Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_po_filosofii.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
1.15 Mб
Скачать

Перечень вопросов к итоговому контролю по философии

  1. Отличительные черты античной философии.

Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками («физис» - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была «религией» природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнегреческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос «кто родил космос?», то философия - «из чего он произошёл?» 

С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и онтологизм. 

    1. Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека; 

    2. Онтологизм. Онтология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим; 

Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения. 

  1. В чем смысл античной мудрости (Софии)?

В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть “знание высшего блага”, по Канту — “свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей”; Л. Н. Толстой определял ее как “знание вечных истин, приложимых к жизни” и т. д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа кАбсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т. п.).

    В этико-философском контексте значение слова “мудрость” тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия “софия” наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа—Платона и кончая русскими философами-софиологами (В. С. Соловьев, П. А Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение “этоса” достичь единения с Абсолютом. Т. о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

  1. Назовите первых античных философов.

Первые античные философы относились к типу Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Первый круг вопросов связан с попытками определить основную стихию, начало мира.

На начальном этапе наиболее значительный вклад в становление и развитее античной философии внесли представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые были первыми греческими космологами, главное внимание они уде­ляли проблемам познания природы. Первые натурфилософы настойчиво искали некоторое первоначало, из которого все произошло. В качестве такового античное мышление полагало конкретную физическую сущность, нечто чувственно-данное. Это вода в учении Фалеса, воздух – у Анаксимена. Только Анаксимандр сделал первую попытку оторваться от непосредственной чувственной данности, создал мыслительный аналог начала сущего – апейрон (бесконечное, неопределенное). Апейрон – абстрактная, не связанная чувственно конкретным образом сущность, которая лежит в основе всего, обладает творческой силой и является причиной всеобщего возникновения и уничтожения. Следует отметить ряд диалектических догадок, высказанных представителями милетской школы. В частности, они полагали, что все вещи противоположны друг другу, а Анаксимандр утверждал, что апейрон содержит в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все изменения в различных формах, и что благодаря вечному движению одно рождается, а другое погибает [2].

Близко к милетской школе стоял Гераклит Эфесский, который продолжил материалистическую традицию милетов. В качестве первоосновы Гераклит рассматривает огонь как олицетворение всеобщей изменчивости.  При этом все изменения в мире, по Гераклиту, подчинены единому закону – Логосу, определяющему судьбы всех вещей, благодаря чему Космос предстает как упорядоченная система. Причем это не система вещей, а система процессов, поскольку «все течет и все меняется», а потому «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». При этом всеобщую изменчивость и закономерность Гераклит напрямую связывает с всеобщей противоречивостью мира. Все в мире, полагает Гераклит, происходит через борьбу, которая определяет развитие и гармонию мира. Указанные положения позволяют характеризовать Гераклита как основоположника диалектики, хотя еще стихийной и интуитивной, нежели рационально обоснованной.

Постепенно в обсуждении первоосновы мира начинает угадываться некоторая постоянная величина, не зависящая от конкретных веществ, скрытая от нашего чувственного восприятия. Это некая вечная основа мира, которая наделена атрибутами. Подобные представления встречаются у Анаскимандра, Гераклита, но более полно раскрываются в учении Парменида, главы элейской школы, к которой также принадлежат Ксенофан, Зенон, Мелисс, поставившего вопрос о субстанциональной основе бытия и соотношении мышления и бытия. Парменид доказывает, что есть лишь бытие, и оно не может быть ничему противопоставлено, поскольку его противоположность – небытие – не существует по определению, оно немыслимо. Ибо мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Следовательно, бытие тождественно мысли. Сущее есть, не сущего нет. Сущее бытие есть единое, неизменное и неделимое целое. Единое, потому что разделять его на части может только небытие, которого нет. Неподвижное, потому что движение предполагает изменение из бытия в небытие, что невозможно. Исходя из этого, элеаты приходили к мысли, что бытие едино и неделимо, однородно и непрерывно, вечно и тождественно самому себе.

Систему соответствующих доказательств построил Зенон. Он доказывал единство бытия методом от противного. То, что бытие неподвижно, Зенон пытался обосновать, обращаясь к апориям (трудно разрешимым задачам). Это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион», в которых он доказывал, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыслимо без противоречий.

Почти од­новременно с этой школой существовала школа Пифагора. Сам Пифагор и философы, входившие в эту школу, занимались исследованием гармонии, меры, числа, а числовые соотношения определяли суть мироздания [36].

