Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция8-Наследственное право.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
93.7 Кб
Скачать

Необходимое наследование

Это ограничение свободы завещания. В древнейшее время это правило устанавливало, что sui heredes, должны назначаться и лишаться наследства прямым распоряжением наследодателя, а назначать других наследников при отсутствии в завещании указания об этой категории запрещалось. Несоблюдение этого правила делало завещание недействительным.

В преторском праве это правило распространялось на всех наследников первого разряда. При отсутствии соответствующих указаний неупомянутые в завещании, но обязанные быть упомянутыми, полусали долю, которые должны были получить по общему правилу.

В конце республиканского периода суды признавали завещания, устранявшие ближайших родственников от наследства, нарушающими родственные обязанности, составленными не в здравом уме, а следовательно не имеющими силы. Поэтому в подобных случаях иски о наследстве (petitio hereditatis) со стороны близких цивильных родственников, обойдённых в завещании, удовлетворялись. Также эманципированные дети могли в экстраординарном порядке жаловаться претору о лишении наследства. Постепенно сложилось правило, по которому в завещании каждому наследнику оставлялось не менее 1/4 (законодательство Юстиана повысило до 1/2 если доля была менее 1/4 наследства и до 1/3 - если не менее) от того, что он должен был получить в тех же условиях по закону. Обойдённый мог требовать не эту долю, а то, что он должен был получить по закону.

Юстиниан установил правило, по которому необходимыми наследниками признавались восходящие и нисходящие. Они обязательно получали указанную выше часть имущества наследодателя в качестве наследства или даже частично подарка ещё при жизни наследодателя (новелла 118).

Принятие наследства

Для sui heredes и рабов по завещанию момент возникновения правопреемства необходимо связывался с моментом открытия наследства. Эти наследники называются обязательными (heredes necessarii). По цивильному праву они не могли отказаться от открывшегося для них наследства. Для защиты наследников, которые вынуждены принимать наследство с долгами, по которым они по праву должны отвечать не только в размере наследственного имущества, но и собственными средствами, претор предоставлял beneficium abstinendi, по которому он отказывал в иске против цивильных наследников, которые не вступали в фактическое право наследования, право наследования переходило на следующий разряд наследников. В таком случае при отсутствии желающих вступить в наследство претором объявлялся конкурс на управление имуществом наследодателя для удовлетворения требований кредиторов.

Все остальные категории наследников - добровольные (heredes voluntarii).

Первоначально наследство принималось через торжественный акт (cretio). При поздней республике и империи достаточно стало неформального волеизъявления о принятии наследства (pro herede gestio), то есть любого поведения, из которого следовало, что лицо принимает наследство. Дождёв же пишет, что первоначально существовали обе формы принятия наследства, но с течением времени первая из них отжила и формально была отменена в 407 г.

Цивильное право не утсанавливало срока принятия наследства. Кредиторы наследства могли посредством иска требовать скорейшего вступления в наследство для удовлетворения их материальных требований, и суд мог назначать дату вступления в наследство, по истечении которого наследник, не давший ответа, считался отказавшимся от наследства (а по праву Юстиниана - принявшим наследство). В отношении наследственных владельцев давался срок 1 год для вступления в наследство (для нисходящих и восходящих наследников) или 100 дней (для других наследников). Последний срок Юстиниан увеличил до 9 месяцев При пропуске срока наследственное владение передавалось далее по списку наследникоов с теми же самыми условиями.

В преторском праве вступление в наследство оформлялось вводом во владение, а в юстиниановском – письменным заявлением в магистрат (Хутыз).

В указанных случаях между открытием и принятием наследства часто проходило дочтаточно много времени. Всё это время наследство считалось лежачим (hereditas iacens), то есть бесхозным имуществом, которым каждый мог приобрести после одногодового владения. В имперский период такое приобретение лежачего наследства запрещено, а расхищение наследства считается преступным.

Исторически сложился институт наследственной трансмиссии (transmissio delationis) - переход права принять наследства к наследникам лица, призванного к наследству, но не успевшего до своей смерти вступить в наследство. Первоначально в таком случае имущество становилось бесхозяйным, то есть трансмиссия была невозможна. Затем появилась трансмиссия в отношении наследника, умиравшего до годовалого возраста наследство переходило его отцу. В преторском праве такое имущество передавалось дальнейшим нисходящим разрядам наследников, а если это касалось наследника по завещанию, то открывалось наследование по закону. Дальше и появилась трансмиссия только при невступлении умершего наследника в права наследника при отсутствии его вины. В праве Юстиниана это правило стало общим для всех наследников в течение одного года после того как они узнали об открытии наследства, но при этом срок на вступление в наследство детей умершего наследника не начинается заново, а в отношении его остаётся срок его родителя-наследника.

Существовало также правило ius accrescendi. По нему когда один из наследников умирал или отказывался от наследства при отсутствии трансмиссии его доля поравну делилась между остальными наследниками.

Вступление в наследство считалось универсальным правопреемством. Наследуемая наследником часть наследства соединялась с его собственным имуществом. Кредиторы наследодателя могли получить у претора beneficium separationis, по которой слияние части наследственной массы с имуществом наследника возможно было только после погашения долгов наследодателя из первой (если у наследника было много личных долгов). У кредиторов наследника такого права не было. Когда принятие наследства было не выгодно для наследника, претор мог давать beneficium inventarii, по которой наследник, который начал в течение 30 дней со дня открытия наследства в присутствии нотариуса и свидетелей опись имущества наследодателя и закончивший её в течение следующих 60 дней, отвечает по долгам наследодателя только в пределах описанного.

При множественности наследников каждый вступал в наследство пропорционально своей доле. Делимые требования и долги, как и делимое имущество наследодателя распадалось на части. Неделимые долги создавали солидарную ответственность. Также могла возникать обязанность присоединять к наследственной массе некоторые виды имущества наследников в том случае, если наследственная очередь доходила до них (collatio bonorum). Это касается приданного дочери, полученного от отца, имущества эманципированных детей. Позднее это правило распространялось на приданное любых нисходящих в отношении восходящих наследодателей.

Посторонний долевой наследник мог отказаться от доли или быть лишённым наследственных прав. В таком случае его доля отходила только сонаследникам, имевшим законных детей, а если их не было – легатариям или фидеокомиссариям с законными детьми, а если их не было – фиску.

Наследник имел право на иск об истребовании наследства (petitio hereditatis). Преторский наследник имел право на interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственными вещами, то есть интердикт об истребовании наследства у третьих лиц, хотя Лабеон называл полученное по этому интердикту право на наследство лишь владением правом. Когда такой наследник назначался в отсутствие завещания (bonorum possessio sine tabulis) или вопреки ему (bonorum possessio contra tabulas) претор давал ему эксцепцию против иска цивильного наследника. В 129 г. консул Ювенций Цельс принял SC Iuventianum, в котором говорилось, что лицо, присуждённое по иску об истребовании наследства, обязано вернуть истребовавшему со всеми приращениями и всем приобретённым за счёт наследства.; добровольный владелец, утративший владение наследственной вещью, отвечал в полном объёме собственного обогащения.

Наследник имел право уступить право на наследство перед магистратом в порядке цессии (in iure cessio hereditatis), но только после принятия наследства, хотя по мнению сабинианцев подвластные наследодателя не могли цедировать наследство даже после его принятия.