Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02.-1.Мельник В.Политология.2008.docx
Скачиваний:
236
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
1.19 Mб
Скачать

7.2. Нелегальные вооруженные формирования и группы

Партизанские отряды Выше отмечалось, что законодат-

ельст­во не допускает деятельности обще­ственных объединений, которые стремятся достичь своих це­лей с помощью применения средств насилия. Однако запрет негосударственных вооруженных формирований вовсе не означает, что таковые не возникают в реальной жизни. Напро­тив, физическое насилие в политических целях со стороны оппозиционных правительству социальных групп пе такое уж редкое явление в жизни различных государств. К нему прибе­гают те или иные политические группы, как правило, в тех случаях, когда они полагают, что легальный путь к власти им закрыт и когда они обладают материальными и организацион­ными возможностями для вооруженной борьбы. Как правило, насилие со стороны оппозиционных вооруженных формиро­ваний применяется при посредстве части населения.

Наиболее распространенной формой вооруженных обще­ственных групп являются партизанские, повстанческие от­ряды. Они представляют собой небольшие вооруженные подразделения, которые при подчинении общему командова­нию составляют своеобразную армию, ведущую борьбу про­тив регулярных вооруженных сил. Партизанские формиро­вания возникают, как правило, в местностях, где население открыто выражает свое недовольство политикой правитель­ства. Такие территории являются базовыми для партизан­ского движения. Здесь могут создаваться так называемые "освобожденные зоны", в которых командованием вооружен­ных отрядов осуществляется политический и администра­тивный контроль.

Партизанская война рассматривается ее руководителями как длительный ряд столкновений с правительственными вооруженными формированиями с целыо их деморализации, изматывания сил и последующего окончательного разгрома. Исход такой войны бывает разный. В одних случаях по­встанческие отряды могут быть разгромлены регулярными войсками. В других - война завершается победой оппозици­онных сил, под контроль которых переходит вся территория страны. Например, партизанская война была основным сред­ством в целом ряде революционных процессов текущего сто­летия (Китай, Вьетнам, Куба, Алжир), которые завершились разгромом регулярных вооруженных армий. Случается, пар­тизанское движение, не добившись конечной победы, в тече­ние длительного времени контролирует некоторую часть территории страны. Наконец, в ряде случаев после перегово­ров с официальными властями партизанские отряды или ра­зоружаются, или в значительной своей массе вливаются в регулярные вооруженные силы.

Террористические Еще одной формой вооруженного на- группы силия в политических целях является

терроризм (от лат. terror - страх, ужас). Это движение не широких масс, а небольших, но тща­тельно организованных подпольных террористических групп. В качестве средства террористы используют насиль­ственные акты против отдельных граждан, главным образом официальных лиц, а также разрушение материальных объек­тов: убийства, захват заложников, взрывы в общественных помещениях, на улицах, в аэропортах, вокзалах и т. д. Основ­ной целыо террористического насилия является подрыв ав­торитета правительства путем нагнетания среди населения атмосферы страха. Одновременно с этим преследуется цель привлечения внимания международной общественности к той или иной социально значимой проблеме, обеспечения террористической группе широкой рекламы и придания ей политической значимости. Этот метод политической борьбы использовался и используется группами самой разной идео­логической направленности. Однако нередко террористы свои акции сопровождают и вполне конкретными политиче­скими требованиями.

В отличие от партизанской борьбы, развертывающейся в сельской местности, терроризм - это, но преимуществу, го­родское явление. Чем крупнее город, тем террористам легче скрываться. Понятно, что в определенных условиях деятель­ность таких групп может встречать сочувствие среди различ­ных общественных кругов. Известно, например, какой поло­жительный общественный резонанс вызывали действия тер­рористов-народовольцев в России. Население оказывало им содействие, когда необходимо было скрыться, а суды оправ­дывали участников террористических акций. Сила террори­стических групп заключается, главным образом, в тайне про­ведения операций. Поэтому основным оружием в борьбе против таких групп является проникновение в их организа­ции, что отнюдь не просто.

Согласно выводам специалистов, современный терро­ризм имеет тенденцию к интернационализации. Террорис­ты различных национальных организаций поддерживают систематические контакты, оказывают друг другу разного рода услуги, обмениваются опытом, предоставляют необхо­димую информацию, оружие, убежище. Они проводят со­вместные тренировки, а иногда и осуществляют операции смешанными бригадами, в задачу которых нередко входит причинение ущерба иностранному государству, рассматри­ваемому как враждебное. Можно привести немало фактов "плодотворного" сотрудничества между террористическими организациями, отличающимися друг от друга как но наци­ональной и религиозной принадлежности, так и по полити­ческой направленности. Известно, например, что в послед­ние два десятилетия представители самых различных тер­рористических организаций действовали почти во всех зо­нах этнонолитических конфликтов, включая Косово и Се­верный Кавказ.