В конце этого периода получила развитие школа греческих атомистов, куда входили Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Трудами этих философов завершается досократовская космология.

Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада. Ими вводится новое понятие – атомы, т. е. бесконечное число тел, неделимых и невидимых по причине их малости. Атомы – умопостигаемая, зримая интеллектом форма. Все атомы отличаются друг от друга формой, фигурой, расположением, порядком. Они носятся в пустом пространстве (т. е. небытии), там они случайно сцепляются друг с другом, из чего возникают все виды бытия и что ощущается (познается) через процесс источения атомов.  

  1. Философия как форма самосознания культуры.

С самого начала своего возникновения, философия, в отличие от религии и мифологии, избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не догматическую веру, а критическое рациональное мышление о мире и человеке. Ранняя философия достаточно долго боролась с пережитками антропорфизма, противопоставляя мифологическому социоантропоморфному представлению о мире, утверждение о том, что мир есть совокупность безличных объективных сил (элементов, первоначал, стихий, идей). Традиционности и непосредственности мифа философия противопоставила сознательный поиск новых решений проблем, обсуждение гипотез на основе логической аргументации. Философия на протяжении всего своего существования находилась в тесных и подчас противоречивых отношениях с религией. Религиозное сознание исходит из существования принципиально превышающего человеческий разум источника познания (которое в данном случае становится религиозным откровением). Это входит в конфликт со стремлением философии к самодостаточности человеческого разума. Кроме того, с религией философию разделяет то, что, несмотря на элементы рациональности в теологии, основа религии – вера – принадлежит сфере чувств, а не разума.  От науки философию отличает то, что наука ставит проблемы относительно индивидуальных форм бытия, конкретных законов их существования, философия – относительно всего бытия в целом. Другое различие – в том, что наука мыслит в математических категориях, а философия – в абстрактных. Отличие философии от искусства заключается в том, что оно основывается на образе и эмоциональном начале бытия человека, Философия же – на рассуждении и рациональном начале. От идеологии философия отличается тем, что не связана, в отличие от последней, узкими интересами некоторой группы людей, но направлена на универсальное познание истины. Основной вопрос философии – соотношение бытия и сознания – возникает в связи с установкой философии на познание мира не обособленно от человека, но с учетом наличия в мире совершенно уникального человеческого бытия, способного к духовной деятельности, к активному изменению мира и к рефлексивному осмыслению самого себя.

  1. Философия как теория и метод познания.

Специфика философской теории познания

Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможности познания, отношения знания и реальности. В теории познания исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В философии существует термин для обозначения теории познания – гносеология.

К вопросам познания обращаются и конкретные науки. Их цель – поиск закономерностей существования природы в тех или иных конкретных формах и достижение результатов научного поиска в виде конкретного знания. Цель философской теории познания – поиск всеобщих оснований знания, дающих возможность рассматривать его как нечто, выражающее истинное, реальное положение дел. То есть философская теория познания должна найти такую точку зрения и такие методы познания, которые дадут возможность называть полученное знание истинным. Термин "теория познания" ввел в философию шотландский философ Дж. Терьер в 1854 г.

Любая специальная научная теория относится к ограниченной сфере реальности и исходит из некоторых предпосылок, которые она принимает как данность (это может быть аксиома, теория, материалы предыдущих исследований, эксперимент и др.). То есть она отталкивается от конкретного материала. В отличие от специальных наук философская теория познания никогда не опирается на аксиомы, она всегда стремится к анализу предпосылок знания. Именно поэтому она не может строиться как обычная теория. Поиск предельных оснований идет непрерывно и это приводит к тому, что в философской теории познания существует возможность различной трактовки знания и оснований знания. Они оформляются в концепции рационализма и эмпиризма, интеллектуализма и интуитивизма, скептицизма и догматизма и т.д. Постановка проблем познавательного процесса и различная их интерпретация предстают как анализ, обсуждение трудностей поиска и преодоление заблуждений и ошибок на этом пути.

Поэтому теория познания ближе по смыслу в содержательном плане не к строгой доказательной теории, а к учению. При этом в одних учениях какие-то проблемы оказывались более важными, в то время как в других концепциях эти же проблемы оказывались где-то на втором плане. Так, для одних концепций нет ничего важнее чем поиск методов подлинного знания, для других – выявление критерия истинности знания и т.д. Проблемы, обсуждаемые в одних концепциях, снимаются как ложные, бессмысленные в других.

