Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Е. Маслов Российское уголовное право Лекции.doc
Скачиваний:
854
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
1.64 Mб
Скачать

Часть 2 ст. 22 ук сопоставляет наличие психических рас­стройств, не исключающих вменяемости, с двумя обстоятельства­ми:

1) с назначением наказания;

2) с возможностью назначения принудительных мер медицинского характера.

К проблеме вменяемости примыкает вопрос об ответственности за преступления, совершённые в состоянии опьянения.

Статья 23 УК содержит довольно абстрактную формулу: «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одур­манивающих веществ, подлежит уголовной ответственности».

Из данной формулировки наступления ответственности за совершен­ное в состоянии опьянения преступление непонятно, можно ли рассматривать состояние опьянения как смягчающее наказание или нет.

Ясно лишь одно: состояние опьянения ни в каком случае не может быть признано отягчающим наказание обстоятельством, поскольку указание на это не содержится в перечне ст. 63 УК.

Уместно предположить, что состояние опьянения может быть в некоторых случаях и по усмотрению суда признано смягчающим наказание обстоятельством исходя из «принципа справедливости».

Состояние опьянения есть разновидность аномального состояния субъекта, при котором процессы возбуждения и торможения при­ведены в дисгармонию.

Данное обстоятельство должно быть адекватно учтено при назначении наказании, при индивидуализации уголовной ответственности.

Вместе с тем, состояние опьянения не мо­жет быть признано смягчающим наказание обстоятельством при наличии трех факторов:

1) если субъект сознательно привел себя в состояние опьянения с тем, чтобы облегчить совершение пре­ступления;

2) если субъект сознательно привел себя в состояние опьянения для того, чтобы в дальнейшем сослаться на это состо­яние как на обстоятельство, смягчающее наказание, и

3) если субъект привел себя в состояние опьянения, несмотря на то, что знал свою обычную реакцию в состоянии подобного рода.

В последнем случае имеется в виду ситуация, предполагающая неадекватное по­ведение человека, находящегося в состоянии опьянения, и его зна­ние об обычном протекании нервных процессов в таком состоянии.

Статья 23 УК содержит предписания, имеющие характер обще­го предупреждения. Норма устанавливает неизбежность наступ­ления уголовной ответственности даже в том случае, если субъект в силу одурманивающего воздействия алкоголя или других ве­ществ не мог в полной мере осознавать социальную значимость своего поведения или руководить им.

Выделяются два вида опьянения - физиологическое и патологи­ческое.

Статья 23 УК имеет в виду обычное - физиологическое опьянение.

Физиологическое опьянение не является патологией (болезнен­ным состоянием) и не влечет стойких изменений психики.

К лицу, совершившему преступление в состоянии физиологичес­кого опьянения, наряду с наказанием могут быть применены принуди­тельные меры медицинского характера, если суд на основании судебно-психологической экспертизы признает, что такое лицо нуждается в лечении от алкоголизма или наркомании (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК).

Состояние абстиненции (наркотического голода) рассматривается как разновидность психического расстройства, а потому образует медицинский критерий невменяемости.

Патологическое опьянение, в отличие от физиологического, пред­ставляет собой временное расстройство психики, которое полностью лишает возможности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо, совершившее общественно опасное действие в состоянии белой горячки или иного алкогольного психоза, признается невменяе­мым и уголовной ответственности не подлежит.

Специальный субъект преступления.