Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02.-1.Мельник В.Политология.2008.docx
Скачиваний:
236
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
1.19 Mб
Скачать

6.2. Партийные системы: понятие и типы

Понятие партийной В настоящее время в разных странах системы действует различное количество пар-­

тий, участвующих в борьбе за полити­ческую власть. Это число может быть от одного до несколь­ких десятков. Различные партии имеют неодинаковый вес в обществе и в структурах власти. Как уже отмечалось, одни из них становятся правительственными, другие - оппозицион­ными, но в то же время участвуют в работе представительных органов, третьи - вообще никакой роли в обеспечении фор­мирования и функционирования институтов власти не игра­ют. В ходе политического процесса между партиями возника­ют те или иные взаимоотношения. Словом, в различных странах складываются определенные партийные системы, ко­торые в контексте нашего изложения можно рассматривать как сложные подсистемы политической системы общества.

Таким образом, партийная система представляет собой совокупность взаимодействующих с гражданами, государст­вом, между собой и другими политическими институтами партий, которые в данном обществе в той или иной мере участвуют в осуществлении политико-властных отношений.

Существует обширная отечественная и зарубежная лите­ратура, посвященная исследованию различных партийных систем. Изучение ее показывает, что тот или иной тип пар­тийной системы определяется пе формальным числом пар­тий, а их реальной ролыо в механизме формирования и функционирования политической власти. На образование партийной системы влияет целый ряд факторов: уровень экономического развития общества, соотношение социаль­но-классовых сил, степень зрелости общественных отноше­ний, национальный состав населения, исторические и рели­гиозные традиции и др.

Типы партийных систем Выше были рассмотрены три

типа политических систем общества, ха­рактеризующиеся соответствующими политическими режи­мами, - демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Каждой из них присущи определенные типы партийных си­стем. Рассмотрим их в такой же очередности.

Демократическому политическому режиму свойственна многопартийность, в соответствии с которой деятельность политических партий формально не ограничивается. Однако конкретная структура многопартийных систем - партийный уклад - существенно меняется от страны к стране.

Так, в Японии (до 1993 г.) и Мексике сложилась много- партийная система с одной доминирующей партией (уклад доминации). В Японии эта традиция нарушилась в 1993 г., когда либерально-демократическую партию у власти смени­ла коалиция из нескольких партий. В США, Новой Зелан­дии и некоторых других странах действует партийная систе­ма с двумя влиятельными партиями (двухпартийный уклад). Бельгии, Дании, Нидерландам, Финляндии присуща неполя- ризованная коалиционная партийная система, когда пе толь­ко ни одна из партий пе пользуется преобладающим влияни­ем па избирателей, по и отсутствует возможность для созда­ния прочных партийных коалиций. Во Франции и в Герма­нии существует поляризованная коалиционная партийная система, при которой обычно две партии с полярными по­литическими ориептациями в течение длительного времени ио своему влиянию на избирателей почти не уступают друг другу. Однако в такой системе рядом с двумя основными партиями находится третья, в чьей возможности определить успех одной из первых двух и, в принципе, политическую ориентацию правительства в целом.

Особый феномен представляет собой двухпартийный ук­лад, или бипартизм, который характерен для политической системы США. Существенной чертой данной партийной сис­темы является то, что она автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах. Однако при этом обе партии - Рес­публиканская и Демократическая - мало чем отличаются друг от друга. Разумеется, каждая из них имеет свой взгляд па власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном, в своем отношении к существующему общественному строю, и потому каждая из них стремится властвовать одна, не нарушая раз и навсегда заведенный конституционный порядок.