В соответствии с указанной особенностью некоторые со­временные террористические формирования за рубежом яв­ляют собой не типичные для сравнительно еще недавнего времени группки заговорщиков и фанатов, а разветвленные организации с внутренним разделением труда, мастерскими, складами, типографиями, лабораториями, убежищами, гос­питалями, доходными предприятиями. Они используют пе­редовой военный опыт, новейшее легкое вооружение, совре­менный транспорт и радиосвязь. Такие формирования пре­вращают захваты банков, рэкет, взятие заложников с целыо получения выкупа в постоянно функционирующую отрасль высокодоходного бизнеса. Они внедряют своих людей в раз­личные звенья государственного аппарата, промышленного и финансового мира.

Государство и про- Неверным было бы полагать, что не- блема терроризма легальные вооруженные отряды все­ -

гда создаются только враждебными правительству политическими группировками. Правительст­во само иногда поощряет возникновение подобных военизи­рованных формирований, считая репрессивные действия официальных силовых структур недостаточными. Такие объединения выступают в качестве "вооруженной руки" близких к правительству влиятельных политических кругов, которые финансируют их и манипулируют ими в своих ин­тересах через спецслужбы государства. Правящая политиче­ская группа, предоставляя такого рода "самодеятельным" во­оруженным отрядам свободу действий, пытается использо­вать их в качестве инструмента борьбы со своими политиче­скими противниками. Главная их задача состоит в осуществ­лении репрессивных действий, за которые официальные власти формально не отвечают. Таким образом, подобные общественные формирования также выполняют функцию силового давления, но не на правящую группу, а на оппози­ционные организации. Одновременно наличие в стране та­ких отрядов позволяет правящей группе - под предлогом за­щиты безопасности и интересов населения - решать пробле­му своей легитимности.

Есть и такая практика, когда государства используют не­легальные вооруженные формирования в качестве инстру­мента борьбы с неугодными им политическими режимами в других странах. С этой целью они прибегают к финансиро­ванию, материальному оснащению, а также созданию па сво­их территориях учебных центров по обучению военному де­лу иностранных граждан - "борцов" против тех или иных "реакционных" правительств. Такой способ государственной поддержки, в сущности своей, террористической деятельно­сти широко использовался обеими конфронтирующими странами в период холодной войны. Именно многие создан­ные, оснащенные и обученные в тот период вооруженные формирования, выйдя после окончания холодной войны из- под контроля своих инициаторов и покровителей, начали борьбу уже за осуществление собственных целей. Однако и в настоящее время в печати периодически появляются сооб­щения, обличающие правительства тех или иных стран в том, что они обеспечивают террористическим организациям и группам убежище, оружие, обучение, финансовую под­держку и дипломатическое прикрытие.

Возникновение на территории государства каких бы то ни было нелегальных вооруженных групп является призна­ком или кризисных явлений в общественном развитии, или недемократизма политической системы, или утраты правя­щей группой авторитета, легитимности своего господства. Предоставление же государством средств насилия нефор­мальным организациям с целыо борбы с политическими противниками внутри и вне собственной территории есть го­сударственный терроризм, что по критериям международ­ного права является признаком преступного государства.

Как отмечал Макс Вебер, государство, осуществляя свое предназначение, должно охранять свою монополию на наси­лие и распоряжение оружием. Там, где оно отказывается от этой тяжелой обязанности, право па насилие захватывают другие, т. е. негосударственные, структуры. Выполняя эту г и( но обязанность, государство вправе использовать оружие. No при этом было бы ошибочным ограничиваться только от­ветными репрессивными мерами. Необходимо учитывать, что оппозиционный террор и ответный террор со стороны государства стимулируют друг друга. В свое время француз­ский писатель В. Гюго высказал блестящую мысль: "Право избирать отменяет право восставать". Поэтому главным пу­тем преодоления физического насилия как политического средства является создание предпосылок для сотрудничест­ва всех политических сил, т. е. развитие демократических принципов общественной жизни, осуществление назревших социально-экономических реформ.

Завершая рассмотрение данной проблемы, подчеркнем, что растущее разнообразие и активность общественных объедине­ний и движений отражают глубинные процессы общественной жизни, существенно влияют па перегруппировку политичес­ких сил, создают новый социально-политический фон.