Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контрольная ЛАХТ.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
44.59 Кб
Скачать

14. Какими языковыми средствами выражено отношение автора к персонажам-детям и к природе в повести м. М. Пришвина «Кладовая солнца»? Какое это отношение?

15. Проанализируйте образный строй стихотворения (Примеры анализа см. в пособии С. Х. Головкиной, С. Н. Смольникова «Лингвистический анализ текста» на стр. 113-118).

А. С. Пушкин

ТЕЛЕГА ЖИЗНИ

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел! . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега -

А время гонит лошадей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец анализа текстовой категории информативности (к заданию 1).

И.Бунин

«Un petit accident» («Маленькое происшествие»)

Зимний парижский закат, огромное панно неба в мутных мазках нежных разноцветных красок над дворцом Палаты, над Сеной, над бальной Площадью Согласия. Вот эти краски блекнут, и уже тяжко чернеет дворец Палаты, сказочно встают за ним на алеющей мути заката силуэты дальних зданий, и повсюду рассыпаются тонко и остро зеленеющие язычки газа в фисташковой туманности города, на сотни ладов непрерывно звучащего автомобилями, в разные стороны бегущими со своими огоньками в темнеющих сумерках. Вот и стемнело, и уже блещет серебристо-зеркальное сияние канделябров Пло­щади, траурно вьется в черной вышине грозовая игра невидимой башни Эйфеля и пылает в темноте над Бульварами грубое богатство реклам, огненный Вавилон небесных вывесок, то стеклянно струящихся, то кроваво вспыхивающих в этой черноте. И все множатся и множатся бегущие огни автомобилей, их разноголосно звучащего потока, - стройно правит чья-то незримая рука его оркестром, - близ Мадлэн какой-то затор, свистки, гудки, стесняется, двигаясь, лавина машин, замедляющая бег целой части Па­рижа: кто-то, тот, что еще успел затормозить в этой лавине свою быструю каретку, ярко и мягко ос­вещенную внутри, лежит грудью на руле. Он в шелковом белом кашне, в матовом вечернем цилиндре. Молодое, пошло-античное лицо, с его закрытыми глазами уже похоже на маску.

СФИ сводится к описанию вида вечереющего города, его движения и сообщению о том, что один автомобиль почему-то затормозил и водитель лежит грудью на руле, лицо его почему-то стало похожим на маску.

СПИ – человек погиб в автокатастрофе: слово accident, кроме значения происшествие, имеет еще значения авария, катастрофа, несчастный случай. Тема смерти читается в подтексте в метафорах «тяжко чернеет», «траурно вьется», «в черной вышине», в сравнении «лицо уже похоже на маску».

СКИ – гибель человека в стремительном потоке большого города – это «маленькое происшествие». Она выражена в том, что человек назван неопределенным местоимением кто-то, а в описании города используются имена собственные: Палата, Сена, Площадь Согласия, башня Эйфеля, Бульвары, огненный Вавилон, Париж. Смерть, переданная глаголами затормозить, лежит, не остановила движения потока машин, а лишь замедлила его.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец анализа пространственно-временного континуума текста (к заданию 6).

В качестве образца предлагаю работу студентки 2 курса Института детства, с которой она выступала в Москве на студенческой конференции в Институте русского языка им. А. С. Пушкина 14 мая 2013 года.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ Э. УСПЕНСКОГО «РАССЕЯННАЯ НЯНЯ»

Шоткинова Анна Андреевна

(Россия)

Художественное время и пространство – категории логической организации текста, организации его структуры. С их помощью автор текста реализует свой творческий замысел.

Мы представляем анализ данных категорий в стихотворении любимого младшими школьниками писателя Эдуарда Успенского.

В данном стихотворении текстовые категории художественного времени и пространства выражены достаточно явно, и это позволяет использовать его на уроках литературного чтения в начальной школе с целью первоначального знакомства школьников с этими достаточно сложными текстовыми категориями.

Рассеянная няня

По бульвару няня шла,

Няня саночки везла.

Мальчик в саночках сидел,

мальчик с саночек слетел.

Видит няня - легче стало.

И быстрее зашагала.

Побывала на базаре,

Посмотрела на товар.

Потолкалась на пожаре

Ведь не каждый день пожар!

Соли в лавочке купила

И хозяйственного мыла,

Там же встретила куму,

Разузнала, что к чему.

Мимо шли солдаты строем,

Каждый выглядел героем,

И за строем наша няня

В ногу шла до самой бани.

Развернулась не спеша.

Смотрит: нету малыша!

«Где же я его забыла?

Там, где покупала мыло?

У ларька на тротуаре?

Просто так, на мостовой?

Или, может, на пожаре

Смыло мальчика водой?»

И в недоуменье няня

Битый час глядит на сани.

