Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ПИПУНЫРОВ ИСТОРИЯ ЧАСОВ

.pdf
Скачиваний:
544
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

ством хитроумно изобретенных колесиков, двигающихся непре­ рывно».

Робертсон находит, что здесь речь идет о механических часах индивидуального пользования [157, 43—44]. С этой интерпре­ тацией не согласен Байли. Он полагает, что в четверостишии, скорее всего, говорится о каком-то музыкальном инструменте. Слово orloge могло содержать способ подбора колокольчиков [105,42—43].

В некоторых старинных письмах и манускриптах имеются ссылки на портативные часы. Часть письма, написанного Джо­ ном Пастом в 1469 г., гласит: «Прошу Вас поговорить с Гарнутом из аббатства относительно маленьких часов, которые я по­ слал ему для починки с Джонсом Гресхемом. Если они готовы, будьте добры взять их у него и прислать мне».

После 1490 г. все чаще и чаще встречаются записи, касаю­ щиеся покупки домашних часов королями, принцами и другими состоятельными людьми.

Домашние (комнатные) часы по своей конструкции были во всем аналогичны большим часам общественного пользования, за исключением, конечно, габаритов. Они могли крепиться к сте­ не на консолях. Часы имели механизм хода и боя, иногда при­ менялись еще устройства для будильника. До изобретения пру­ жинного двигателя домашние часы, так же как и башенные, приводились в действие грузом. Механизм изготовлялся из же­ леза и монтировался на железной раме. Ход домашних часов ре­ гулировался балансиром фолио.

Большим недостатком комнатных часов XV в. было то, что

вних некоторые колеса иногда были таких размеров, что высту­ пали за раму.

На рис. 109 показаны настенные часы с гирями.

После 1550 г. в качестве материала для изготовления часов,

втом числе и домашних, стала все шире употребляться латунь.

ВXV в. механические часы индивидуального пользования были редкостью. Их производство еще не вышло за пределы вы­ полнения мастерами индивидуальных заказов. Поэтому такого рода часы имелись только у очень богатых людей. Большая же часть горожан продолжала узнавать время по башенным часам. Нередко пользовались и солнечными часами.

Потребность в часах индивидуального пользования, наметив­ шаяся в XVI в., в XVII в. значительно усиливается, и не только среди знати, но и среди буржуазии, а также горожан. Однако удовлетворить эту потребность стало возможным лишь после применения в часах ходовой пружины, когда стало возможным изготовлять часы удобных размеров. Появление карманных ча­ сов Ф. Энгельс относит к самому концу XVI в. [3, 508]. С этого момента в области часового дела начался действительный про­ гресс и более значительное распространение часов среди широ­ кого круга горожан. Этому также способствовал переход Запад­ ной Европы на новый счет времени (с делением ночных и днев-

Рис. 109. Настенные часы, приводимые в действие гирями

Рис. ПО. Итальянские пружинные часы с фузеей и с балансом в качестве регулятора хода

Рис. 111. Рисунок фузеи, выполненный Леонардо да Винчи

ных часов на 12 равных часов вместо неравных канонических часов).

В XVII в. мода на часы получает все большее распростране­ ние, причем часы являлись зачастую не столько измерителем времени, сколько предметом украшения. Часы, усыпанные ал­ мазами и рубинами, носят знатные дамы и кавалеры. Франты вставляют часы в набалдашники своих тростей. Не отстает и ду­ ховенство: для него стали изготовлять наперстные кресты с ча­ сами. Некоторые епископы носили посохи с часами в рукоятке. Те, кто не мог приобрести дорогие карманные часы, пользова­ лись миниатюрными песочными часами, привязывая их как укра­ шение к колену.

