Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

реферат полит власть

.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
52.22 Кб
Скачать

Приднестровский государственный университет

им. Т.Г. Шевченко

учебная дисциплина:

«Основы политической власти ПМР»

Р Е Ф Е Р А Т

На тему:

«ОБСЕ в Молдавии и пакет инициатив «Меры укрепления длверия и безопасности в Молдове»2004г. Предложения, цели, оценки »

Выполнил:

Студент 1курса

Группы:107/14

Шиляев Николай Владимирович

Проверила:

Жукова Елена Васильевна

Тирасполь2015г

После прекращения вооруженного конфликта между Кишиневом и Тирасполем прямые переговоры по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы начались, как известно, в феврале 1993 года. Функции посредника, по просьбе молдавской стороны, взяла на себя Москва.

Втом же году Ельци привлёк ОБСЕ; в следующем году Тирасполь с согласия Молдовы – Украину – образовался формат 3+2.

При содействии посредников стороны сумели достичь некоторых договоренностей по нормализации их отношений.

Наиболее значимыми были: Совместное заявление президента Молдовы М.Снегура и лидера Приднестровья И.Смирнова, определявшее общие принципы и цели переговорного процесса по выработке государственно-правового статуса Приднестровья; Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем; Протокол, закреплявший за Приднестровьем право иметь свою конституцию, законодательство, символику государственно-территориального образования (герб, флаг, гимн), право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях.

8 мая 1997 года в Москве был подписан Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, ставший юридической базой для последующих переговоров. В нем нашли свое отражение многие положения ранее подписанных между сторонами документов. Но он содержал и весьма важный новый элемент - речь шла о создании общего для Молдавии и Приднестровья государства. В Московском меморандуме было записано обязательство сторон «строить свои отношения в рамках общего государства в границах бывшей Молдавской ССР на январь 1990 года». Меморандум был подписан уже новым президентом Республики Молдова П.Лучинским. От Приднестровья его подписал глава региона И.Смирнов. От посредников – президенты России и Украины, а также тогдашний Действующий председатель ОБСЕ.

После некоторой паузы Кишинев и Тирасполь двусторонний диалог продолжили в апреле 2001 года вскоре после победы Партии коммунистов Молдовы на парламентских выборах. Как мы помним, основным предвыборным обещанием ПКРМ было быстрейшее урегулирование приднестровской проблемы. Тогда же состоялась встреча В.Воронина и И.Смирнова

2003 год – заместитель главы администрации президента Козак вырабатывает документ.

С появлением в ноябре 2003 года этого документа, известного также под названием Меморандума Козака, у Молдовы и Приднестровья появился шанс положить конец многолетнему противостоянию и создать общее федеративное государство.

Представленный конфликтующим сторонам российский документ предусматривал создание федерации, сохранял территориальную целостность страны и наделял Приднестровье статусом субъекта федерации, обладающего правами государственного образования.

Российский план урегулирования устраивал обе стороны. Приднестровье согласилось с принципом ассиметричной федерации при обеспечении особого статуса региона как государственного образования в составе федеративного государства, что в Меморандуме ясно просматривалось.

Украина в целом поддержала инициативу Москвы.

Что же касается ОБСЕ, то 24 ноября секретариат организации опубликовал заявление, из которого можно было понять, что среди ее членов «нет консенсуса для поддержки» российского меморандума. В заявлении вместе с тем говорилось, что, если стороны придут к соглашению в соответствии с предложенным Меморандумом, то ОБСЕ займет нейтральную позицию. Причины – ОБСЕ были невыгодны усиления российских позиций в регионе; так как российский воинский контингент оставался в Молдавии еще на долгое время, такое развитие ситуации не могло устроить США и Запад в целом.

Под их нажимом 24 ноября президент В.Воронин отказывается от подписания Меморандума; решение приднестровской проблемы вновь откладывалось на неопределенное время.

Сразу же после отречения от согласованного и парафированного с Приднестровьем и Россией Меморандума по созданию объединенного молдавского государства Кишинев дает обещание разработать собственный документ по приднестровскому урегулированию. Через три месяца такой документ под названием «Декларация об основных принципах государственного устройства Республики Молдова» молдавские власти представили 17 февраля 2004 года на рассмотрение посредников.

