Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Московская архитектурная школа 18 века.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
21.84 Кб
Скачать

Школа Архитекторской команды экс

В 1767 году в Москве была создана архитекторская команда Экспедиции Кремлевского строения (ЭКС) для возведения Большого Екатерининского дворца. Ее возглавил В.И.Баженов. В соответствии с духом века Просвещения зодчий стремился не только воплотить идеи классицизма в своем творчестве, но и воспитать единомышленников. Крупнейший государственный заказ дал ему возможность осуществить мечту о создании собственной школы.

Сначала архитекторская команда и школа Баженова занимали часть помещений Потешного дворца в Кремле. В 1773 году для выполнения огромной модели Екатерининского дворца около Арсенала был выстроен “Модельный дом”. Помимо мастерских, здесь размещалась команда Баженова и его школа. Характер и направленность обучения в ней полностью зависели от инициативы и энтузиазма Баженова, так как официального статуса она не имела. Зодчий, прекрасно знакомый и с академическим методом, и с системой подготовки учеников в архитекторских командах, вел занятия по архитектуре и рисунку.

Возможности Баженова в делах школы во многом зависели от стадии проектирования Кремлевского дворца и объемов финансирования. По сравнению со школой Ухтомского учеников было немного. В 1768 - 1769 годах в команду разрешалось зачислять их не более пяти; еще были “своекоштные” ученики, не числившиеся в команде и не получавшие жалованья, но проходившие такое же обучение. В период расцвета школы, в 1770 - 1773 годах, количество “штатных” учеников доходило до 14 человек, а затем вновь сократилось. Наиболее способным присваивали звание архитекторского помощника или несколько ниже - запомощника. На место исключенных за “неприлежность”, “худые поступки” или “тупость в понятии” принимались новые. Через школу Баженова прошло не менее 30 учеников. Сам зодчий не видел ничего плохого в быстрой смене учащихся. Обычно о каждом ученике Баженов решал вопрос отдельно. Лишь в конце 1770 года всем учащимся устроили экзамен, по результатам которого большинство были награждены, а одного решили исключить.

Учениками Баженова в основном были подростки-разночинцы 12 - 16 лет, имевшие общеобразовательную или начальную архитектурную подготовку. Особое внимание уделялось художественному развитию и теоретической подготовке, а также детальному изучению макетного проектирования на основе создания знаменитой деревянной модели Кремлевского дворца, где ученики получали навыки совместного творчества с резчиками, скульпторами и живописцами.

После прекращения строительства Кремлевского дворца в мае 1775 года команда Баженова была расформирована, систематические занятия в школе прекратились. Хотя зодчий и продолжал обучать нескольких учеников на строительстве Царицынского ансамбля, это была уже не школа, а архитекторская команда.

Школа Каменного приказа

В то время, когда Баженов готовился к возведению Кремлевского дворца, другая архитекторская команда - Комиссии строений Санкт-Петербурга и Москвы - разрабатывала генеральный план первопрестольной. В 1775 году для руководства застройкой Москвы по этому плану был учрежден Каменный приказ, а при нем - школа, ученики которой числились в архитекторской команде приказа. Хотя первой в Москве по праву считается школа Д.В.Ухтомского, лишь учебное заведение Каменного приказа действовало на твердо узаконенных основаниях - оно имело отдельное финансирование, четкую организационную структуру и программу обучения, отдельное помещение.

Каменный приказ сначала располагался в Кремле, затем арендовал дома у частных владельцев. Наконец в 1778 году у купца Сверчкова была куплена усадьба на Покровке - двухэтажный “каменный дом с прочими строениями, садом и прудом”. Архитектурные штаты и служебные помещения Приказа располагались в одиннадцати комнатах верхнего этажа. В одной из них и занимались школьники двух классов. В каменном флигеле у ворот с 1779 года было устроено общежитие для учеников старшего класса, которые могли отлучаться лишь по специальным “билетам”. Младшие школьники жили с родными. В школу набирали способных к рисованию детей (в основном из семей разночинцев) с начальной общеобразовательной подготовкой, полученной на дому, в московской городской школе или в разночинной гимназии при Московском университете. Занятия проходили строго по расписанию - с 6 утра до 9 часов вечера. В младшем классе изучали арифметику, русскую грамматику, катехизис и занимались рисованием. В старшем к этим предметам добавлялись геометрия, история, география и прочие “словесные науки”. Архитектуру изучали методом копирования классических ордеров с чертежей и увражей. Использовались и специальные учебные пособия - деревянные “модели столбопорядков”, то есть ордеров.

Со временем программа расширилась за счет уроков по тригонометрии, французскому языку, гравированию и даже пению. При Каменном приказе была хорошая библиотека: книги по архитектуре на французском, латинском и итальянском языках, литература по инженерным вопросам, несколько руководств по рисованию, прекрасная подборка книг по точным наукам, истории и географии. Таким образом, школьники Каменного приказа получали вполне разностороннее образование. Профессиональное теоретическое обучение сочеталось с практическими занятиями: старшие участвовали в обмерах и составлении планов частных домов, проходили практику на казенных кирпичных заводах.

Общее руководство школой осуществлял директор Каменного приказа П.Н.Кожин, а преподавали в ней члены архитекторской команды.

Освоивший все дисциплины школьник получал звание архитекторского ученика. Прошедшие полный курс обучения становились архитекторскими помощниками, что зависело не только от успехов ученика, но и от наличия вакантных должностей в штате Приказа (первоначально штат предусматривал всего четыре помощника, восемь учеников и сорок школьников). За все семь лет существования Приказа из учеников в помощники было переведено лишь пять человек, а еще трое стали запомощниками. Практически все они имели хорошую предварительную подготовку и были приняты в Приказ сразу учениками. Лишь Я.Малютину, поступившему сюда школьником, удалось получить звание запомощника.

Хотя полного курса обучения в Каменном приказе почти никто так и не прошел, после его ликвидации в 1782 году многие ученики были приняты в другие команды и вскоре стали в них архитекторскими помощниками.