Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Укрощение ядра.pdf
Скачиваний:
870
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
5.92 Mб
Скачать

Уральский электромеханический завод

Постановлением Правительства в 1949 году было принято решение о создании на заводе № 707 производства элементов ядерных боеприпасов. Это решение явилось основой для создания Уральского механического завода в системе МСМ. Первым директором предприятия был А.А. Соловьев. Завод неоднократно реконструировался, расширял производственные площади и объемы производства. Первая продукция завода включала блоки автоматики, пульты управления центрифугами и сами центрифуги для разделения изотопов урана. В 60-е годы были освоены производства изделий микромеханики и электроники. К конверсионным работам предприятия относятся разработка и производство средств телекоммуникации, средств автоматизации систем управления атомных электростанций, приборов автоматики для нефте- и газопроводов.

2.6.Министерство обороны и атомный проект

Вмае 1951 года в целях упорядочения правил приемки опытных и серийно изготовляемых спецбоеприпасов и обеспечения их высокого качества, распространения на них правил приемки военной техники, поступающей на вооружение Советской Армии, постановлением СМ СССР была создана Специальная (военная) приемка Главгорстроя СССР в составе ПГУ. Комплектование Специальной военной приемки осуществлялось за счет военнослужащих МО, направляемых в Главгорстрой для прохождения военной службы.

Вначале МСМ было и заказчиком, и разработчиком ядерного оружия, а МО ведало в основном полигонами. В дальнейшем, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР функции заказчика были переданы МО. Тактико-технические требования (ТТТ) к зарядам разрабатывались совместно МСМ и МО и утверждались министром обороны. Участие МСМ в составлении ТТТ к боеприпасу было необходимо, поскольку не все требования МО могли быть реализованы в той или иной конструкции, и соответственно оптимальное решение могло быть итогом компромисса.

Вконце 50-х годов в орбиту взаимодействия включилось Главное ракетно-артиллерийское управление, что было связано с изготовлением специзделий меньших габаритов – боевых частей тактических ракет.

Примерно в это же время начинаются контакты по линии ВМФ, что потребовало нового уровня координации и специализации работы большого количества предприятий и организаций, входивших в инфраструктуру ядерно-оружейного комплекса СССР.

Изменилась и организация ядерных испытаний в Министерстве Вооруженных Сил СССР (впоследствии Министерство обороны). В 1949 году Специальный отдел Генштаба был преобразован в управление Министерства Вооруженных Сил (начальник В.А. Болятко) с возложением на него функций по обеспечению испытаний ядерного оружия. В 1957 году было создано Главное управление МСМ, укомплектованное военными специалистами. В задачу этого управления входила специальная приемка ядерных зарядов, комплектование войсковых частей специалистами по эксплуатации ядерных зарядов, внедрение ядерных зарядов в армию, организация строительства сооружений, необходимых для эксплуатации ядерных зарядов. В 1959 году оно было передано в Министерство обороны СССР.

Инфраструктура, обеспечивавшая разработку и производство ядерного оружия, дополнялась формированиями и подразделениями, подчиненными Министерству Обороны. К ним, прежде всего, относились испытательные полигоны, на которых отрабатывалось оружие, а также научноисследовательские учреждения, аппарат представительства МО и военно-сборочные бригады.

Поскольку выше уже говорилось об истории создания ядерного полигона в районе г. Семипалатинска, то в данной главе речь пойдет только о других звеньях «военной» инфраструктуры.

2.6.1.Новоземельский испытательный полигон

Одним из главных новых элементов инфраструктуры стал Северный испытательный полигон на

островахНоваяЗемля. Потребностьвегосозданиибылаобусловленарядомобъективныхобстоятельств:

увеличением мощности разрабатывавшихся и испытывавшихся изделий;

обострением экологической ситуации в районе, прилегающем к Семипалатинскому полигону;

начавшимися исследованиями, связанными с изучением поражающих факторов подводных ядерных взрывов.

При решении вопроса о месте расположении нового полигона принималось во внимание следующее:

необходимость максимально возможной удаленности от крупных населенных пунктов и коммуникаций;

допустимость проведения испытаний в трех средах – на суше, в воде и в атмосфере;

возможность всестороннего исследования воздействия ядерного взрыва на все виды вооружения и военной техники, в том числе на корабли, подводные лодки, фортификационные сооружения и т.п.;

отчуждение территории под полигон не должно было оказать заметного негативного влияния на хозяйственно-экономическую деятельность региона в период проведения

испытаний и в отдаленной перспективе.

Всем этим требованиям в должной мере отвечал расположенный в Северном ледовитом океане архипелаг – острова Новой Земли.

Так, ближайший крупный населенный пункт, поселок Амдерма, расположен на расстоянии 300 километров от полигона, административно-промышленный центр Архангельск – на расстоянии более 1000 километров, областной центр и крупный морской порт Мурманск – на расстоянии более

900километров.

Сучетом всей совокупности условий 31 июля 1954 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании на островах Новой Земли нового ядерного полигона. Его площадь – 90200 квадратных километров, из которых на сушу приходится 55000 квадратных километров. Протяженность полигона с юга на север 750 километров, ширина – 150 километров.

