Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК_Международный_терроризм_Курылев_К.П..doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
370.69 Кб
Скачать

Лекция 3. Организационная структура современного терроризма.

Сами по себе идеи, сколь бы они ни были притягательными, не срабатывают до тех пор, пока не появляются организационные структуры, ориентированные на их реализацию. Любая антигосударственная идея начинает срабатывать толь­ко на этапе ее реализации, для чего нужны различного рода орга­низационные структуры. Без оргструктуры терроризм одиночек и фанатиков выдохнется в момент, его задавят спецслужбы. Созда­ние организационных структур различного назначения происходит в соответствии с ря­дом организационных закономерностей, знание которых представляет не только теоретический, но и практи­ческий интерес, ибо позволя­ет более целенаправленно проводить профилактическую и предуп­редительную работу.

Организационная структура – это объединение определенно­го количества лиц, созданное для совершения дея­тельности, направленной на достижение террористических целей.

Антигосударственное террористическое движение способство­вало появлению самых разнообразных субъектов террористичес­кой деятельности, в том числе и организационно-террористичес­ких формирований. Сложность определения субъекта заключается в том, что речь идет не просто о физических либо юридических лицах, но и о соотношении «субъекта-организатора» и «субъекта-исполнителя», которые не всегда могут совпадать.

Одиночный (индивидуальный) террор.

В антигосударственном терроре нередки случаи совершения террористических актов отдельными индивидами, так называемый индивидуальный террор. Это насилие, осуществляемое индивидом по отношению к другим членам общества как выражение экзистен­циального, субъектного протеста, не обоснованного рационально и идеологически; это личное восстание против общества. Индивиду­альный террор нередко сопряжен с психической травмой. Подготовке террористического акта его исполнитель исходит из соб­ственных мотивов, самостоятельно проводит всю подготовитель­ную работу по выбору объекта, сбору информации о нем, выра­ботке способа совершения покушения, который так же самостоя­тельно приводит в действие.

Одиночный террор в свою очередь можно разделить на одиночный инициативный и одиночный исполнительский. Одиноч­ный инициативный (автаркический, то есть самоудовлетворяющий) террор – это совершение террористического акта отдельным ли­цом по собственной инициативе и для достижения собственных целей. Одиночный исполнительский террор – это совершение тер­рористического акта по чьему-либо заказу без соучастников.

Одиночный террор получил распространение на стадии охлок­ратического (массового) террора, когда отдельные лица соверша­ли террористические акты либо во имя какой-то непонятной для себя идеи, либо в собственных интересах. Наличие оружия и предварительное инъецирование поли­тическими, этнонационалистическими либо какими-либо иными идеями, дающими мотивированное оправдание террора и указы­вающими цель совершения террористических актов, способство­вали развитию антигосударственного терроризма. Одиночный ини­циативный террор в основном выражался в уничтожении сотруд­ников правоохранительных органов, чаще всего – полиции.

В современных условиях одиночный инициативный террор мо­жет выражаться, на наш взгляд, в совершении отдельных террори­стических актов типа-захвата самолета в собственных целях, зах­вата заложников и др. Как правило, такие террористы действуют полностью в своих собственных интересах и редко посягают на безопасность государства. Обычно это бывают разовые террорис­тические акты, ибо длительная одиночная террористическая дея­тельность невозможна: пра­воохранительные органы накопили достаточный опыт для выявле­ния и задержания террористов-одиночек.

Групповой террор.

Неэффективность и опасность для исполнителя одиночного террора привели к объединению инициаторов в террористичес­кую группу, создававшуюся для проведения террористических ак­тов, то есть к созданию простой неструктурированной организа­ции.

В широком смысле, группа – это относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятель­ностью, ее мотивацией и нормами. В основе объединения в груп­пы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный оп­ределенным набором целей. Террористическая группа – это объединение по предваритель­ному соглашению нескольких лиц в целях проведения одного или нескольких актов антигосударственного терроризма. Террорис­тическая группа, как правило, являлась начальной организацион­ной структурой, с которой начиналось формирование сложных и особо сложных организаций.

Отличительным признаком террористической группы как про­стой организации является отсутствие внутригрупповой структу­ры и фиксированного разделения организационно-исполнительс­ких функций. Следует также отметить, что деятельность террористических групп в большинстве случаев внутригосударственным террором, то есть говорить о террористических группах как элементе такого преступного яв­ления как международный терроризм за очень редким исключением нельзя. Группы можно разделить на две категории.