Появление и развитие часов с пружинным двигателем. Са­ мые ранние портативные приборы времени, приводимые в дви­ жение пружиной, появились в Италии уже в XV столетии. Упо­ минания о существовании там пружинных часов содержатся в двух источниках, недавно открытых Антонио Симони [165]. В письме Комино де Понтевика, датируемом 1482 г., сообщается о часах, в которых узкая лента (из отпущенной стали) навита на опорную ось. Имеется фузея, к основанию которой одним кон­ цом была присоединена кетгутовая струна', другой ее конец присоединен к опорной оси заводной пружины. Второе сообще­ ние мы находим в эпиграфе к сонету, написанному Гаспаром Висконти в 1493 г.: «Здесь говорится о портативных часах, име­ ющих механизм хотя и малого размера, но способный поддержи­ вать ход часов. Часы показывают не только время, но и ход пла­ нет, праздники, а также отбивают время». В литературе имеются упоминания о трех переносных часах из Милана, двое из них —

сбоем.

Оприменении пружины в часах было известно и Леонардо да Винчи (о чем см. выше, с. 197).

Самое раннее изображение часов, приводимых в действие пружиной, относится к середине XV в. Внешне они мало чем от­ личаются от часов индивидуального пользования, приводимых в' действие грузом.

Из источников о существовании пружинных часов заслужи­ вает особого внимания рукопись Павла Алемануса, составлен­ ная в Риме в 1477 г. Описанные там часы (рис. 110) имеют шпин­ дельный ход и баланс в качестве регулятора. Фузея здесь была использована для уравновешивания крутящего момента ходовой пружины. Главное колесо, на оси которого сидела фузея, делало один оборот в течение трех часов, за то же время баланс совер­ шал 10 752 секундных колебания [38, т. 3, 656].

Таким образом, нет сомнений, что фузея была изобретена в Италии. Леонардо да Винчи тоже был знаком с назначением этого устройства. Эскиз фузеи, сделанный его рукой, можно ви­ деть на рис. 111.

1 Кетгутовая струна изготовлялась из кишок животных.

Со второй половины XV в. дворы Италии и Франции уже зна­ ли часы-будильник. В инвентарных книгах Савойского двора упоминаются часы в форме тамбурина, которые по своим разме­ рам могли быть только пружинными. Во" Франции в 1480 г. не­ сомненно уже имелись пружинные часы, упоминается даже их изобретатель Каравагиус. Портативные пружинные часы, одна­ ко, раньше всего появились в Италии и отсюда стали в XV в. распространяться в других странах Западной Европы.

Производство пружинных часов с боем достигает значитель­ ного развития в Германии, особенно в Нюрнберге, который в XV—XVI столетии являлся одним из значительных центров раз­ вития не только торговли и промышленности, но науки и техники. Достоверно известно, что инициатором производства там этих часов был слесарь Петр Генлейн, своими руками изготовивший в начале XVI в. несколько пружинных часов.

Вприложении к космографии, составленной Помпонием Мела

в1511 г., Ион Коклей писал: «Петр Генлейн, еще молодой чело­ век, создает творения, которым даже наиболее ученые математи­ ки отдают дань уважения: из небольшого количества железа он изготовляет снабженные многими колесами часы, которые, как бы их ни поворачивали, без наличия какого-нибудь груза пока­ зывают и отбивают 40 часов, даже если находятся на груди или

вкошельке» [83, 510].

Нам неизвестно, какой вклад действительно внес Генлейн в часовое дело своими изобретениями. Но ясно одно, что он не был изобретателем отдельных механизмов пружинных часов. Все ос­ новные части и механизмы для них (заводная пружина, фузея и др.) уже были изобретены до него в Италии.

Часов, которые можно приписать Генлейну, до нашего вре­ мени не дошло. Но в заслугу ему следует вменить и то, что он сумел образцами своих изделий вызвать интерес к изготовлению пружинных часов. По типу созданных им часов стали изготов­ лять пружинные часы не только в Нюрнберге, но и за его пре­ делами.

