Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к экзамену. Просеминарий.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
80.13 Кб
Скачать
  1. Журналистика в системе социальных институтов общества. Журналистика и власть. Журналистика как четвертая власть. Журналистика и гражданское общество.

Термины: социальный институт, гражданское общество, журналистика, СМИ

Социальный институт – государственный, хозяйственный орган, профсоюзная и другая организация, партия, ассоциация, функционирующая в сфере распространения средств массовой информации, деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений (Прохоров).

Гражданское общество – совокупность общественныз отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Журналистика - социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной пересдачи актуальной социальной информации с помощью специализированных, коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, интернет) неопределенной массовой аудитории с целью информирования её, социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения.

СМИ - специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения), предназначенные для распространения массовой аудитории на широком информационном пространстве.

Исторически журналистика возникла как деятельность, отражающая, фиксирующая действительность и удовлетворяющая потребность читателя — поднимающейся буржуазии в необходимой ей для торговли экономической и политической информации.

Но уже в начале XVII века прессу начинают использовать и как средство управления, воздействия на людей. Кардинал Ришелье лично отбирает материалы и редактирует статьи для издаваемой в Париже «La Gazette». Петр I, познакомившись после заграничной поездки с европейской прессой, преобразует в 1703 году «Ведомости Московского государства» из сборника дипломатических сообщений в агитационно-пропагандистское средство.

В первой половине XVII века, когда газету стали употреблять для распространения партийных мнений, информационная деятельность превращается в пропагандистскую. Соответственно преобразуется и отношение «журналист — читатель». То, что первоначально было целью журналистики — удовлетворение потребности людей в достоверных экономических и политических сведениях, становится средством для целенаправленного воздействия на них.

Журналистика и власть

-Авторитарная теория: описывает социально-политические условия деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса подчинялась интересам правящего класса.

Основание теории: философия абсолютизма (абсолютной власти монарха и его правительства).

Главная цель прессы: поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство.

Кто может использовать прессу: всякий, кто получает королевский патент.

Как контролируется деятельность прессы: через правительственные патенты, гильдии, лицензии, иногда с помощью цензуры.

Что запрещено: критика политической машины и чиновников.

Вид собственности на прессу: частная или общественная.

Пресса – инструмент проведения политики государства, хотя не обязательно находится у него в собственности.

-Лебертарианская теория возникла в противовес авторитарной. Однако свобода прессы не является полной. В самом общем виде полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится и это – продолжение других его прав. Основные принципы и ценности идентичны тем, на которых базируется либерально-демократическое государство.

Основание теории: философия рационализма и естественных прав.

Главная цель прессы: информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство.

Кто может использовать прессу: всякий, у кого есть средства на это.

Как контролируется деятельность прессы: посредством «процесса возвращения к истине» на «свободном рынке» идей и в судах.

Что запрещено: клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время.

Вид собственности на прессу: в основном частная.

Пресса – инструмент контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества.

Исторически пресса служила средством противодействия колониализму, выпускным клапаном для выражения недовольства, аргументом за свободу религии , выступала как составной компонент коммерческой свободы.

Серьезные осложнения возникли с формами воплощением свободы прессы. Она часто отождествлялась с правами на собственности и стала означать право владеть и пользоваться масс-медиа без ограничений или вмешательства со стороны правительства. Помимо утверждения, что свобода в целом означает свободу от правительства, стал перенос аналогии «свободного рынка идей» на подлинно свободный рынок, на котором коммуникация – это товар.

Свобода прессы теперь отождествляется с частной собственностью на медиа и свободой от вмешательства в рынок. Д. Маккуэйл: очевидны монопольные тенденции в медиаиндустрии. Большое количество посторонних финансовых интересов в прессе многим видится возможным источником посягательств на свободу выражения.

-Теория социальной ответственности прессы сформировалась в 1940-х как результат дебатов между сторонниками либертарианства и регулирования медиа. Она – компромисс между мнением о необходимости правительственного контроля и поддержкой полной свободы прессы.

Основание теории: работы по свободе прессы в США, этические кодексы СМИ.

Главная цель прессы: информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения.

Кто может использовать прессу: всякий, у кого есть что сказать.