Воздушные, наземные и подводные ядерные взрывы начали производиться на Новоземельском полигоне с 1955 года. С 1964 года – здесь проводились подземные ядерные испытания.

Всего за время существования полигона на нем было проведено 88 атмосферных взрывов,

3подводных и 39 подземных испытаний ядерного оружия.

Первое ядерное испытание на полигоне состоялось 21 сентября 1955 года. Это был подводный ядерный взрыв. 30 октября 1961 года на Северном полигоне был произведен самый мощный в истории ядерный взрыв с энерговыделением около 50 Мт.

Последний взрыв в атмосфере на полигоне Новая Земля был осуществлен 25 декабря 1962 года, а под землей – 24 октября 1990 года.

В настоящее время этот полигон – Центральный полигон Российской Федерации (ЦП РФ) – законсервирован, и на нем время от времени проводятся только эксперименты без ядерного энерговыделения в интересах обеспечения безопасности и надежности ядерного арсенала России.

2.6.2.Полигоны ВВС

Неотъемлемыми элементами «военной» структуры ядерно-оружейного комплекса были полигоны Военно-воздушных сил СССР. На этих полигонах проводилась отработка баллистики атомных авиационных бомб, подготовка экипажей к их боевому применению, проведению дозиметрического контроля по ходу следования радиоактивного облака и отбору проб из него, а также – летные испытания, то есть бомбометание изделий, не снаряженных ядерными зарядами.

Первоначальная отработка баллистики корпусов авиабомб проводилась на подмосковном полигоне ВВС, расположенном вблизи г. Ногинска. Близость крупного административного центра, достаточно высокая вероятность отклонения точки падения бомбы от центра цели при бомбометании с высоты около 10 километров обусловили необходимость поиска более подходящей территории для строительства специального полигона.

Такую территорию нашли в Крыму, в районе города Керчь. В августе 1947 года было принято правительственное постановление о строительстве там полигона № 71 ВВС. В последующем, когда полигон был готов, вся летная отработка контрольных образцов разрабатываемых авиационных бомб производились на данном полигоне.

Работы с макетами первой атомной бомбы РДС-1 на 71-м полигоне начались в 1948 году. Летно-баллистическая отработка была завершена к моменту наземного испытания ядерного заряда, состоявшегося на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, и сразу же началась подготовка

к испытанию со сбросом атомной бомбы с самолета. Было принято решение реализовать новый, более прогрессивный вариант ядерного заряда, в два раза мощнее испытанного в 1949 году и меньшего по габаритам, что позволяло сделать бомбу РДС-3 почти в два раза легче и существенно меньшего диаметра, чем РДС-1. На 71-м полигоне началась летная отработка макета РДС-3.

18 октября 1951 года было проведено первое воздушное испытание атомной бомбы РДС-3 с ее сбросом с самолета Ту-4. Управление испытаниями осуществлялось с центрального командного пункта, на котором находились И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, маршал М.И. Неделин.

На Семипалатинском полигоне испытания атомного оружия проводились сбросами с самолетов Ту-4, Ту-16, Ил-28 и Су-ТБ. С появлением термоядерного оружия воздушные ядерные взрывы большей мощности с 1957 года обеспечивались сбросами с носителей Ту-16, Ту-95 на Северном испытательном полигоне.

На завершающем этапе воздушных ядерных испытаний, перед объявлением моратория, была разработана уникальная методика, позволяющая в одном полете звена из трех самолетов-носителей проводить испытания трех бомб с интервалами для перестройки самолетов и перезарядки регистрирующей аппаратуры опытного поля. Все необходимые измерения, связанные с оценкой параметров ядерного взрыва, осуществлялись с помощью самолетных измерительных средств.

2.6.3. Техническая инспекция

Существенную роль в инфраструктуре разработки ядерных боеприпасов играл аппарат представительства Министерства Обороны. Инициатива в создании такой структурной единицы исходила не от военных, а от самих разработчиков и производителей ядерного оружия. Они, прежде всего, были заинтересованы в полном соответствии выпускаемой ими продукции требованиям норма- тивно-технической и конструкторской документации.

Опыт изготовления макетов РДС-1 и образца для первого натурного испытания, основные узлы которого принимались комиссией, определил целесообразность формирования специального структурного подразделения КБ-11 для приемки выпускаемых изделий. После успешных испытаний РДС-1 и первых действий по началу строительства серийного производства авиационных атомных бомб в КБ-11 в соответствии с приказом № 019 П.М. Зернова, подписанного 1 марта 1950 года, была создана техническая инспекция, начальником которой был назначен инженер-подполковник В.В. Дубицкий.

В функции технической инспекции входило обеспечение контроля за качеством и комплектностью изготавливавшихся на опытных заводах КБ-11 и поступавших с предприятий-поставщиков узлов и деталей специзделий, приемка материалов и полуфабрикатов, а также оформление технической документации на принятые изделия.