  1. Философия и наука в их исторической взаимосвязи.

Фил-ия – древняя наука, берущая свое начало в античности, в 6-7 в. д.н.э. Фил-ия и методология науки – сравнит-о молодое направлен. фил-и, окончательно оформл. только в 20-м в. Оно ставит перед собой задачу исследов. феномена науки, т.е. понимания того, что такое научное знание, каковы условия его существ-ия и раз-ия. В первую очередь имеется в виду наука в том виде, как она возникла в 17-м веке после работ Галилея и Ньютона. Тогда была создана первая научн. система в современ. смысле этого слова. Это была механика – наука о простейших видах движений, выраж-ся в геометр-ом перемещ-и в простр-е под действ. сил тяжести. Впоследствии появилось множество новых наук – химия, биолог., психолог., социолог. Развивалась и сама физика: усложнялась механика, в работах Фарадея и Максвелла была создана теория электромагн-ых процес., наконец, в 20-м в. появил. квантовая физика, теория относит-ти, статистическая физика. Во вт. пол. 20-го в. появил. такие науки, как кибернетика и синергетика. Одним словом, после своего появления в 17-м в. наука прочно вошла в нашу жизнь, определила наше мировоз-ие и картину мира, изменила жизнь современ-го чел-ка. Сфера научного познания постоянно расшир-я, и не удивительно, что вскоре после появления науки, многие мыслители попытались понять, что же она такое, в чем секрет ее эффект-и. Так постепенно в фил-и после 17 в. формируется направление исследований, пытающееся понять феномен науки. Это направление и получило название «Фил-ия и методология науки».

В вопросе отношения к фил-ии как к науке возник. непростая проблема определ-ия качества фил-го сознания. Так, например, Б. Рассел трактовал фил-ию как нечто промежу-ое между теологией и наукой, а С.Л.Франк утверждал, что фил-ия представляет собой сверхнаучное интуитивное учение о мирово-и, тесно связанное с религиозной мистикой. Н.Бердяев выступал против научности фил-и, поскольку научность по его мнению есть применение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке, а такой подход неверен, т.к. в области духовной жизни, сфер культуры такие критерии недейственны в полной мере. Часто фил-и отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некоторая мыслительная деятельность «философствование». Еще одной отличит. особен-ю фил-и от науки назыв. невозможность установ-я четких границ для определения ее предмета. Ни одно из определений, принятых в современной логике, не подходит для фил-и в силу, с одной стороны, ее универсальности, а с другой – ее личностного характера. Для выхода из этой ситуации в фил-ии используется перечисление и анализ основных проблем, исследуемых ею и составляющих соответственно ее предмет. В отличие от науки любая совокупность вопросов, определяющих содержание предмета фил-и, не является завершенной. В отличие от науки фил-я не претендует на общезначимость результатов своих исследований. Фил-я в отличие от науки строго индивидуальна и личностна. Главной целью для фил-и является истина. Для науки характерна объективность, в фил-и отстраненность мыслителя от объекта исследов-ия невозможна. Как специализированное теоретическое обоснование мировоз-ия, фил-я облад. рядом несомненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, доказательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее лучшей из наук. Согласно натурфил-и фил-я позвол. умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Натурфилософы искали критерий истинности в самой фил-и. Позитивисты же (О.Конт, Г.Спенсер) объявляли, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней фил-ей. Наука якобы вообще не объясняет, а, опираясь на опыт и эмпирическое исследование. Однако неразумно вытеснять фил-ию вообще за рамки научного знания, поскольку в процессе развития фил-и накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общественно-исторической практикой человечества и обладающие объективной истинностью.И все-таки фил-я представляет собой специфич-ий элемент ку-ры, такое духовное явление, кот. не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований.

Наука исследует мир во всем его конкретном многообразии, а фил-я выявляет челов-ое видение действит-и как системного единого целого.Т. о., нельзя однозначно ответить на вопрос о том, является ли фил-я наукой или нет. В историческом процессе на эту проблему выделены были 3 основн. взгляда: фил-я – наука о сознании; фил-я – наука; фил-я не является наукой.

  1. Что означает – «вечные вопросы» философии?

Вечными вопросамифилософии обычно называют категорию вопросов, которая на протяжении долгих лет не теряет своей актуальности и постоянно поднимается в философских теориях, трудах философов, а также исторических трактатах. Вопросы, относящиеся к данной категории, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому они и называются вечными.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]