Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ.docx
Скачиваний:
197
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
419.29 Кб
Скачать

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;

  2. физическое окружение;

  3. культура, социальное окружение;

  4. групповой опыт;

  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старыхназываетсяресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения —десоциализацией. Отклонение в социализации принято называтьдевиацией.

Модель социализации определяется тем,какимценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себяформирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

Мораль и социализация личности

Одной из самых жгучих проблем современного мира является проблема фор-мирования более зрелого индивида, а, значит, и более совершенного общества. По этой причине перед гуманитарными науками стоит задача формировать опережаю-щее знание, которое ответит на вопрос: как развивается человек и куда движется че-ловечество. Вне зависимости от будущей сферы деятельности того или иного чело-века вуз и другие учебные заведения должны давать такой набор социальных знаний и технологий, который позволит ему взрослеть. Вопрос лишь в том, какие убежде-ния нужно прививать? Что должен делать преподаватель-гуманитарий: воспитывать или образовывать? Абсолютизация фундаментальных прав личности дает однозначный ответ — образовывать, а право выбора нравственной и мировоззренческой позиции должно оставаться за свободной личностью. Стремление выпускать из школ, а тем более из университетов интеллектуально, духовно и социально зрелых граждан-специалистов, говорит о необходимости давать не только образование, но и воспи-тание. Во всяком случае, права данной личности не должны противоречить интере-сам других людей, интересам общества. И там, где возникает расхождение, там раз-решение конфликта между личным и общественным интересом должно происхо-дить в пользу общества. Нельзя допускать абсолютизации эгоистических, индиви-дуалистических, недочеловеческих авторитарных воззрений.

“Пока человек незрел, полон ребяческих импульсов, ему не надо давать полной свободы, — пишет врач-психиатр М.И. Буянов,— он все равно не сможет ее использовать на пользу себе и окружающим. По мере его взросления нужно удлинять поводок, давая ему все больше возможности проявить себя. Демократия идеальна для взрослых, умеющих пользоваться свободой, она не для детей, рабов и лакеев. Развитие любого народа идет от максимального подавления импульсивных проявлений незрелых людей к предоставлению им, по мере их взросления, максимальной свободы. Поэтому в начале всякой истории лежат тирании, религии и другие виды воздействия, основанные на страхе”.

Инфантильный человек — это тот, кто в своем развитии задержался на этапе детства, знает только свои права, но игнорирует обязанности, умеет добиваться своих целей посредством авторитарных эгоистических отношений. Поэтому основным признаком “детскости” выступает не возраст, а незрелость характера. “Неважно, впрочем, годами ли молод человек, пишет Аристотель, или он юноша нравом, ибо этот недостаток бывает не от возраста, а от того, что живут по страсти…”.

Взросление обусловлено взятием на себя целого ряда обязанностей. К сожалению, не все берут на себя ответственность даже за свои поступки, а стремятся все сваливать на других. Не все могут быть самостоятельными, не все могут добиваться своих целей отказываясь от несправедливости, от насилия. Взросление наступает тогда, когда человек способен опираться на собственные силы, на свой интеллект, на веру в себя. Народ — это тот же человек, только дольше живущий. Столетиями он повторяет все этапы, которые проживает отдельный человек.

Так имеем ли мы право, вмешиваться в желание человека вести себя так, как он хочет? А если он хочет быть рэкетиром, хулиганом, вором, алкоголиком, интриганом? А если он хочет использовать приобретенную правдами и неправдами власть в личных или групповых, корыстных целях? Имеем ли мы право, менять его моральные убеждение и мировоззрение? Имеем ли мы право, воспитывать тех, кто не желает воспитываться? И кто, собственно, будет воспитывать предпринимателей, депутатов, мэров, министров, президентов, как и всю многомиллионную рать чиновников, которые в своих личных целях зачастую используют те или иные безнравственные отношения и тем проявляют свою моральную незрелость, детскость своего характера? Только гуманитарные и социальные науки совместно с высшей школой при мощной поддержке государственной властью могут поставить перед собой задачу гуманизировать общество, сделать его более развитым в моральном отношении, взрослым.

Преподаватель-гуманитарий имеет довольно значительную степень свободы в изложении читаемого курса. Он может выразить и свою ценностную позицию, свои личные пристрастия, превращаясь в пропагандиста предпочитаемых им моральных ценностей, позиций и точек зрения. Однако считается, что единственно правильным на современном этапе будет установка преподавателя на достижение морального и мировоззренческого нейтралитета, на дистанцирование от ценностных предпочтений и убеждений. В таком случае его задачей будет лишь трансляция в неискаженной по возможности форме того плюрализма идей и мнений, которые накопила мировая гуманистическая мысль.