Последовательным в молдавском документе является лишь стремление под идеей создания федеративного государства завуалировать сохранение унитарных принципов Республики Молдова. несмотря на присутствие и многократное повторение слов «федерация», «федеративные принципы», «субъект федерации», «федеративное государство» и т.п., речь на самом деле шла о той же Республике Молдова, где Приднестровье обладало бы по сути лишь правами территориальной автономии, как и Гагаузия.

В появившемся в это время проекте Декларации стабильности и безопасности для Молдовы, подготовленном западными странами, и в аналогичном молдавском документе под тем же названием уже вообще не упоминалось ни о федерализации Молдавии, ни о Приднестровье как участнике переговоров.

Таким образом, молдавская сторона в который раз полностью пересмотрела свою позицию по проблеме приднестровского урегулирования. Все наработки участников переговоров, начиная с июля 2002 г., пошли насмарку. Переговорный процесс был отброшен далеко назад.

В 2004 году в Вене посредники в урегулировании приднестровского конфликта от России, Украины и ОБСЕ начали обсуждение инициатив по укреплению мер доверия и безопасности в Молдавии. В этих консультациях не участвуют представители Молдавии и Приднестровья, однако и в Кишиневе, и в Тирасполе пристально следят за ходом дискуссии. Впрочем, ни на левом, ни на правом берегу Днестра особого оптимизма по поводу возможных итогов консультаций не испытывают.

Пакет инициатив "Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове" был разработан миссией ОБСЕ в Молдавии и передан представителям Кишинева и Тирасполя 22 июня нынешнего года в ходе визита в Молдавию Соломона Паси, главы МИД Болгарии, председательствующей в ОБСЕ. Главный упор в этом документе делается на проблеме демилитаризации сторон.

Необходимость появления нового пакета была вызвана тем, что в ноябре прошлого года провалился так называемый "план Козака"

Впрочем, и проекту ОБСЕ не сразу была дана "зеленая улица". Дело в том, что через несколько дней после представления пакета инициатив, в начале июля, между Кишиневом и Тирасполем вспыхнул один из самых острых скандалов последнего времени, вызванный закрытием в Приднестровье школ, в которых преподавание ведется на молдавском языке с использованием латиницы. На сегодняшний день скандал слегка притушен: школы получили временную регистрацию, но она может быть аннулирована в любой момент.

Оценка этого пакета была противоречивой:

Представители России одобрили документ, но «практическое применение инициатив возможно лишь после соглашения сторон по урегулированию конфликта» - представитель МИД Валерий Нестерушкин

Правительство Молдовы документ признало годным, возможным для реализации, но требующим доработки – «К Приднестровью нужно относиться как к незаконному вооруженному формированию, а не как к равноправной стороне» - министр реинтеграции Молдавии Василий Шова. Но следовать «укреплению доверительных отношений» Молдавия не спешила – в 2005 году был принят закон 22 июля 2005 года – которое предусматривает Приднестровье не государственно-территориального, а автономно-территориального образования в рамках унитарного государства.; также – решение о ужесточении таможенного контроля в отношении ПМР.

У Тирасполя на этот счет было отрицательное мнение – что ясно из референдума 17 сентября 2006 года – население Приднестровья хочет строить своё независимое государство при поддержке России.

В общем мнения стран-участниц сходились в одном – документ сырой, и, по сути, является невозможным компромиссом между сторонами.

Основной целью представителей западных стран и США в ОБСЕ – было уменьшение влияния России на этом регионе – то есть вывод российских войск, которые являлись гарантом безопасности в отношениях между Молдовой и Приднестровьем.

Также, для стран западной Европы выгодным является урегулирование в такой форме, чтобы российского военного присутствия в регионе не было ни в какой форме – даже если оно способствует сохранению мира и стабильности и обеспечивает мирные условия для переговорного процесса.

В итоге – пакет был одобрен, но дальше его объявления дело не пошло. В последующие годы отношения между Молдовой и Приднестровьем Все сильнее отдалялись.

В конце концов, все свелось к тому, что на переговорах по урегулированию стали обсуждать не вопрос о статусе Приднестровья в общем государстве, а вопросы демократизации и демилитаризации региона под международным контролем и т.д.