Двухпартийная система, но единодушному мнению анали­тиков, в наибольшей мере отвечает задачам обеспечения со­циально-политической стабильности. При многопартийности (имеется в виду наличие в стране трех и более крупных пар­тий) избиратели периодически отдают свои предпочтения то левым, то правым партиям, что всякий раз приводит к смене политического режима и политического курса. Такие партий­ные системы принято определять как конфликтные. При двух­партийном укладе основной массив избирателей сосредоточен в центре, где политическую сцену занимают две партии, с раз­ных сторон тяготеющие друг к другу. В этом случае преем­ственность политического курса при смене правящей партии очень высока, и вместо радикальной критики прежней полити­ки ее достижения зачисляются в общий акгив нации. Двухпар­тийная система, отмечает М. Дюверже, "представляет собой явление естественное", поскольку "любая политика внутренне содержит выбор между двумя типами решений", причем реше­ния, которые "называют промежуточными, тоже связаны с тем или другим основным типом" [38. С. 276]. Именно двухпар­тийная система способна адекватно отразить эту естественную раздвоенность общественного мнения. В силу своей умерен­ности такая система не только является действенным факто­ром консолидации нации, по и сама потенциально стабильнее, чем система с тремя и более влиятельными партиями. Партий­ные системы такого типа определяются как консенсусные.

Следовательно, по своей природе двухпартийный уклад отличается от многопартийности. Фактически - это посто­янная коалиция, монополизировавшая политическую власть. Стабильность и господство этого неформального партийного блока обеспечиваются всеобъемлющей его под­держкой со стороны правящего класса, порядком финанси­рования выборов, силой традиций политической жизни США. Весь этот сложный механизм тщательно отлажен и потому никогда не дает сбоев. Вот уже полтора столетия (Демократическая партия оформилась в 1828 г., Республикан­ская - в 1854 г.) власть в этой стране поочередно удержива­ют в своих руках республиканцы и демократы, и нет ника­ких шансов, что кто-то нарушит их дуумвират.

Авторитарному политическому режиму свойствен, как правило, принцип однопартийности, под которым следует понимать не количество действующих в стране партий (да­же не количество находящихся на легальном положении), а законодательное закрепление за одной из разрешенных пар­тий формального статуса правящей. На практике роль такой партии сводится к организации массовой поддержки ноли- тики руководства государства. Некоторые авторитарные ре­жимы допускают деятельность двух и более определенных партий при одновременном запрете всех других. Но и в этом случае деятельность разрешенных партий существенно огра­ничивается. В политической жизни они играют второстепен­ную роль, поскольку не имеют возможности оказывать ре­ального влияния на государство.

Тоталитарному режиму также свойственна своя партий­ная система. Здесь действует только одна политическая пар­тия, другие распущены или запрещены. Однако в отличие от авторитарного режима эта партия стоит над государством, осуществляет в обществе доминирующую роль. Аппарат партии, как правило, срастается с аппаратом государства, что ведет к утрате различий между партийной и государствен­ной деятельностью. Возникновению подобных систем, как правило, предшествует кризис демократических методов осуществления власти. В настоящее время такие системы сходят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества и общественного мнения тех стран, где они существовали.

Формирование пар- История политических партий, раз- тийных систем в стра- вития партийной системы в СССР и нах Содружества Не- возникших после его распада суве- зависимых Государств ренных государств имеет весьма про­-

тиворечивый характер. С правовой точки зрения, до Февральской революции 1917 г. в России многопартийной системы не существовало. Официально бы­ли разрешены и зарегистрированы лишь проправительствен­ные организации - помещичьи, черносотенные и партия "ок­тябристов". Даже либералы - "кадеты", сторонники консти­туционной монархии, - не смогли добиться такого разреше­ния и действовали полулегально. Принадлежность же к пар­тиям эсеров, меньшевиков, большевиков, анархистов и к не­которым другим была уголовно наказуема. Только после свержения самодержавия все эти партии смогли действовать легально, стали появляться другие. В 1917 г. в России нас­читывалось в общей сложности более 50 политических пар­тий. Сохранявшаяся некоторое время после Октябрьской ре­волюции многопартийность сменилась однопартийным по­литическим режимом, который просуществовал несколько десятилетий. Этому способствовали многие факторы: осо- (tenмости истории России, неразвитость демократических институтов в дооктябрьский период, борьба большевиков и Других партий за власть в Советах, контрреволюция и ино­странная военная интервенция и др.

