Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Итог.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
106.59 Кб
Скачать

Глава 2. Развитие законодательства об экологических преступлениях в XI-XX вв.

Историческую обусловленность деятельности по охране окружающей среды можно охарактеризовать как возникшую необходимость решения проблемы охраны природы в целях дальнейшего развития и существования общества. Изучение исторического опыта правового регулирования использования природных ресурсов, охраны среды обитания позволит облегчить поиск оптимального решения экологических проблем.

В прошлом на Руси не существовало никаких специальных нормативных правовых актов, направленных на регулирование экологических отношений. Однако крестьяне издревле применяли рациональное природопользование, руководствуясь различными приметами и суевериями. Традиции и обычаи, существовавшие не одно столетие, как правило, неукоснительно соблюдались10. В русском праве нормы, регламентирующие использование природных ресурсов, а в более поздние периоды и охрану окружающей среды, например воздуха и вод в городах, отразили природные, обусловленные ими экономические, а также культурные особенности развития нашей страны.

Отечественное природоохранное законодательство берет свое начало со времен Русской Правды. В этом источнике (1016г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственность князя. В данном документе устанавливались следующие штрафы:

Ст.75. Если срубят борть, платить три гривны штрафа, а за дерево хозяину полгривны.

Ст. 76. Если выдерут пчел, то три гривны штрафа, а хозяину, буде мед еще не был вынут - 10 кун, буде же вынут 5 кун.

Ст. 83. Если кто подожжет гумно, то выдастся головою князю со всем имением, из коего наперед вознаграждается убыток хозяина, остальным располагает по своей воле князь, так же поступать и с тем, кто двор подожжет.

Статья 69 покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа11. Здесь надо пояснить, что бобер являлся ценным видом пушнины, количество их было не столь велико и все бобры являлись собственностью князя. Такая вот забота о редких животных, приравненная к человеческой жизни.

Государство уже в те далекие времена защищало природные объекты от посягательств на них лиц, не владеющих данными объектами. В дальнейшем этот принцип не нарушался и по мере развития феодальных отношений. Следует отметить, что в этот период охрана природы часто сводилась к установлению ответственности лиц, незаконно использующих природные ресурсы и объекты, а регулирующие нормы практически отсутствовали (по крайней мере, были чрезвычайно редки).

Особенно ярко природоохранная роль государства в те годы проявлялась в отношении лесных ресурсов. Лес всегда составлял основу экономической и военной мощи русского феодального государства. Заповедный характер оборонительных лесных засек был установлен уже в XVI в., когда строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте, искусственно образованной на южных рубежах русского государства для защиты от набегов татар. В соответствии с Указом от 1678 г. за порубку леса в заповедных зонах с виновного взимался штраф в размере от 5 до 10 рублей. Кроме штрафа виновный подвергался битью кнутом. За повторную порубку виновный подвергался смертной казни12.

Необходимость защиты леса в Сибири обусловливалась интересами казны. Сохранность здесь лесных массивов была связана, прежде всего, с пушными промыслами, обеспечивающими значительные поступления в доход государства («Государев соболиный ясак»). В царской грамоте от 1635 Верхотурскому воеводе предписывалось беречь от oгня промысловые леса и строго наказывать тех, кто не выполнял эти требования.

Наряду с государственными заповедными лесами правовая защита распространялась и на частновладельческие леса. В песцовом наказе 1684 г. в их отношении проводился принцип недопущения сторонних лиц для рубки деревьев.

В XVII в., когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском Указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди «старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни»13.

В это же время были введены ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, то есть неприкосновенными, запретными.

При царствовании Алексея Михайловича семь островов у Мурманского побережья, где водились кречеты (крупные соколы), были объявлены заповедными. Места царской охоты также объявлялись заповедными. Запретительные царские указы об охоте принимались не только ради личного царского интереса, но и в интересах казны.