На мой же взгляд недоразвитого в социальном отношении типа, т.е. инфантила надо воспитывать,хотя часто недоразвитыми оказываются многие из нас, включая преподавателей и представителей всех ступеней власти, не говоря уже об остальных. Но кто как ни гуманитарии должны оказывать влияние на существующий моральный климат, обусловленный поступками даже высокообразованных людей, при котором возможен чиновничий произвол, вымогательства, вмешательство властей в экономическую деятельность граждан или в их свободное волеизъявление на выборах в виде пресловутого админресурса или черного пиара. Кто как не гуманитарии должны изменить моральный климат в обществе, при котором люди приспосабливаются жить и выживать в условиях тотальной несправедливости, становясь такими же жуликами, как и господствующая над ними чиновничья власть. А ситуация такова, что если человек не хочет деградировать вместе с властью, то ему приходится нищенствовать, еле-еле сводить концы с концами.

И перед преподавателем возникает моральный вопрос: “А имеет ли он право в сложившихся условиях добиваться того, чтобы его воспитанники стали высоконравственными людьми?” Тем самым, он будет обрекать их на прозябание. Или он должен обучать их тому, как воровать и становиться богатыми, как вымогать взятки или их давать, как заниматься интригами и продвигаться вверх по служебной лестнице. А может, преподаватель должен обучать тому, как создавать “команды” для захвата и удержания власти на том или ином уровне и как с ее помощью реализовывать свои заведомо корыстные и безнравственные цели?

Или другой вопрос: “Имеют ли право люди, вершить моральный суд?” Да и кто из нас, несправедливых, нарушающих законы и во многом несовершенных в нравственном отношении людей, имеет право выносить моральные оценки? На мой взгляд, имеют. А моральный суд, прежде всего, должен быть судом человека над самим собой, над своими недостатками. Причем новая шкала для оценки социальных действий поможет человеку расставить все по своим местам. Теперь моральный суд может вершить каждый индивид, ибо сегодня у него есть критерий для оценки социальных действий, а, значит, для оценки уровня своей моральности — это четыре формы меновых отношений. Образуя новую, круговую шкалу для оценки социокультурных действий, мы снимаем вопрос о выборе критерия нравственности.

Однако моральный суд — это не только процесс осмысления своей собственной незрелости. Это и оценка окружающих: друзей, родителей, любимых, муниципальной и государственной власти. Общество должно, наконец, задуматься и непредвзято на себя посмотреть, оценив уровень своей моральности, своей зрелости, а для этого необходимо мужество. Проще уйти от моральной оценки, прикрываясь требованием высокой морали: “Не судите, чтобы не быть судимым”.

Чтобы поднять моральные нормы до уровня научных истин и принять их всем сообществом, необходимо поднять уровень философского мышления, без которого невозможно добиться взаимопонимания между людьми, что проявляется в больших и малых конфликтах, в несправедливости, которая творится незрелыми людьми и невзрослыми народами. И хотя все народы, как и все люди, постепенно взрослеют, нужно признать, что до взрослого состояния землянам еще очень далеко.

Одно время считалось, что интеллектуальное развитие людей и народов приведет к социальному взрослению, к освобождению от войн и насилия, от религиозных суеверий и детских предрассудков. Но, оказалось, что сводить проблему гармоничного взросления только к проблеме развития естественных наук и образования нельзя. Нужно воспитывать человека, приучая его к самостоятельности и ответственности, приучая его справляться со своими и чужими проблемами.

Воспитание в широком его понимании — это социализация, важнейшей функцией которого выступает приспособление индивида к существующим в обществе отношениям — к тем, которые существуют в данной стране, в данной социальной группе и в данное время. Но такая социализация направлена не на нравственное развитие общества, а на его консервацию, а во многом и на регресс, на попятное движение.

Понятие “социализация” употребляется главным образом в социологии, социальной психологии и социальной философии и имеет давнюю историю. Обычно в качестве стадий социализации принимают возрастные различия индивидов. Иначе говоря, вхождение в общество осуществляется поэтапно: детство, юность, молодость, зрелость*. Кроме того, по возрастному критерию выделяют и другую периодизацию, состоящую не из четырех, а из двух периодов. Граница первого из периодов, “первичная социализация” захватывает первую половину жизни. Она обусловленаприобретениемсоциального опыта. Тогда как второй этап или “вторичная социализация” захватывает вторую половину жизни и связана в основном своспроизводствомсоциального опыта. Иначе говоря, первичная социализация касается детства и юности, а вторичная социализация, противоположная первой, касается молодости и зрелости, первая — связана с приобретением опыта, а вторая — с его воспроизводством.

