Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 10. Научные традиции и научные революции.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
78.85 Кб
Скачать

14

Тема 10. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности языка науки. Математизация и компьютеризация науки – 4 часа

Слайд 189

Слайд 190 «ТЗ»

Проблема соотношения нового и традиционного вообще. Понимание традиции как чего-то устоявшегося, необходимого, потому что, так было всегда. Некий ритуал, набор давным-давно существующих норм и правил, действий и методов. Так заведено и не нам это менять.

Традиция в науке.

Слайд 191

Существует большое разнообразие традиций и разные подходы к их делению или классификации. В науке обычно выделяют следующие виды традиций.

Слайд 192

Каково же отношение НОВОГО и ТРАДИЦИОННОГО в науке? Ведь если ученый работает в традициях, если он запрограммирован, то как же возникает новое? Ответ на этот вопрос надо искать, прежде всего, в многообразии традиций, в возможности их взаимодействия. Однако предварительно полезно уточнить, что именно мы понимаем под новациями в развитии науки, каков их характер, какие можно выделить типы новации, и как эти типы связаны друг с другом.

Надо сказать, что мы имеем перед собой трудно обозримый по своему разнообразию объект исследования. Это и создание новых теорий, и возникновение новых научных дисциплин. Иногда эти две акции почти совпадают, как в случае квантовой механики, но можно назвать немало областей знания, которые не имеют своих собственных теорий. Новации могут состоять в построении новой классификации или периодизации, в постановке новых проблем, в разработке новых экспериментальных методов исследования или новых способов изображения. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, но в этот класс с равным правом входят как сенсационные открытия типа открытия высокотемпературной сверхпроводимости, так и достаточно рядовые описания новых видов растений или насекомых.

К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов. Последний момент часто упускают из виду, явно его недооценивая. Однако нередко именно новый термин закрепляет в сознании научного сообщества принципиальную новизну тех явлений, которые до этого просто описывались, но не получали специальных обозначений.

Вот что пишет по этому поводу революционер в области геоморфологии В.М.Дэвис: "Я хочу подчеркнуть тот факт, что "идея пенеплена" принадлежит не мне. Я предложил только название, но, как часто бывает, введение определенного названия для явления, о котором до этого говорили только в общих выражениях, способствовало его признанию; свидетельством тому служит история термина "антецедентные", обозначающего реки, которые сохраняют свое направление, прорезая поднимающиеся горные цепи. Идея антецедентных рек возникла у нескольких исследователей, которые не дали ей никакого названия, а безыменная, она не завоевала общего признания. Эта идея стала популярной только тогда, когда Поуэлл дал ей собственное имя".

Наиболее важные виды новаций можно представить таким образом.

Слайд 193

В научном познании любое открытие совершается либо при целенаправленном поиске, т. е. вполне осознанно, либо это новое (открытие) является неким побочным, совершенно неожиданным результатом. В силу этого все новации можно разделить и так: преднамеренные и непреднамеренные.

Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые - ведут к ее изменению. Предложенное деление можно значительно уточнить, если противопоставить друг другу незнание и неведение.

Незнание можно выразить с помощью высказывания «Я не знаю того то». И, исходя из этого, при желании или необходимости можно сформулировать познавательную проблему, решение которой приведет к знанию. Незнание - это область нашего целеполагания, область планирования нашей познавательной деятельности. Строго говоря, - это явная или неявная традиция, использующая уже накопленные знания в функции образцов.

В отличие от незнания неведение не может быть зафиксировано в форме конкретных утверждений типа: "Я не знаю того-то". Это "что-то" мы не можем в данном случае заменить какими-то конректными характеристиками. Мы получаем поэтому тавтологию: "Я не знаю того, чего не знаю". Тавтология такого типа - это и есть признак неведения.

В отличие от незнания, когда, ставя вопрос, фиксирующий незнание, мы хорошо представляем, что именно нам надо искать, что исследовать, при неведении мы не только не знаем что следует искать, но и не имеем метода поиска. Такого особого метода вообще быть не может, ибо нет никаких оснований для его спецификации.

(Вспомните неявную проблему-софизм «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»).

Иначе говоря, в этом случае невозможен целенаправленный поиск неизвестных или, точнее, неведомых явлений. Поэтому мы должны просто продолжать делать то, что делали до сих пор, ибо неведение открывается только побочным образом.

Вполне возможно существование таких видов животных или растений, которые не учтены существующей систематикой. Но что должен делать биолог для их поиска? Только то, что он делал до сих пор, т.е. пользоваться существующей систематикой при описании флоры и фауны тех или иных районов. Иного не дано.