Это, во-первых, автономные группы, которые никому не подотчетны, самостоятель­но планируют свою деятельность, связанную с совершением тер­рористических актов, которые они совершают по собственной инициативе, исходя из представления членов группы о возможной пользе. То есть, автономные группы осуществляют преимущественно, так называемые, инициативные тер­рористические акты.

А, во-вторых, это группы, являющиеся исполнительными структурными под­разделениями более крупных организаций. В исполнительской группе уже начинает проявляться зародыш организации: назначается старший группы; цели и задачи, равно как и выбор объекта, определяются лицами, не входящими в структуру группы. Исполнительские группы обладали также различной степенью самостоятельности.

Кроме того, отдельные современные исследователи также делят террористичес­кие формирования на две группы по уровню самостоятельности: самостоятельные террористические структуры, которые матери­ально, финансово, идеологически и иным путем стимулируются организованной преступностью, но сами при этом не входят в ма­фиозные формирования, и террористические формирования, не­посредственно подчиняющиеся мафиозным группировкам и выпол­няющие их прямые распоряжения.

Вообще же, в современной криминологической и террорологической литературе нет однозначного понятия «террористическая группа», отдельные авторы под понятием «группа» подразумевают органи­зацию численностью до 500 человек. С такой формулировкой, думается, нельзя согласиться, потому что собрание 500 человек будет представлять собой либо толпу, либо структурированную организацию с разделением функций между отдельными членами, с системой планирования, контроля испол­нения и т.д.

Групповое участие в подготовке и совершении террористичес­кого акта значительно повышает сложность совершения преступ­ления. Распределение обязанностей между соучастниками значи­тельно облегчает подготовку преступления; в том числе дает воз­можность установить наблюдение за передвижением объекта и устраивать засаду по пути его движения.

В условиях современной России значительная часть наиболее громких террористических актов совершается именно небольшими группами террористов.

Террор преступных организаций.

Как правило, террористические группы при наличии опреде­ленных условий перерастают в террористические организации.

Организационный террор (именно «органи­зационный», а не «организованный») – это террор, совершаемый специализированной органи­зацией, которая по своему организационно-структурному построению полностью ориентирована на совершение террористических актов.

По сложности организационно-структурного построения орга­низационные структуры можно разделить на простые организа­ции и сложные организационные структуры.

Как правило, простые структуры являют собой организацию, чле­ны которой объединены какой-то идеей. Нередко случается, что идеи находятся за пределами организации, то есть чле­ны ее руководствуются чужими идеями. Такая организация не име­ет жестко фиксированной внутренней структуры и в ней отсутствует чет­кое распределение функций между различными членами.

Развитие террористического движения ведет к усложнению организационных форм.

В сложных объединениях происходит формирование организаци­онного ядра, то есть группы лиц, принявших на себя функции органи­заторов и руководителей объединения. Для того чтобы организация могла объединить значительно большее количество лиц, разрабаты­вается программа, в которой формулируются цели и задачи организа­ции. Внутри организации происходит распределение функций меж­ду различными членами либо различными группами.

Отличительными признаками сложной террористической орга­низации являются:

  • наличие целеформирующего и организационно-генерирующего центра, призванного вырабатывать идеологическое обоснование деятельности организации, формулировать цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность всей организации;

  • структурированность организации по вертикали и по территории деятельности, наличие организационно-исполнительных центров на местах;

  • создание внутриорганизационной системы отбора и криминальной подготовки кадров;

  • создание собственной системы безопасности, состоящей из законспирированных каналов организационных связей, подразделений внутренней контрразведки, суда и приведения приговора в исполнение;

  • активное распространение целеформирующих идей;

  • наличие профессионального организационно-генерирующего либо организационно-репродуцирующего ядра;

  • широкий диапазон использования организационно-идеологических и силовых форм и методов достижения цели;

  • наличие базовых центров различного предназначения;

  • отработанные каналы финансирования и материально-тех­нического снабжения и др.

Одним из видов сложных организационных структур могут яв­ляться специализированные террористические организации, пол­ностью ориентированные на совершение террористической дея­тельности.

Современные террористические формирования в странах Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Америки, а также Европы можно смело отнести к сложным и даже сверхсложным организациям. В условиях современной России наблюдается процесс развития организационного террора, когда на исполнение террористических актов ориентированы крупные структурированные подразделения. Аналогичная тенденция создания сложных и сверхсложных террористических формирований наблюдается и в ряде бывших советских республик.