В качестве еще одного критерия социализации, в дополнение к возрастному критерию, мы выдвигаем четыре уровня морального развития личности: тиранический, крепостнический, либеральный и сервистический. Детскому возрасту соответствует тиранический характер, юношескому — крепостнический, молодости — либеральный, тогда как зрелому возрасту — сервистический характер. То же самое касается и социализации в рамках критерия веры. Поэтому вполне правомерно говорить о стадиях моральной и духовной социализации, обусловливающих моральную и духовную зрелость людей.

Высшая школа — это Храм науки и Любви, который был задуман как альтернатива всем религиозным храмам. И его жрецы-преподаватели призваны формировать у студентов научное восприятие не только материального, но и духовного мира. Они обязаны ориентировать молодых людей не на помощь свыше, а на веру в собственные силы, на солидарность с другими людьми, на познание и признание объективности общечеловеческих моральных норм, из которых следует не только защита прав отдельной личности, но и закрепление за ней определенных обязанностей. Но это функция и средней школы, как и всей системы воспитания, главная обязанность которой — это научить людей верить в свои силы и решать проблемы не за счет интриг, обмана или насилия, а за счет справедливости, на основе взаимного и вознаграждаемого служения, т.е. за счет высоконравственных форм общественных отношений.

В окружающем мире мы постоянно наблюдаем различные периодически повторяющиеся явления, например, суточные и сезонные ритмы, их взаимную связь. В другом случае можно наблюдать, как изменение колебаний атомов и молекул приводит к изменению агрегатного состояния веществ, что наблюдается нами в виде твердого, жидкого, газообразного и плазменного состояния окружающей нас природы. Эти, и другие периодически повторяющиеся свойства позволяют человеку, как и всему живому, приспособиться к окружающей среде, познавать ее.

Социальная система обладает такой же предсказуемостью, какую мы наблюдаем в природе. Но эта предсказуемость, обеспечивается не природными, а социальными ритмами, выраженными в четырех формах обмена. Их понимание и практическое освоение позволяет людям не только приспосабливаться к жизни в обществе, но и изменять его в соответствии со своими целями, как это, например, делается человеком в отношении неживой природы. В этом смысле нравственный прогресс есть не что иное, как изменение жизнедеятельности людей с помощью изменения социальных ритмов, перехода от одних форм обмена, к другим: от тиранических и крепостнических отношений к либеральным и сервистическим. Благодаря знанию о социальных ритмах (подобно знанию о влиянии температуры на агрегатное состояние веществ) появляется возможность планировать свою деятельность, определять свое положение в будущем. Это и есть ответ на один из главных вопросов социальной эволюции : “Каким образом осуществляется реализация моральных норм, и как организуется и далее самоорганизуется массовое социальное взаимодействие?”

Взросление индивида с самого момента его рождения — это фактически история эволюции его веры, история его отношений с другими людьми, со всем окружающим миром. Родители и ближайшее окружение ребенка, а затем школа передают ему не только значительный объем информации о материальном, растительном и животном мире, в котором ему предстоит жить, но также господствующие в данном обществе и в данный исторический период идеологические и моральные нормы. Ему приходится учиться подчиняться, от него ждут не исключительного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам и господствующим отношениям. Опережающимвоспитанием никто и нигде не занимается всерьез, поэтому формирование личности происходит стихийно. Она усваивает не столько то, как должно быть, не должное, а сущее, т.е. господствующие в данном обществе стандарты.

Люди нуждаются друг в друге как в средстве удовлетворения своих разнообразных потребностей. Взрослея, т.е. приобретая качества, необходимые для взаимного служения, они изживают свой изначальный эгоизм, поскольку учатся жить, принося пользу другим. И чем более открытым и демократическим становится общество, тем в большей степени проявляют себя моральные качества человека. В разных формах наиболее зрелые общественные отношения должны постоянно доноситься до сознания людей, они должны стать общечеловеческим идеалом, главным ориентиром всех наших практических действий и поступков. Без этого ни один человек и ни один народ никогда не сможет избавиться от детской ментальности, никогда не сможет повзрослеть.

Становится понятным, что нравственные отношения между людьми, их ответственность за происходящее, их освобождение от религиозных страхов и заблуждений, их вера в собственные силы и нравственный прогресс достигаются благодаря соответствующему образованию и неразрывно связанному с ним опережающему воспитанию, что и определяет взросление людей и народов, взросление Человечества.