Естественно, что у Тирасполя на этот счет было, естественно, отрицательное мнение. Точно также крайне негативно им было воспринято и принятие 22 июля 2005 года парламентом Молдовы Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, который предусматривает учреждение не государственно-территориального, а автономно-территориального образования – Приднестровья.

Следует отметить, что закон принимался без какого-либо участия самих приднестровцев и без учета их мнения относительно положений самого закона.

Понимая, что навязать Тирасполю свои условия решения приднестровской проблемы в рамках формата 3+2, несмотря на поддержку Украины и ОБСЕ, видимо, не удастся, Кишинев решил позвать на помощь США и ЕС.

Москва же, хотя и помнила о неадекватном решении Молдовы относительно подписания согласованного со сторонами конфликта российского плана урегулирования, тем не менее, была готова лояльно рассматривать вместе с другими переговорщиками все подготовленные и представленные на обсуждение проекты документов, будь то Декларация об основных принципах государственного устройства Молдовы или план Ющенко.

В сентябре 2005 года в Одессе на очередном заседании формата 3+2 Россия вносит и свой план по урегулированию, руководствуясь тем обстоятельством, что на двусторонних и многосторонних переговорах обсуждались вопросы, не имеющие прямого отношения к решению проблемы урегулирования, а разработка статуса Приднестровья откладывалась. Документ назывался «Основные принципы, направления и этапы приднестровского урегулирования».

На той же встрече в Одессе США и ЕС становятся наблюдателями на переговорах. Новый механизм получает название формата 5+2.

Но изменение формата и увеличение числа участников не привело к активизации переговоров и обсуждению имевшихся на то время трех документов по урегулированию (молдавского, украинского, российского). Понятно, что чем больше игроков, у которых есть и свои интересы, тем труднее поиски консенсуса.

Прошло уже более 5 лет, как существует формат 5+2, но пока в его активе нет заметных позитивных достижений.

Тем временем Россия продолжала выполнять свои функции посредника. По ее инициативе в апреле 2008 года после длительного перерыва (с 2001 г.) состоялась первая встреча между лидерами Молдовы и Приднестровья, результатом которой было создание совместных рабочих групп по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем.

18 марта 2009 года в Москве состоялись трехсторонние консультации президентов России, Молдовы и Приднестровья. В их совместном заявлении, опубликованном после встречи, было сказано, что Кишинев и Тирасполь намерены развивать прямой диалог ради разрешения конфликта. Но начавшиеся трехсторонние контакты были восприняты как угроза существующему формату 5+2, как попытка решить приднестровскую проблему без других участников переговорного процесса.

В Евросоюзе раздаются голоса о том, что «…проблема может быть решена только в формате "5+2", и отход от этого формата недопустим».

В Киеве заявляют о том, что Украина обеспокоена возможностью выработки договоренностей по приднестровскому урегулированию без учета ее мнения.

Затем следует заявление занимавшегося длительное время молдавско-приднестровскими проблемами американского эксперта о том, что без учета интересов США урегулирование вообще невозможно.

Создавалось впечатление, что Киев и Вашингтон волновало не само урегулирование, как таковое, а лишь необходимость соблюдения их интересов. Но если позиция Украины понятна – неурегулированный конфликт у ее границ. Но США то расположены за тысячи километров от Приднестровья и Молдовы. Наверное, правы те, кто утверждает, что у американцев здесь один главный интерес – урегулирование должно быть таким, чтобы российского военного присутствия в регионе не было ни в какой форме. Даже, если оно способствует сохранению мира и стабильности и обеспечивает мирные условия для переговорного процесса.

А разве вообще было бы плохо, если бы молдаване и приднестровцы нашли устраивающий их вариант урегулирования, руководствуясь, прежде всего, своими интересами. А произойдет это с помощью России, или Украины, или Соединенных Штатов не столь важно. Главное то, что еще одним конфликтом на земле стало бы меньше.

Несмотря на все усилия посредников и наблюдателей, никак не удается возобновить полномасштабные переговоры. И, видимо, в ближайшее время этого не случится.

To, 4To Hy)l(Ho 4uTaTb, BblgeJleHo )l(upHblM. rJlaBhoe 3a4uTaTb Bblpa3uTe/lbHo (c noHToM TaKa9 YMHa9 Bce noHuMaewb).

Yga4u!