В настоящее время в музеях имеется только двое часов, со­ временных Петру Генлейну. Одни из них до 1939 г. находились в Мюнхене, а другие — в лондонском Музее древностей. Послед­ ние были изготовлены Яковом Цехом для польского короля Сигизмунда I в 1525 г. (дата, как и имя изготовителя, обозначена на пружинном барабане). Это часы цилиндрической формы и большого размера (диаметр 25 см, высота 52 см). Годовое коле­ со в них предназначено для того, чтобы показывать положение Солнца в зодиаке. Имеется два часовых круга: внешний с обо­ значением цифр I—XII и I—XII раздельно для каждой полови­ ны суток и внутренний — с обозначением цифр для всех 24 часов суток (I—XXIV). Эти круги снабжены устройствами, позволяв­ шими передвигать стрелки так, чтобы можно было регулировать время по богемскому или итальянскому счету времени.

Вслед за Петром Генлейном вскоре стали изготовлять пру-

жинные часы не только в Нюрнберге, но и в Аугсбурге, Праге и других городах.

Появление и распространение пружинных часов в XVI в. яви­ лось причиной соревнования между итальянскими, французскими и немецкими часовщиками в создании разнообразных, иногда са­ мых необыкновенных часов по форме, сложности механического их устройства и внешней орнаментации. От первой половины XVI в. до нас дошло большое количество таких часов, которые можно рассматривать как чудеса механики. После появления пружинных часов часовщики стремились пристраивать к ним сложные механизмы, приводившие в движение различные фигу­ ры, стрелки, показывавшие время различных, более известных городов, годы, месяцы, числа, дни недели, церковные праздники, фазы Луны и пр. Наиболее простые часы имели только бой и будильник.

Развитие в XVI в. производства пружинных часов индивиду­ ального пользования совпало с блестящим подъемом культуры в Западной Европе в связи с возрождением изобразительного ис­ кусства и живописи, достигших особого успеха в произведениях гениальных мастеров так называемого Высокого Ренессанса. Именно это общее движение, вызвавшее также и интерес к науке и технике, породило профессию часовщика и привело к образо­ ванию центров часового производства. В XVI столетии во всех передовых странах Западной Европы можно отметить появление таких центров: в Италии — Флоренция, Венеция, Генуя, Милан, Неаполь, Рим; во Франции—Париж, Блуа, Гренобль, Лион; в

Нидерландах — Антверпен,

Юрюссе, Гент, Брюссель,

Амстер­

дам; в Англии-—Лондон;

в Германии — Нюрнберг и

Аугсбург

[137].

Самые ранние пружинные часы были по форме цилиндриче­ скими, иногда напоминая плоский барабан диаметром в несколько дюймов. Во Франции появились пружинные часы сферической формы. Пружинные часы сферической и цилиндрической формы получили в Англии удачное название «clocks-watches». Они занимали промежуточное положение между настольными и карманными часами. Карманные часы в собственном смысле сло­ ва появились только через сто лет после применения в часах хо­ довой пружины.

Обычно принято считать, что первые пружинные часы имели сферическую форму. Однако, по справедливому мнению Бритте­ на, до сих пор не ясно «были ли самые ранние часы сферической или цилиндрической формы. Около шести типов сферической фор­ мы часов дошло от весьма ранней даты, вероятно от второй чет­ верти XVI столетия, и все они немецкие. Имеются также старин­ ные французские часы сферической формы... И все же определен­ но можно сказать, что часы цилиндрической формы были более ранними и они же потом вытеснили часы сферической формы» [114,39].

Рис. 112. Устройство для регулирования хода ранних механических часов

а — фолио с грузиками ВВ' на его концах; Е — шпиндель, С — коронное ходовое колесо; б — фузея; в— тормозное устройство: W — сильно изогнутая пружина, V — ролик на сво. бодном конце пружины, U — неправильной формы кулачок, по которому ролик может совершать движение и сообщать добавочное усилие, необходимое для увеличения кру­ тящего момента ходовой пружины

Пружинные часы цилиндрической формы дошли до нас в большом количестве, их можно видеть во многих музеях Запад­ ной Европы.