Как контролируется деятельность прессы: посредством общественного мнения, действий потребителей, профессиональной этики.

Что запрещено: серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов.

Вид собственности на прессу: частная, если только правительство не вынуждено взять прессу в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы.

СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их быть таковыми.

Проблемы теории:

- мало изучено, действительно ли существующие методы производства новостей соответствуют целям общества, как это предполагается;

- престиж теории на Западе упал: ее считают либо ложной, либо неэффективной. Этнические и расовые субкультуры остаются непонятыми, членов груп меньшинств дискриминируют, растет численность «групп ненависти» (фашисты, бритоголовые). Едва ли можно решить эти проблемы путем предоставления членам групп прямого контроля над содержанием прессы.

-Советская коммунистическая теория прессы получила распространение в СССР, хотя многие элементы применялись и в других странах.

Основание теории: марксистско-ленинское учение (Ленин В. И.: пресса – коллективный пропагандист, агитатор и организатор масс).

Главная цель прессы: способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, диктатуры партии.

Кто может использовать прессу: преданные и проверенные члены партии.

Как контролируется деятельность прессы: посредством надзора, экономическими и политическими действиями правительства.

Что запрещено: критика задач партии (стратегия), но это не распространяется на практику партии (тактику).

Вид собственности на прессу: общественная.

СМИ принадлежат государству, жестком им контролируются и являются его орудием.

(Авраамов) Пресса – звено либо в системе управления обществом, либо в системе общественного самоуправления. Это обстоятельство роднит журналиста уже с политическим деятелем. Оба они выступают как представители политических или иных институтов и в этой роли нередко оказываются перед трудным нравственным выбором.

С одной стороны, журналист отражает, фиксирует, описывает и моделирует действительность.

С другой стороны, журналистская деятельность связана с управлением, направленным на преобразование действительности, на утверждение определенных ценностей и норм, на организацию разного рода экономических, политических, идеологических программ и контроля за их реализацией.

Создание информации о действительности служит прежде всего подспорьем для решения управленческих задач, связанных с борьбой за власть и деньги, с изменением социальных отношений.

Безусловно, в открытом обществе у журналиста неизмеримо больше возможностей выбора, нежели в закрытом. Но и там он обязан, естественно не в ущерб достоверности, уважать идеологические ориентации издателей и владельцев.

В то же время даже в тоталитарном обществе, манипулируя читателем, журналистика вынуждена была предоставлять ему и правдивую информацию. Журналистика не может быть эффективной без опоры на истинное знание. Она теряет смысл, если не помогает человеку ориентироваться в текущей жизни. Однако отбор, обработка и распространение информации стали больше зависеть уже не от ее собственного содержания, а от соответствия предварительно заданным идеологическим моделям.

Это постоянное внутреннее противоречие своей профессии журналист вынужден каждый раз разрешать лично, руководствуясь при этом собственным моральным сознанием. Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной морали, регламентирующей его поведение.

(Третьяков) Интеграционная и управленческая (политическая) функции дополнили первичную функцию журналистики как только к ней добавилась функция выражения мнения народа.

Демократия построена так, что народ избирает власть, но управляется ею в сроки, определенные датой следующих выборов. Если бы журналистика (как глас народа) имела неограниченную (ничем не лимитированную) возможность влиять на власть в промежутках между выборами, вся система демократии обессмыслилась бы, ибо мандат, полученные в день голосования, перестал бы что-либо значить.

Но для того, чтобы с помощью прессы каждый день не совершались государственные перевороты или, по крайней мере, избранные народом властители не теряли свободу действий, политическая система и гражданское общество достигли естественным путем (что не исключает злоупотреблений в этой сфере) негласного консенсуса относительно двух вещей:

1) власть может игнорировать мнение прессы;

2) власть может (в рамках так называемых демократических процедур, здравого смысла и соблюдения высших национальных интересов) влиять на прессу и даже управлять обществом через СМИ (в том числе и через так называемые свободные СМИ).

Сходным образом происходило и уравновешивание опасностей, приносимых свободой печати.

Сначала появилась цензура, а по мере развития демократических институтов взамен нее возникли и усилились роль интеграционная и воспитательные функции СМИ.

