

Важную роль в формировании имиджа играют не только научные исследования, но и художественные работы писателей, художников, режиссеров.

Первоочередными задачами в общих чертах должны стать:

выявление природных и историко-культурных объектов наследия,

реанимация старых и создание новых мифов,

увеличение туристского потенциала уже освоенных мест,

анкетирование туристов,

выявление источников СМИ в наибольшей степени формирующих мнение о территории,

ранжирование информации по привлекательным факторам,

создание образа (включающее в себя работу с писателями, журналистами и т. д.).

Популярными работами по формированию привлекательных

туристских образов в мире, являются создания аттракций на базе существовавших древних исторических путей, например пути «из варяг в греки». К ним можно отнести реконструкцию Великого Шелкового пути, который благодаря деятельности ученых, кинематографистов и даже композиторов стал символом моста, объединяющего две части света, а в туристских проспектах упоминаются, города и территории, находившиеся на Великом Шелковом пути. В Финляндии одним из последних реализованных проектов стала реконструкция «Королевской дороги» – древнего пути расположенного на юге Финляндии.

Кафедрой страноведения и международного туризма СПбГУ в настоящее время проводится работа по реконструкции и популяризации водно-волоковых путей, расположенных на СевероЗападе России – уникальной системе древних дорог по которым наши предки не только осваивали Север, но и успешно использовали их в обыденной жизни. Например, из Великого Новгорода через водораздел по Кенскому волоку в Белое море .

См.: Коростелёв Е.М., 2007; Севастьянов Д.В., Зелюткина Л.О., Коростелёв Е.М., 2007; Зелюткина Л.О., Севастьянов Д.В., 2006.

35

Врайоне прохождения экотуристской практики студентов факультета географии и геоэкологии СПбГУ, тоже есть основы для формирования туристских аттракций.

Вг. Приозерске – одном из центров туризма на Карельском перешейке, несколько лет назад около крепости Корела установлен обелиск, утверждающий, что именно здесь захоронен полумифический первый властитель Руси – князь Рюрик. Это утверждение основывается на неподтвержденной информации из летописи, свидетельствующей о том, что это произошло в Кореле. Однако, большинство историков все-таки склоняется к тому, что вероятнее Рюрик был захоронен в Ладоге (ныне Старая Ладога), о чем говорят другие летописи. Безусловно, факт захоронения первого официального правителя Руси – повышает привлекательность места (хотя реальное место захоронение Рюрика вряд ли точно будет установлено). В Старой Ладоге уже длительное время эксплуатируется эта идея, реализованная в турпродукте с посещением места захоронения Рюрика. Не отстает Приозерск и по расположению сказочных персонажей: в районе открыт туристский центр – Царство Снегурочки (Снегурия).

Мифотворчество. Интересными мифологемами района практики являются карельские сказания о метелиляйнинах. Они повествуют о том, что когда-то на ладожском побережье жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны. Они отличались громадным ростом и с невероятным шумом передвигались по лесу, отсюда и произошло их название (от слова «meteli» – шум, драка). Это местный вариант легенды о снежном человеке.

Мифы, включенные в экскурсию в ходе анимации могут ее значительно украсить.

Мифы могут принимать разные формы:

миф о несчастной и неразделенной любви: в результате гибели одного или обоих героев «образуются» горы, озера, реки и т. д.

миф о потерявшихся и вечно скитающихся по морям и горам героях,

миф о рождении героев из различных сред и явлений,

миф о промысловых подвигах и наличии редких животных и т. д.

См. подробнее: Колбовский Е.Ю., 2006.

36

Туристскому мифу свойственна структура, в которую входят привязка-ассоциация, позволяющая перейти от реальности объектов или явлений к выдумке, пролог, кульминация и эпилог. Они относятся к устному творчеству, поэтому именно устный рассказ экскурсовода позволят оживить эмоциями миф в ходе рассказа.

Основные функции мифа:

делать информацию доступной для туриста (потому что сколь угодно сложные вещи можно рассказать красочным эмоциональным языком),

делать информацию запоминающейся о явлениях и объектах экскурсии.

Мифология экотуризма должна быть неразрывно связана с

историей культурного ландшафта местности.

Навыки территориальной имиджелогии проявляются в ходе практики:

в удачном названии маршрута (название должно подчеркивать индивидуальность маршрута, отражать его сущность и быть привлекательным),

в удачных мифах, сопровождающих рассказ, делающих запоминающимися объекты экскурсии.

37

Глава 4. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПРИЛАДОЖЬЕ – МОДЕЛЬНЫЙ РЕГИОН

4.1. Ладожская учебно-географическая база

База расположена в 150 км севернее Санкт-Петербурга, в 2 км к северо-востоку от пос. Кузнечное и менее чем в километре от берега Ладожского озера. Под именем Приладожская учебнонаучная станция основана в конце 1940-х гг. на берегу оз. Суури, где ранее существовали три финских хутора.