Царь Алексей Михайлович не ограничивался изданием природоохранных грамот. По его воле были приняты общегосударственные и региональные правовые акты об охране отдельных объектов природы, к числу относилось знаменитое Соборное уложение 1649 г., в соответствии, с положениями которого брались под охрану пашни и леса, сенокосы и пастбища, озера и другие водоемы, бортные и рыболовецкие угодья14. Кроме того, им было издано 67 указов, в которых говорилось о сроках и правилах охоты, устанавливались наказания, назывались запретные для охоты места, вводились пошлины и сборы за право добычи диких зверей и птиц15.

Из сказанного следует, что государственные указы об ограничении и регламентации охоты на Руси были связаны с царской охотой я обеспечивали ей полную свободу. В период царствования Алексея Михайловича были изданы указы, запрещающие всем сословиям псовую и соколиную охоту в государстве. Этот запрет был подтвержден и царем Федором Алексеевичем, а также и царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 г. В Указе говорилось: «...ослушникам быть в опале, а людям их в жестоком наказании»16.

Первая попытка регламентации рыболовства, которая к тому же имела цель защиты биоресурсов, была предпринята в 1591 г. в Наказе астраханским воеводой. Документ предписывал следить за тем, чтобы рыбы вылавливалось только то количество, которое можно будет переработать17.

В период царствования Петра Великого уделялось внимание вопросам санитарной охраны населенных пунктов, например, Указ, принятый в 1699 г., предусматривал наказание за невыполнение санитарных норм в Москве (за не вывозку нечистот от своих дворов): виновник подвергался битью кнутом и штрафу в Земском приказе18. Кроме того, Петр I издал 200 указов, писем и распоряжений, имеющих отношение к охране лесов: о рациональном пользовании лесами, охране лесов от пожаров, лесовосстановлении в стране.

В 1701 г. царь издал первый Указ, запрещающий расчистку леса под пашню и сенокосы на расстоянии 30 верст от сплавных рек. В 1703 г. его Указ предписывал описать все леса во всех городах и уездах по берегам больших рек на 50 верст и малых рек, удобных к сплаву леса, - на 20 верст.В этих пределах запрещалась рубка дуба, ильма, вяза, ясеня, карагача, лиственницы и сосны от 12 вершков (I вершок = 44,45 мм) толщины. Заповедные деревья в запретных полосах по берегам рек могли быть срублены только для потребности флота. Если допускалась самовольная порубка этих заповедных лесов, то виновные сурово карались вплоть до смертной казни. С 1722 г. Указом Петра I во всех корабельных (заповедных) лесах стали назначаться особые надзиратели таких лесов, для которых была разработана и утверждена Адмиралтейской коллегией специальная инструкция.

После смерти Петра I многие заповедные леса по берегам рек были вырублены, а на месте дубовых и сосновых лесов нередко появлялись древостои других пород, тем не менее, лесная служба стремилась сохранить эти водоохранные леса по берегам больших и малых рек, восстановить их после вырубки спелых хвойных и дубовых насаждений. Таким образом, заповеди Петра I переходили из поколения в поколение лесоводов и явились первыми указаниями о сохранности лесов в запретных зонах по берегам больших и малых рек, которые уже позже получили название водоохранных лесов в соответствии с их защитными функциями.

При императоре Николае I в 1845 принимается Уложении о наказаниях уголовных и исправительных. Оно было введено в действие в 1846 году. Уложение представляло собой кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных посягательств. Уложение включало в себя 12 разделов, делившихся на главы, отделения и статьи, а также приложение («О лицах, изъятых от наказаний телесных»). Раздел I «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» включал нормы общего характера, а остальные 11 разделов включали нормы о конкретных преступлениях, которые составляли Особенную часть дореволюционного уголовного права. Уложение предусматривало следующие категории преступлений и проступков: религиозные, государственные, против порядка управления, государственной и общественной службы, постановлений о повинностях, против доходов и имущества казны, общественного благоустройства и благочиния, сословной организации общества, жизни, здоровья, свободы и чести личности, против семьи и собственности. Всего Уложение включало 2224 статьи. Нас интересуют следующие главы этого документа:

1)Раздел 7. О преступлениях и проступках против доходов казны; Глава 9. О нарушении Уставов о казенных лесах.

2)Раздел 8. О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния.