Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы Античность для печати.doc
Скачиваний:
161
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
765.95 Кб
Скачать

Вопрос 57 Третья Пуническая война. Разгром Карфагена.

К середине 2 в. до н. э. Карфаген полностью оправился после поражения во Второй Пунической войне. В Риме с тревогой и завистью наблюдали за экономическим процветанием старого врага. Со времени Каннской битвы metus Punicus ("страх перед пунами") сохранялся в сердцах римлян, переживших Ганнибалову войну, и их потомков. Кроме того, римские торговцы и ростовщики мечтали избавиться от давнего соперника и конкурента. В итоге в сенате возобладала группировка сторонников полного уничтожения Карфагена. Ее лидер, 85-летний сенатор Марк Порций Катон, каждое свое выступление в сенате заканчивал словами: "Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен". В пограничных конфликтах между Карфагеном и старым союзником Рима нумидийским царем Масиниссой (201 – 149 гг. до н. э.) сенат неизменно принимал сторону последнего, хотя агрессивный и неправомерный характер его действий был налицо. В результате к власти в Карфагене пришла партия сторонников решительных мер; была сформирована армия, и начались военные действия между Карфагеном и Масиниссой. Тогда под предлогом, якобы карфагеняне нарушили договор 201 г. до н. э., сенат объявил Карфагену войну, которая вошла в историю как Третья Пуническая (149 – 146 гг. до н. э.).

Римские войска численностью около 84 тысяч человек высадились в Северной Африке. Потерпев сокрушительное поражение от Масиниссы, лишившись значительных территорий и уплатив огромную контрибуцию, а теперь обнаружив на своей земле нового врага, вконец деморализованное карфагенское правительство было уже не в состоянии воевать и выразило готовность пойти на безоговорочную капитуляцию, только бы спасти сам город.

Сначала консулы Луций Марций Цензорин и Маний Манилий потребовали выдать им заложников, а также все запасы оружия, метательных машин, снарядов и других боеприпасов. Когда эти условия были беспрекословно выполнены, римское командование предложило жителям покинуть город, который сенат постановил срыть до основания. Карфагенянам "великодушно" разрешалось поселиться не ближе чем в 80 стадиях (около 15 км) от побережья. Ответом был взрыв возмущения римским коварством и неоправданной суровостью приговора. Совет старейшин постановил обороняться до последней возможности и освободить рабов. Как сообщает Аппиан, карфагеняне "почувствовали в себе удивительную перемену и решимость лучше претерпеть что угодно, чем покинуть город. В результате перемены настроения их быстро наполнила бодрость. Все государственные и священные участки и все другие обширные помещения были превращены в мастерские. Работали вместе, мужчины и женщины, и днем и ночью, отдыхая и получая пищу посменно в назначенном размере. Они вырабатывали каждый день по сто щитов, по триста мечей, по тысяче стрел для катапульт; дротиков и длинных копий – пятьсот и катапульт, сколько могут. Для того чтобы их натягивать, они остригли женщин ввиду недостатка в другом волосе".

Между тем консулы медлили, поскольку были уверены в безнадежности положения Карфагена. Устав ждать капитуляции, они наконец подошли к городу и с несказанным изумлением и растерянностью обнаружили перед собой мощную крепость с поголовно вооружившимся населением. Римляне были вынуждены перейти к осады, затянувшейся на три года.

Положение римской армии постепенно ухудшалось. Летний зной и болезни косили ее ряды, дисциплина падала, тогда как осмелевшие карфагеняне осуществляли удачные вылазки, наемные отряды карфагенского полководца Гасдрубала нападали на консульские войска с тыла, а нумидийцы после смерти 90-летнего Масиниссы прекратили оказывать римлянам помощь. Несколько попыток штурма города провалились. Тогда в Риме выбрали консулом 37-летнего Публия Корнелия Сципиона Эмилиана – родного сына победителя при Пидне, Луция Эмилия Павла, племянника и приемного внука Сципиона Африканского.

В 147 г. до н. э. Сципион прибыл в армию и энергично принялся за дело: укрепил пошатнувшуюся дисциплину, полностью окружил и отрезал Карфаген от подвоза продовольствия, а весной следующего года, возведя вал вровень с городскими стенами, решился на генеральный штурм. Карфагеняне, обессилевшие от голода и болезней, тем не менее сражались с отчаянием обреченных. Наконец римляне ворвались в город и после шестидневных ожесточенных уличных боев овладели им. Взятый Карфаген был разграблен, сожжен (его развалины пылали 17 дней) и разрушен до основания, а место, на котором он стоял, было вспахано, засыпано солью и проклято на вечные времена. Уцелевших жителей (около 50 тысяч человек) римляне продали в рабство. На захваченной территории была образована провинция Африка с центром в Утике (146 г. до н. э.). Так закончилось более чем вековое драматическое противостояние Рима и Карфагена.