Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция_8-9.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
306.18 Кб
Скачать

3.Хх съезд кпсс

Мощный импульс и новое качество процессам политического и духовно-нравственного порядка придали решения XX съезда партии, поднявшие вопрос о Сталине и его времени. В докладе Н. С. Хрущева «О культе лич­ности и его последствиях», зачитанном 25 февраля 1956 г. на за­крытом заседании съезда, впервые было сказано об отступлении Сталина от принципов внутрипартийной демократии, о нарушени­ях законности, порочных методах партийного и государственного руководства. Негативные явления прошлого увязывались с опре­деляющим влиянием недостатков характера («злой воли») Стали­на, что не позволило вникнуть вглубь явления, - культа личности.

Конечно, Н. Хрущев сам имел непосредственное от­ношение к массовым репрессиям на Украине и в Москве. Но его в них могли открыто обвинить только коллеги по партийному руководству: В. Молотов, К. Ворошилов, Л. Каганович, Н. Булганин, Г. Маленков и др. - сами бывшие инициаторами репрессий. Но они сидели в президиуме съезда и молчали, ведь Н. Хрущев не назвал в своем докладе их имена.

Прозвучавшие на съезде оценки прошлого стали для со­временников потрясением. Особенно ошеломили факты, цифры, имена незаконно репрессированных, оболганных, преданных заб­вению. В общественном сознании зрел перелом. Началась реабилитация жертв сталинских репрессий. С 1954 г. по 1981 г. было реабилитировано более 737 тыс. человек. Тело И. В. Сталина было вынесено из Мавзолея.

Собственно процесс реабилитации начался сразу же после смерти Сталина. В 1953—1955 гг. были пересмотрены основные политические дела послевоенного времени. Началась реабилитация и возвращение к местам постоянного проживания незаконно депортированных народов Северного Кавказа и других регионов.

Однако по мере того, как проходил шок XX съезда, и в об­ществе росло желание поручить ответы на многочисленные вопро­сы, в партии усилилось сопротивление десталинизации. Большин­ство партработников, сделавших карьеру при Сталине, понимали, что процесс десталинизации будет трудно удержать в рамках разо­блачений, сделанных на съезде. Каждый из них боялся, что однаж­ды у него спросят, какую роль, активную или пассивную, он играл в чистках и «культе личности».

Наступление консервативных сил в октябре-ноябре 1956 г. в Польше и Венгрии поставило под угрозу единство «социалистического лагеря», хоть и не увенчалось успехом.

Конец 1956 г. прошел в бурных дискуссиях, а в мае 1957 г. Хрущев добился крупной победы: по его предложению Верховный Совет проголосовал за создание сов­нархозов и ликвидацию десяти промышленных министерств.

Действия Н. Хрущева и сосредоточение огромной власти в его руках напугали «сталинскую гвардию». Его призывы к даль­нейшей децентрализации привели к созыву 18 июня 1957 г. Пре­зидиума ЦК партии, на котором семь из одиннадцати его членов потребовали отставки Хрущева. Оставшись в меньшинстве, по­следний сослался на ленинские принципы демократического цен­трализма и потребовал, чтобы конфликт в Президиуме ЦК был пере­дан на рассмотрение всего ЦК. Благодаря решающей поддержке мини­стра обороны Г. К. Жукова, который организовал доставку воен­ными самолетами разбросанных по всей стране членов ЦК, Цен­тральный Комитет уже 22 июня поддержал Хрущева. После нескольких дней дебатов ЦК отменил голосова­ние Президиума и осудил «фракционную деятельность антипар­тийной группы» во главе с В. М. Молотовым, Л. М. Кагановичем, Г. М. Маленковым.

Июньский кризис 1957 г., завершившийся важным успехом на пути десталинизации, узаконил разрыв с прежней политической практикой. Несмотря на тяжесть обвинений, побежденные не были лишены ни жизни, ни свободы (Г. М. Маленков стал директором электростанции в Сибири, В. М. Молотов направлен послом в Монголию, а Л. М. Каганович был назначен управляющим тре­стом Союзасбест в Свердловской области).

Процесс централизации власти в руках Н. Хрущева завер­шился в марте 1958 г., когда к своему посту Первого секретаря ЦК он добавил еще и пост Предсовмина. Но перед этим, в октябре 1957 г. неожиданно был снят с должности министра обороны маршал Г. Жуков. Эта акция имела целью обезопасить Н. Хрущева от наиболее вероятного соперника.

На ход реформ оказали влияние личная им­пульсивность нового советского лидера, его «слабость» к лести, чем весьма успешно пользовалось хрущевское окружение.

В ходе реформы системы управления экономикой, начатой в 1954 г., было упразднено 200 главков, отделов, министерств, других управленческих структур. К 1956 г. центр передал в веде­ние союзных республик около 15 тысяч промышленных предпри­ятий. В 1957 г. начались ликвидация союзных министерств и соз­дание территориальных органов управления экономикой - совнар­хозов, которых к 1962 г. было образовано 47. Принятые меры по­высили заинтересованность регионов, сократили транспортные расходы и число предприятий-дублеров. Что в целом способство­вало развитию промышленности, темпы роста продукции которой в 1956 - 1958 гг. составили 10-15 проц. в год против 7,6 проц. по плану. В 1956-1960 гг. в строй было введено 4800 крупных про­мышленных предприятий.

Вместе с тем, проведенная реформа управления всего лишь сократила возможности центральной власти. Административное вмешательство в экономику продолжалось. Волюнтаризм в управлении экономикой продолжал оста­ваться преобладающей характеристикой. На одной из встреч с технической интеллигенцией Н. Хрущев прямо заявил: «Мы вас выслушали. Но кто будет решать? Народ. А народ это кто? Это партия, а партия - это мы. Значит, я буду решать».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]