Летом 1950 года сотрудники отдела технической инспекции, включенные в состав комиссии, возглавлявшейся начальником КБ-11 П.М. Зерновым, произвели приемку первого серийного образца изделия «501» (РДС-1). Заместителем председателя комиссии был В.В. Дубицкий, а членами комиссии – начальники конструкторских отделов и сотрудники отделов технической инспекции.

Принятые серийные изделия в неокончательно собранном виде (без электродетонаторов, плутониевого заряда и ряда других узлов) хранились вначале на территории завода № 1 КБ-11. Затем были построены специальные хранилища. Они были расположены на площадках, значительно удаленных от жилой и промышленной зоны объекта. Там складировался первоначальный боезапас атомного оружия.

Кроме участия в приемке готовых изделий, на техническую инспекцию была возложена обязанность периодически (раз в три месяца) проводить контрольный осмотр их состояния. По результатам этого контроля изделиям «501» устанавливался новый гарантийный срок годности и срок последующей проверки. Обсуждение результатов проверки узлов проводилось совместно с их разработчиками.

Положительные результаты проверки первой партии узлов РДС-1 позволили вскоре перейти к проверкам не через три месяца, а через год и не всех узлов, а только представителей от партии выпуска.

Опыт контроля за состоянием ядерных боеприпасов первого поколения позволил в дальнейшем выработать четкую систему выборочных контрольных проверок, аттестаций и осмотров, гарантирующую сохранность технических характеристик изделий в течение всего срока службы.

2.6.4. Специальная приемка

Техническая инспекция, как начальная форма особой структурной единицы в составе общей ядерно-оружейной инфраструктуры, просуществовала относительно недолго. В мае 1951 года постановлением Совета Министров для контроля за качеством изготовления деталей, узлов, механизмов и материалов, идущих на создание изделий «501», при КБ-11 и заводе № 551 была организована специальная приемка. Приемка комплектовалась кадрами офицерского состава Министерства Обороны.

Военпреды учились контролю за качеством у сотрудников технической инспекции и осваивали новую технику с помощью разработчиков.

Спецприемка была независимым от КБ-11 органом контроля качества и входила в состав отдела комплектации (отдел № 10) при Первом главном управлении. Данный отдел ведал не только приемкой продукции, но и вопросами хранения боезапаса РДС-1.

Начальником отдела № 10 и специальной приемки был назначен инженер-полковник Н.П. Егоров. В последующем на базе отдела № 10 было организовано Двенадцатое главное управление Министерства обороны (12 ГУ МО), ведавшее вопросами оснащения Вооруженных Сил страны ядерными боеприпасами. Первым его начальником был Н.П. Егоров.

Права и обязанности военных представителей на предприятиях промышленности определялись специальным положением. Главной задачей военпредов был контроль за качеством изготовления и комплектацией выпускаемой продукции. В их функции и обязанности входило также наблюдение за ходом НИОКР, участие в проводимых испытаниях опытных и серийных образцов специзделий, рассмотрение и согласование технической и конструкторской документации, контроль за соблюдением технологического процесса изготовления спецпродукции, исправностью и системой контроля измерительного инструмента.

Несколько позднее были введены должности старших инженеров-приемщиков на опытном заводе № 1 КБ-11 и первом серийном предприятии по изготовлению ядерных боеприпасов – заводе № 551, а также должность районного инженера, призванного координировать и направлять деятельность подчиненных ему специальных приемок и их сотрудников.

Сразвитием и развертыванием инфраструктуры разработки и производства ядерного оружия количество военных представителей увеличивалось, а сфера их деятельности расширялась. Если первые военпреды несли личную ответственность в основном за соответствие выпускаемых узлов и изделий требованиям конструкторской документации, то в дальнейшем представителям заказчика, наряду с этими обязанностями, было поручено вести контроль за ходом НИОКР, давать заключения по завершенным этапам и стадиям разработки, а также – по соответствию вновь создававшихся образцов ядерного оружия тактико-техническим заданиям Министерства Обороны. По существу, представители Министерства Обороны на предприятиях промышленности, входивших в ядернооружейную инфраструктуру, стали соисполнителями проектов.

Сувеличением объема обязанностей, возлагаемых на представителей заказчика, повышались требования, предъявляемые к их профессиональной компетентности.

Поэтому военные представительства 12 ГУ МО комплектовались из офицеров, имеющих, как правило, высшее образование и прошедших специальную подготовку в учебных центрах Министерства обороны. Периодически личный состав военных представительств, включая руководителей, проходил переподготовку в этих же центрах. Главным звеном их обучения являлась постоянная и целенаправленная техническая подготовка, которая проводилась, например, для военпредов, контролирующих НИОКР, с привлечением ведущих специалистов КБ-11.

Военпреды при научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях были проводниками технической политики Министерства обороны. Основными методами их воздействия на качество разработок и выпускаемой продукции являлись заключения по завершенным стадиям работ, контроль за реализацией отмеченных в заключениях замечаний, выступления на научно-технических советах и различного рода совещаниях, приемка выпускаемой продукции на соответствие конструкторской и технологической документации, участие в подготовке и проведении ядерных и летноконструкторских испытаний, во всех видах лабораторно-конструкторской отработки.

Соседние файлы в предмете Атомная энергетика