Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вершковский Э.В..docx
Скачиваний:
678
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
136.24 Кб
Скачать

Мизансцены симметричные и ассиметричные

В основе принципов симметричности лежит равновесие, имеющее центральную точку, по сторонам которой симметрич­но располагаются остальные части композиции. При таком по­строении очень выгодно делать центральную точку смысловым композиционным центром. Вспомним хорошо известную рус­скую игру «А мы просо сеяли...». Парни и девушки по услови­ям игры делятся на две группы, становятся двумя шеренгами друг против друга и попеременно наступают одна на другую, исполняя песни. Центральная фигура в игре — гармонист, по обе стороны которого и располагаются играющие.

Ограниченность симметрических построений мизансцены в их статичности.

Принцип ассиметричности построений состоит в нарушении равновесия.

Мизансцены фронтальные и диагональные

Фронтальное построение мизансцены создает впечатление плоскостного построения фигур. Оно статично. Для создания динамики фронтальной композиции нужно использовать дина­мику деталей и движение малых радиусов. Например, в теа­трализованном представлении, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, в зале «Октябрьский» режиссер Тов­стоногов построил на фронтальной мизансцене весь эпизод «Клятва». Участники массовки были разбиты на группы сол­даты — матросы — крестьяне, интеллигенция. Представители каждой из этих групп произносили часть клятвы вождю, а сто­ящие за ними зажигали факелы. Создавшаяся в конце огнен­ная линия символизировала единство и преданность народа заветам Ленина.

Самое выгодное в композиционном отношении построение мизансцены — диагональное. Оно подчеркивает перспективу и благодаря этому создается впечатление большой объемности фигур. Такая мизансцена динамична. Если положение по диа­гонали идет из глубины, оно «угрожает» зрителю или влива­ется в зал. Зритель как бы участвует в движении на сцене.

В театрализованном представлении «Мы — комсомол», по­священном присвоению комсомолу имени Ленина, в зале «Октябрьский» нами было использовано диагональное постро­ение в эпизоде «Журавли». Погибшие в бою за Ленинград солдаты застыли по диагонали от первой до последней кули­сы. На первом куплете песни «Журавли» солдаты поочеред­но снимали каски и ставили их перед собой звездами к зри­телям. Получалась как бы звездная дорога. На втором купле­те песни появлялась группа женщин в черных платках, кото­рые проходили вдоль строя и внимательно всматривались в лица стоящих. Затем они останавливались и разворачивались к каскам. Преклонив колено, женщины незаметно вкладывали в каски электрические фонарики и зажигали их. Свет со сце­ны снимался, и мы видели только горящие каски — светильни­ки вечных огней. Женщины поднимали их и продолжали свое движение. У микрофона каждая называла имя героя, погиб­шего под стенами Ленинграда, и спускалась в зал. Вереница горящих вечных огней и строй солдат в какую-то минуту вы­тягивались в одну единую линию и соединялись с залом. Во время последнего куплета женщины разворачивались и шли по залу вдоль стены.

Применение здесь фронтального построения помогло более четкому и эмоциональному восприятию диагонального.