Свобода слова и печати, плюрализм мнений и оглашаемых точек зрения привели к тому, что в силу ряда обстоятельств (в том числе и моды), часто весьма искусственных, наиболее громко стали звучать экзотические, маргинальные, экстремальные, дезинтеграционные и даже деструктивные мнения. Общественное внимание сосредоточилось вокруг них, что многократно, не пропорционально их значимости, а тем более истинности, усиливало эффект воздействия таких мнений на текущую политику и жизнь общества.

Свобода прессы, таким образом, могла привести к распаду общества или государства (что, кстати, мы отчетливо наблюдали в истории распада СССР с 1987 по 1991 год). Баланс интересов был восстановлен постепенной, очень незаметной, но отчетливой кристализацией интеграционной функции СМИ.

Поведение масс-медиа и журналистов в обществе (а, соответственно и в политической системе) описывают различные теории прессы / массовой коммуникации.

Основные группы теорий:

Нормативные: Общественнонаучные: Функциональные:

изучают как медиа общие рассуждения определяют смысл

должны вести себя, о природе, функционировании деятельности масс-медиа,

чтобы блюсти конкретные и эффектах массовой описывают как

общественные ценности коммуникации. нужно работать.

или стремиться к ним.

«Четвертая власть» (Fourth Estate) – термин, описывающий влияние СМИ на общество, по аналогии с тремя ветвями власти (исполнительная, законодательная, судебная). Но реальной властью СМИ не обладают: они не обладают правом насильственно принуждать к совершению какого-либо действия. Влияние СМИ велико, потому, что люди живут не столько в физической реальности, сколько в реальности культуры (пример: большинству детей животные известны не как реальные звери, а как их образы массовой культуры) Даже потребление в современном обществе это удовлетворение не столько физических потребностей, сколько социальных: бренд, стиль, статус занимают значительное место. Т.е. даже покупка товаров – это наполнение бытия символическими знаками. Основные события в современном мире рождаются в социально- культурной, а не в физической сфере.

Брудиѐ: СМИ и люди, использующие их как инструментарий в работе, обладают специфической властью – символической властью, т.е. возможностью создавать и навязывать другим свои:

• представления (что якобы существует в этом мире на самом деле);

• идеалы (что считать хорошим, что – приемлемым, что – недопустимым);

• оценки-отношения и оценочные наименования (как и в древнем обществе, сегодня оценка и соответственно судьба многих явлений зависит от того, как их именуют, а этим-то и занимается медиакратия)

• классификации (кто сторонник прогресса, кто – консерватор, кто – центрист).

Главные противоречия СМИ в том, что, с одной стороны, они становятся все более влиятельными, а с другой – сами все больше попадают под контроль. СМИ вторгаются в поля культуры и гуманитарных наук, разрушая их, а сами все больше подчиняются логике бизнеса.

Логика развития СМИ – монополизация: они лишают автономности науку и культуру, а сами подчиняются логике рынка и способствуют монополизации власти.

Бурдьѐ указывает на появление медийного интеллектуала: это тот, кто, может быть, неглубок в науке и не написал книг, возможно даже не уважается коллегами, но зато умеет ярко высказаться с экрана и всегда говорит на модные темы. Книга – для него не цель исследования, а самопиар. При этом ответственность медийного интеллектуала минимальна: он всегда переспорит коллег, привыкших говорить с кафедр, а не экранов ТВ; если его прогнозы не оправдаются - не страшно: СМИ не обладают памятью, они все быстро забывают.

Особенность мышления у медийного интеллектуала , как и у журналиста – Fast Thinking: некогда думать, надо успеть сказать. И те, и другие начинают пользоваться интелектуальным фаст-фудом: готовыми чужими идеями, но большинство потребителей об этом не знает, так как малообразованно. ТВ-дискуссии, по Бурдьѐ, даже по важнейшим темам не помогают осмыслить проблему, а, наоборот, мешают это сделать.

Маккуэйл выделяет основные положения теории.

1. Поскольку власть в социалистическом обществе принадлежит рабочему классу, для ее сохранения средства «духовного производства» нужно держать под контролем (партии). 2. Поскольку в социалистическом обществе отсуствуют классовые противоречия, в центре внимания прессы не могут быть политические проблемы. Диапазон дебатов не должен включать элементы, опасные для основной структуры общества.