В исторической литературе часто встречаются часы под назва­ нием «нюрнбергские яйца»; они были действительно пружинными часами с ходовым механизмом достаточно малого размера; их могли положить в кошелек или носить в виде брелка.

Как верно замечает Ф. Рело в своей «Истории современного положения часового дела», наименование «яйцо» для самых ран­ них пружинных часов индивидуального пользования ничего об­ щего не имеет с их формой: оно произошло от латинского hora, что означает «час», «время»; путем постепенного искажения это­ му слову на немецком языке было придано значение — «яичко», «яйцо».

Циферблат ранних пружинных часов изготовлялся из позоло­ ченной латуни; на нем имелась только одна стрелка — часовая. Латунная крышка над циферблатом имела глубокую гравировку. Против часовых цифр материал совсем удалялся, через отверстия можно было видеть цифры и по положению стрелки часов опре­ делять время без открывания крышки. Корпус часов часто снаб­ жался петлей, при помощи которой часы можно было подвеши­ вать или переносить.

Механизм изготовлялся из железа или стали. Винты до 1550 г. еще не были известны; соединение частей механизма осуществля­ лось при помощи штифтов, клиньев, шпонок и т. д. Ходовая пру­ жина представляла собой длинную стальную ленту. Элементы устройства для регулирования хода часов типа clocks — watches показаны на рис. 112. С 1510 г. в пружинных часах стали при­ менять тормозное устройство (stackfreed)' в виде пружины, воз­ действующей на кулачок, укрепленный на валу барабана для

Происхождение этого слова неизвестно, возможно, оно заимствовано из пер сидского языка.

Рис. 113. Настольные часы XVI в.

Рис. 114. Французские настольные часы XVI в.

уравновешивания крутящего момента ходовой пружины по мере ее раскручивания. Для этой цели начинает входить в обиход фу­ зея, на введение и распространение которой большое влияние оказал Яков Цех, проживавший в Праге с 1525 по 1540 г.

В ходе развития пружинных часов индивидуального пользова­ ния (clock — watches) постепенно начинают выявляться два на­ правления. Одно из них привело к развитию настольных часов, а другое — с 1600 г. к развитию карманных.

Настольные часы второй половины XVI и XVII в. {до 1658 г.). Первые настольные часы мало чем отличались от ранних переносных часов цилиндри­ ческой или сферической формы — только были большего размера. Дальней­ шее развитие этих часов свелось к увеличению их размеров; им стали прида­ вать форму зданий — круглых, четырех-, шести- и восьмиугольных, увенчан­ ных сверху куполом или колокольней (рис. ИЗ). По контуру и углам разме­ щались колонки, пилястры, кариатиды; плоскости украшались резьбой, золо­ тыми насечками и выполненными с большим изяществом фигурками, которые нередко могли автоматически двигаться благодаря особому заводному меха­ низму. Настольные часы, снабженные рядом механизмов для автоматического воспроизведения сцен религиозного, исторического, мифологического и быто­ вого содержания, предназначались для подарков и на вывоз.

Настольные часы могли помещаться на камине, на полке или на пьеде­ стале и назывались каминными, полочными, пьедестальными.

В последней четверти XVII столетия пружинные часы в виде настольных часов можно было встретить во всех странах Западной Европы.

До 1600 г. Нюрнберг, Аугсбург в Германии считались самыми крупными центрами производства настольных часов. В Нюрнберге уже в XVI в. суще­ ствовала корпорация часовщиков.

Во Франции в XVI в. также было развито производство настольных часов. Королевский часовщик Юлиан Кульдрей в 1518 г. для Франциска I (1515— 1547)-изготовил двое часов без гирь. По свидетельству французского часов­ щика Жанвье, между 1560—1590 гг. во Франции стали изготовлять пружин­ ные часы всех размеров, которые славились своим богатым украшением (рис. 114). Наиболее крупными центрами часового производства, кроме Па­ рижа, были Блуа и Руан.