Ну а мальчик у ворот

Два часа как няню ждёт.

А домой идти боится

Дома могут рассердиться,

Скажут: Как же ты гулял,

Если няню потерял?

Пространство и время персонажей няни и мальчика неодинаковы, в некоторой степени даже противопоставлены.

Пространство няни можно охарактеризовать как динамическое и открытое.

Оно выражено в тексте глаголами движения: шла, везла, зашагала, развернулась, потолкалась,побывала, лексемами, обозначающими место:на базаре; на пожаре; в лавочке; до самой бани; у ларька на тротуаре, предлогами с пространственным значением:по, у, в, до.

Эти языковые средства создают у читателя впечатление стремительного безоглядного движения персонажа вперед и быстрой смены «декораций».

Точка остановки и обратного пространственно-временного отсчета для персонажа-няни передана в строках: Развернулась, не спеша. Смотрит — нету малыша. И в недоуменье няня Битый час глядит на сани.

В художественном пространстве мальчика можно увидеть два уровня: внешнее (событийное), передающее видение стороннего наблюдателя, и внутреннее (перцептивное), отражающее восприятие самого персонажа.

Внешнее пространство персонажа мальчика – статическое (выражается статальными глаголами сидел,ждет), глагол движенияслетелвыражает лишь изменение одного статического положения на другое, глаголидти, несмотря на отнесенность к тематической группе глаголов движения, в данном контексте в сочетании с глаголомбоитсятакже передает отсутствие движения, перемещения в пространстве (а домой идти боится).

Кроме того, в описании внешнего пространства мальчика присутствуют лексические показатели ограничения, наличия некоторого пространственного предела – это слова: в саночках сидел, у ворот…няню ждет.

Можно сказать, что переданное автором внешнее пространство отражает взрослый взгляд, взрослое восприятие описанного в стихотворении события, и взрослое восприятие ребенка как объекта, который может быть потерян кем-то другим. Именно так (как пассивный объект) он воспринимается няней, это отношение выражено в тексте фразами: где же я его забыла, или, может, на пожаре смыло мальчика водой. Пассивная конструкция со сказуемым смыло и дополнением с объектным значениеммальчикакак раз является выражением такого отношения.

Внутреннее (перцептивное) время и пространство мальчика имеют принципиально иное языковое выражение, а следовательно, и значение. Они передают детское самоощущение, его интерпретацию понятия гулять (ехать по улице, сидя в санках в сопровождении няни) восприятие самого себя как самостоятельного, действующего субъекта, который только сам может кого-либо или что-либо потерять: Как же ты гулял, Если няню потерял?

Художественное время в стихотворении выражено не настолько явно: в первой его части только формы глаголов прошедшего времени указывают на общую отнесенность события к прошлому.

Прямые указания на время, выраженные лексическими средствами со значением протяженности действия во времени встречаются в тексте только дважды: Битый час глядит на сани и Два часа как няню ждёт.

Изменения темпа движения няни передается наречием быстрееи появлением глаголов совершенного вида: Видит няня - легче стало. И быстрее зашагала. Няня зашагала, а перед этим она шла и везла (НСВ).

В целом для характеристики временной динамики и ее изменения в тексте служит категория вида глагола.

Художественное время персонажа мальчика характеризуется преимущественно глаголами несовершенноговида:сидел, ждёт, идти боится, гулял.Единственный глагол совершенного вида, относящийся к данному персонажу – глаголслетел, который обозначает изменение пространственно-временного положения мальчика.

Художественное время персонажа няни представлено более разнообразно: если сначала она шла,везла,видит(глаголы НСВ передают сравнительно размеренное протекание действия), то послезашагала,побывала, посмотрела, потолкаласьи т.д. (СВ рисует быстрое движение и смену обстановки) и в конце вновь появляются глаголы НСВ:смотрит,глядит, которые маркируют момент остановки персонажа няни:Смотрит: нету малыша! И в недоуменье няня Битый час глядит на сани. Причем это уже не глаголы движения, а глаголы зрительного восприятия, передающие некоторое «прозрение».

С этого момента начинается ретроспекция - внутренний «обратный отсчет» во времени и пространстве, который выражен повторением предшествующих элементов текста: «Где же я его забыла? Там, где покупала мыло? У ларька на тротуаре? Просто так, на мостовой? Или, может, на пожаре Смыло мальчика водой.

Такая пространственно-временная организация текста показывает читателю разницу мировосприятия взрослого и ребенка, их принципиально различное отношение к одной и той же ситуации. Взрослый воспринимает ребенка как несамостоятельный объект, который он везет,потерял,забыли т. д. Ребенок же считает себя самостоятельным субъектом, который самгуляли самняню потерял.

Литература

  1. Тураева З. Я. Лингвистика текста.- М.: Просвещение, 1986. - С.128.