3. Прессе принадлежит позитивная роль в формировании общества и движении к коммунизму, поэтому медиа выполняют ряд важных функций в процессе социализации, неформального общественного контроля и мобилизации для реализации запланированных социальных и экономических целей. Функции связаны с продвижением социальных и экономических реформ.

4. Марксизм допускает объективные законы истории и объективную реальность, которую пресса должна отражать. Это ограничивает диапазон личной интерпретации и навязывает набор устойчивых характеристик новостей, отличающихся от тех, которых придерживается либертарианская пресса

5. Обшая теория советского государства требует подчинения медиа гос.органам и вхождения в их состав.

В отличие от теорий свободной прессы и социальной ответственности модель советских СМК оправдывает цензуру и наказание медиа.

Есть сходство с авторитарной теорией: акцент на поддержку существующего строя.

- Но медиа не являются объектом произвольного и непредсказуемого вмешательства, а работают в пределах известных, добровольно установленных рамок.

- Они должны обслуживать свою публику и реагировать на ее запросы.

- Как правило, они не монополисты в своих мнениях и выражают разнообразные интересы.

Третьяков: теория современной журналистики есть раздел современной практической политологии, имеющий некоторые научные основы в психологии масс, в социологии и политике (как науке).

Дуализм положения журналиста: он субъект политического процесса, в меньшей мере, конечно, чем собственно политики. Но он и объект политического процесса, управляющего журналистом как существом, целиком и полностью от политики зависящим. Ибо журналист – носитель политической профессии, существенно разной в разных обществах, при разных политических режимах, при разных составах политического класса.

Даже когда СМИ являются чьим-либо рупором, журналисты этих СМИ в сознании и подсознании большей части аудитории говорят как бы от себя, как бы сами. На самом же деле они часто в точности повторяют то, что сказал журналисту кто-то. Самой хорошей власти люди доверяют меньше, чем самой плохой прессе.

Больц: Поскольку для медиа важной чертой работы является скорость, в политике она тоже начинает цениться больше содержания. На место харизматичного вождя приходит политик как медиазвезда.

Политеймент – политика как единство новости, рекламы и развлечения.

Во времена Ленина и Гитлера идеологию заменила пропаганда, теперь пропаганду заменил политический брендинг: партии начинают существовать в общественном сознании как торговые марки, политики в ток-шоу – как товары этих марок.

Современная политическая система со все большим правом может быть названа манипулятивной демократией. С одной стороны, демократии в мире становится все больше. С другой стороны, выбор, который делают люди, все менее становится свободным и все более управляется с помощью СМИ.

Больц: поскольку граждане не обладают соответствующими компетенциями, чтобы судить о конкурентных преимуществах политиков, им остается только эстетическое наслаждение. Последовательное медиаинсценирование политики имеет далеко идущие последствия: зрители ток-шоу и телевизионных дуэлей ждут не политики, а исполнительства. Поэтому все важнее становятся советники по связям с прессой, эксперты по маркетингу… они умеют подать политиков как товар культовой марки.

Знамениты политики о которых известно, что они хорошо известны. Селебрити – священные монстры. Людям обычно интересны именно люди, то есть истории, а не политическая система и последствия решений в ней. Поэтому медиадизайнеры оформляют сегодня политическую коммуникацию как единство новостей, рекламы и развлечения.

В политейменте зрители и читатели наслаждаются близостью к сильным мира сего и иллюзией видения будущего.

Особенности медиадемократии (Н. Больц)

• В условиях современных медиа все политические проблемы должны быть персонализированы. Поэтому в медиадемократии действует конечное число актеров.

• В медиадемократии политические проблемы не продумываются, а прочувствуются. Инструмент – морализация проблемы: она позволяет тем, кто ничего не понимает в проблеме, участвовать в дискуссии.

• В медиадемократии власть можно удержать, только соотнося решения с эмоциями граждан. Такое соотнесение изо дня в день реализуется в медиа. Мы не обязаны вырабатывать глубокую и взвешенную политическую позицию. Достаточно считать, что Меркель – хорошая, Штойбер – плохой, а Штайнбрюкер «мне не известен».