Наиболее активной научная деятельность станции была в 1950-е – первую половину 1960-х гг. В то время здесь велись метеорологические и фенологические наблюдения, исследовали растительность и ее изменения под влиянием природных и антропогенных факторов, изучали почвенный покров, морфологическую структуру ландшафта, орнитофауну и др. Со второй половины 1960-х гг. станция использовалась, в основном, для проведения учебных практик.

С 2005 г. называется Ладожской учебно-географической базой и используется как место проведения практик факультетом географии и геоэкологии.

Важнейшие особенности территории:

1.контакт физико-географических стран Фенноскандия (Балтийского кристаллического щита) и Русской равнины, сочетание денудационных (экзарационных) и аккумулятивных форм рельефа;

2.контакт подзон средней и южной тайги;

3.близость к Ладоге – крупнейшему озеру Европы;

4.разнообразие последствий антропогенных воздействий на ландшафты (пост агрокультурные сукцессии), в том числе связанных с прежней хуторской системой землепользования, и

добычей камня.

Природные условия этого района уникальны и привлекают значительное число как организованных, так и самодеятельных туристов, что позволяет воспринимать район прохождения практики модельным регионом, своеобразным национальным парком привлекательным для туристов!

38

4.2. Физико-географическая характеристика района практики

Геологическое строение и палеогеография. Карельский перешеек расположен на стыке двух крупных геоструктурных областей: Балтийского кристаллического щита и Русской платформы. Граница между ними проходит южнее линии, следующей примерно от г. Приозерска к г. Выборгу.

Территорию и окрестности Ладожской базы слагают два совершенно различных по возрасту и генезису комплекса пород: древние – архейские (3500–3600 млн. лет) и залегающие на них с глубоким размывом четвертичные.

Кроме метаморфических пород в районе и его окрестностях широко развиты изверженные породы: микроклиновые граниты, плагиограниты, диабазы и амфиболитизированные основные породы.

Непосредственно район станции слагают обширные массивы микроклиновых гранитов и в меньшей степени – плагиоклазовые граниты. Наряду с кварцем и биотитом в серых среднезернистых плагиогранитах полевой шпат представлен плагиоклазом, в то время как в крупнозернистых микроклиновых гранитах, имеющих характерную «очковую» структуру, полевой шпат присутствует в виде крупных розовых и красных кристаллов микроклина. К более молодым магматическим проявлениям относятся диабазовые дайки, секущие породы ладожской толщи, а также приуроченные к зонам разломов в микроклиновых гранитах.

По всей вероятности, Балтийский щит в далеком прошлом был высокой горной страной. Однако господствующие здесь на протяжении палеозойской и мезозойской эпох процессы денудации существенно снивелировали рельеф.

Морена встречается пятнами, приуроченными к наиболее глубоким депрессиям, и залегает непосредственно на поверхности кристаллических пород.

Элювиальные и делювиальные отложения широко распространены на поверхности и склонах скалистых массивов, хотя мощность их обычно мала и редко превышает несколько десятков сантиметров. Элювий представлен дресвой кристаллических по-

См.: Чочиа Н.С., 1961; Исаченко Г.А., 1999; Красная книга Лен. обл.,

1999.

39

род, делювиальные отложения — щебнисто-глыбовым материалом, глинистыми песками и иловатыми суглинками.

Вчетвертичное время описываемый район неоднократно покрывался льдами материковых оледенений. Однако хорошо сохранились лишь следы карельской стадии последнего Валдайского оледенения. Двигавшиеся из центральных районов Скандинавии массы льда производили здесь главным образом выпахивающую работу. Процессы ледниковой экзарации (выпахивания) обусловили современный облик рельефа, преобладающими формами которого являются ориентированные в направлении движения ледника системы гряд и разделяющих их ложбин.

Большое значение на севере и северо-западе Карельского перешейка, так же как и на территории всего Балтийского щита, имели послеледниковые эпейрогенические поднятия (вероятно, имеющие гляциоизостатический характер), которые продолжаются и поныне.

Воздействие Ладожского озера и сопутствующих ему мелких озер привело к образованию серии террасовых уступов, которые, сливаясь в обширных депрессиях, порой формируют здесь участки пологокотловинной озерной равнины. В раннем и среднем голоцене, когда уровень Ладожского озера был значительно выше современного (до 15–18 м), наиболее высокие скалистые гряды являлись островами и входили в широкую полосу шхерного берега озера. В позднем голоцене, уровень озера понизился до 5,5 м над уровнем моря.

Впоследнее время все большую роль начинает играть преобразующая деятельность человека.

Совокупное взаимодействие всех этих процессов и привело

кформированию современного ландшафта, в частности обусловило основные черты рельефа района.

Рельеф. В окрестностях Ладожской базы преобладает рельеф, обусловленный экзарационной и аккумулятивной деятельностью ледника, а также аккумулятивный водно-ледниковый и озерный рельеф. Таким образом, выделяются две генетические

категории рельефа: денудационный ледниковый рельеф (сельговый рельеф ) и аккумулятивный рельеф.

Всельговом рельефе отчетливо наблюдается чередование сельг – скалистых гряд и холмов, оглаженных ледником с меж-

Сельга (от финского селькя) – небольшой хребет, каменистая гряда.

40

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]