В Париже цех часовщиков появился еще в 1453 г., но только через столе­ тие (в 1544 г.) получил свой первый статут, утвержденный декретом короля: тогда имелись уже три категории часовщиков: 1) специалисты по башенным ча­ сам, 2) специалисты по изготовлению настольных часов и будильников и 3) специалисты по изготовлению пружинных переносных часов.

Производство часов в Швейцарии началось в первые десятилетия XVI в. Вероятнее всего, что часы были завезены сюда из Франции и вначале они просто ремонтировались, а потом появились часовщики, которые сами начали их изготовлять.

История отмечает, что первую часовую мастерскую организовал в Женеве Шарль Кузен родом из Аутума (Бургундия) в 1587 г. Через сто' лет после переселения Кузена в Женеву там уже было 100 часовых мастеров и 300 под­ мастерьев, а ежегодный выпуск часов составлял 5000 штук [132]. Эти значи-

Рис. 115. Английские на­ стольные часы в виде фо­ наря

Рис. 116. Часовая мастер­ ская XVI в.

тельные сдвиги в развитии часового производства связаны с переселением в Женеву гугенотов из Франции, среди которых было много часовщиков.

В Англии производство пружинных часов получило развитие позже, чем в Германии и во Франции. Только с начала XVII в. там стали изготовлять до­ машние часы, которые имели форму фонаря, птичьей клетки и т. д. (рис. 115). Для развития пружинных часов немалое значение имело переселение в Англию после отмены Нантского эдикта из Нормандии и Пикардии 14 гугенотов [175].

На рис. 116 показана часовая мастерская XVI в. и ее изделия — настенные и настольные часы.

Около 1550 г. в некоторых больших часах появляется минутная стрелка,

аиногда и секундная. Такие часы можно видеть в музее Нюрнберга. Примерно

вто же время входит в употребление будильник.

Механизм старинных домашних часов был открытым. Но такие механиз­ мы покрывались пылью и подвергались коррозии. Поэтому их стали заклю­ чать в особые корпуса, которые сначала изготовлялись из бронзы, но уже во второй половине XV в. стали делать из серебра и золота с художественны­ ми украшениями. Особенно тщательно украшались часы, предназначенные для ношения на шее и для экспорта.

С середины XVI в. настольные часы стали изготовлять в виде круглых коробок с крышкой. Делали и часы небольших размеров с футляром, чтобы их можно было брать с собой в путешествия.

В последней четверти XVII в. домашние настольные часы можно было встретить уже во всех странах Западной Европы.

Развитие карманных часов в XVII в.

ВXVI в. намечается тенденция к уменьшению размеров пружин­ ных часов. Так, один золотых дел мастер в 1542 г. поднес герцогу Урбинскому часы, которые могли вставляться в перстень. Архие­ пископ кентерберийский Паркер имел часы, вставленные в руко­

ятку трости. В 1575 г. он завещал их своему брату — епископу елейскому. В коллекции часов Пирпонта Моргана имелись часы величиной с орех, датируемые 1650 г. Размер их механизма не превышал 8 мм. Начавшаяся в XVI в. тенденция к уменьшению размеров часов привела в конце XVI или в начале XVII в. к по­ явлению карманных часов. XVII век можно считать золотым ве­ ком развития карманных часов, или механических часов, встав­ ленных в корпуса специальной формы.

Ранние карманные часы имели овальную или круглую форму. Ближе к 1650 г. часы во Франции, Швейцарии и Англии приняли окончательно круглую форму. Немецкие карманные часы имели яйцевидную форму, но и там возникла тенденция приблизиться к французским и английским формам часов. На эмалевой по­ верхности часовых циферблатов, как и на внутренней поверхно­ сти крышки часов, появились живописные изображения.

Изяществу в выполнении корпусов и циферблатов стали уде­ лять особое внимание. Они изготовлялись из золота, серебра, гор­ ного хрусталя. Корпуса часто были усыпаны рубинами, изумру-