15 настоящее время государства, входившие в состав СССР, вступили в новый этан своей истории, характеризу­ющийся усложнением социальной структуры общества и VI илением дифференциации политических сил. Это находит снос выражение и в формировании партийных систем. Ны­не па политической арене каждой из стран Содружества Независимых Государств действует от десятка до нескольких десятков партий, а также большое число политических клу­бов и организаций местного значения. Они представляют практически весь современный политический спектр. Осо­бенностью процесса формирования многопартийности в прошедший после распада СССР период являлось то, что от­дельные партии или их объединения очень быстро приобре­ти;! и широкую популярность, а затем столь же быстро ее те­ряли. В настоящее время число партий практически повсе­местно стабилизировалось, но далеко не все сохранившиеся партий обладают реальным политическим весом. После каж­дых новых выборов партийная конфигурация в представи­тельных органах власти меняется весьма существенно. Это означает, что процесс становления партийных систем хотя и миновал свою начальную стадию, ведущие же политические партии далеко еще не утвердились.

В Беларуси, например, к началу избирательной кампании 1995 г. по выборам в Верховный Совет в качестве политиче­ских партий было зарегистрировано 34 общественных объеди­нения. Большинство из них представляло собой, скорее, кон- I томерат разнородных по своим названиям идейно-политических группировок, а не систему политических объединений, которой были бы представлены реальные социальные силы. Значительная часть из них возникла не как следствие полити­ческой консолидации социально-экономических сил, а как ре­зультат организационного объединения приверженцев опреде­ленных идейно-политических воззрений. Поэтому многие из так называемых партий для своей перерегистрации, которая производилась в 1999 г., с трудом смогли преодолеть необхо­димый для этого численный барьер в 1000 человек. Ныне в Бе­ларуси официально зарегистрировано в качестве партий 16 объединений граждан. Однако все они в лучшем случае явля­ются иротоиартиями, а пе впшше сформировавшимися поли­тическими партиями в собственном смысле этого понятия.

Характерной особенностью процесса становления пар­тийной системы Беларуси является наличие оформленных в виде партийных структур левого и правого флангов полити­ческого спектра и отсутствие значимой центристской пар­тии. Представляется справедливым утверждение, что в нас­тоящее время роль политического центра фактически вы­полняет руководство страны в лице президента и властной "вертикали" - так называемая партия власти. Эта полити­ческая сила стала мощнейшим регулятором общественно-по­литической жизни страны. От нее же во многом зависит и процесс формирования партийной системы, отвечающей критериям демократического общества.

Вообще же следует иметь в виду, что формирование пар­тийной системы - это достаточно длительный процесс, кото­рый осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. Он сопряжен с социальной дифференциацией общества, с формированием у основных социальных групп и общества в целом демократических типов политического сознания и по­литической культуры. К тому же, на постсоветском простран­стве политические партии вряд ли приобретут когда-либо та­кое же значение, какое имели партии в политической жизни западных стран в прошлом. В современном мире повсеместно наблюдается упадок партий, связанный с эрозией тех общест­венных отношений (социально-классовое противостояние), которые вызвали к жизни данный политический институт. Ныне, когда уходят в прошлое прежние социальные связи, когда экономика становится все более глобальной и когда ре­альная власть переходит к мощным группам интересов, пар­тии уже не в состоянии выполнять свои обещания избирате­лям, что неизбежно порождает массовое недоверие к ним.

Тем не менее в странах, где исторически сложились устойчивые многопартийные системы, партии продолжают ос­таваться достаточно существенным фактором политической жизни. Как показывает опыт таких стран, для общественно- политической стабильности и эффективного развития обще­ства наиболее предпочтительными являются варианты поли­тической системы, в которой доминировали бы две или три партии. Для многоэтнических государств обилие политиче­ских партий вообще не желательно, так как оно стимулиру­ет сепаратизм, ведет к разрушению целостности этих стран.