Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 5. Психодинамич.подход к социальн.работе.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
199.17 Кб
Скачать

2. Ранние психодинамические концепции социальной работы

Диагностическая школа стала основой психосоциальной теории, главной представительницей которой является Холлис. Центральными понятиями здесь выступают личность в ситуации и классификация методов работы с индивидуальным случаем. Были разработаны детальные классификации методов непосредственной работы с клиентами и опосредованного взаимодействия с другими службами. Важной задачей стало снижение влияния стресса и давления среды на способности личности к благополучному существованию Эмпирической основой теории выступает накопленный практический опыт, а количественные методы исследования при индивидуальном подходе к проблемам человека считаются неадекватными. Кроме того, роль социальных работников становится решающей в тех случаях, когда затруднено измерение эффективности с помощью традиционных параметров.

В 30-е гг. 20 в. в США возникает функциональная школа, которая пользуется такой же известностью как диагностическая. Как практическая технология она не являлась самостоятельной даже в США. Термин «функциональный» в этом случае означает функцию социальных служб, каждая из которых обозначает форму и конкретное направление практики. В функциональной социальной работе утверждается, что социальная работа – это процесс взаимодействия клиентов и социальных работников, а не последовательность действий или процедур, которые предлагает психосоциальная теория.

К психодинамическим подходам относится проблемно-ориентированный метод (Перлман), так как на момент его создания социальная работа опиралась на психологический фундамент. В нем рассматриваются методы работы с текущими проблемами клиента и теми сложностями в окружении, которые существуют в данный период времени. Иррациональной и внутренней мотивации уделяется меньше времени. Предполагается, что способность клиентов решать проблемы нарушается и им необходима помощь в преодолении препятствий для совершенствования способностей к совладанию. Это сближает данный подход с психологией личности, где рассматриваются взаимоотношения «Я» с внешним миром.

3. Теория привязанностей

Теория привязанности - психологическая, эволюционная и этологическая теория, основанная на работах Джона Боулби. В рамках теории предпринимается попытка описать и объяснить межличностные человеческие отношения. Сторонники теории полагают, что важной потребностью младенца является установление уверенных отношений с заботящимися о нём взрослыми людьми, и без образования такой связи невозможно нормальное социальное и эмоциональное развитие.

Привязанность - это инстинктивное поведение ребенка, а также это любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с "объектом привязанности", которым обычно является человек, оказывающий помощь. Такое поведение становится хорошо видно, когда люди запуганы, устали или больны, и им становится легче, когда их успокаивают и проявляют о них заботу. Это можно проследить на протяжении всей жизни любого человека и особенно в случающиеся у него критические моменты. Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью в том случае, если они обладают специфическими свойствами привязанности, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы и привязанность в данном случае используется как основа безопасности. С этой точки зрения биологическая функция привязанности состоит в защите развивающегося и уязвимого организма. Привязанность одного человека к другому означает, что он стремится установить контакт и близость с другим индивидом и осуществляет это при определенных обстоятельствах. В ранние периоды жизни ребенка происходит связывание детско - родительских отношений, которые формируются достаточно долго в результате взаимодействий ребенка и родителей. Привязанность возникает между младенцем и лицом, осуществляющим первичный уход. Это длительные отношения. Младенец имеет своего рода “антенну”, с помощью которой он отыскивает и настраивается на мать.

Эти отношения, если они основаны на защищающей (безопасной) привязанности позволяют развивающемуся организму конструировать, "внутренние модели" себя и других, которые формируются вокруг "внутренних моделей привязанности" и которые в свою очередь обеспечивают построение внутренних структур, основанных на взаимодействии между этой личностью и объектом привязанности. На основе этой внутренней модели привязанности развиваются системы доверия и когнитивные системы переработки восприятий, с помощью которых ребенок оформляет свой образ окружающего мира. Развитие привязанности происходит на основе реального опыта со значимыми, а не фантазийными фигурами. Хотя мы должны сказать, что у ребенка все же существуют представления об идеальном уходе.

В соответствии с теорией Дж.Боулби можно сделать вывод, что привязанность функционирует как разновидность гомеостатического механизма модулирования тревоги. Это предположение возникло из рассмотрения раннего взаимодействия матери и ребенка, когда мать покидает ребенка. На тот момент времени у ребенка еще не сформирован образ матери, и ребенок не может удержать объект ни физически, ни мысленно, вследствие этого у него возникает сигнальное чувство тревоги. Нарастание тревоги и возбуждения усиливает привязанность, поэтому целью привязанности можно считать оказание помощи индивиду в модулировании своей тревоги и возбуждения. Выбранный человеком объект привязанности как нельзя лучше подходит для этих целей, но при отсутствии такового подойдет любой. Даже самый холодный человек лучше, чем ничего. Любой объект привязанности может модулировать тревогу самыми различными способами и методами, например сдерживать эмоциональные реакции, обеспечивать информацией, действуя при этом последовательно и согласованно с нуждами тревожащегося. Это аффективное сдерживание можно рассматривать как описанную Бийоном функцию материнского контейнирования. Заботящаяся о ребенке персона помогает ребенку развивать способности мыслить и переносить тревогу за счет своих собственных интеллектуальных психических процессов. Заботящиийся человек также помогает ребенку сохранять собственный контроль и систематизировать внутренние проекции. Таким образом, у ребенка происходит процесс осознания происходящего и сдерживания аффективных реакций. Тревога и дистесс могут еще проявится в форме гнева, который наряду с тревогой является распространенным проявлением недостаточной или незащищающей привязанности. Гнев в этом случае, может бессознательно использоваться с целью удержать человека, оказывающего помощь, а также в качестве защиты отношений, которые значимы для разгневанного человека. Гнев, направленный на лица, оказывающие помощь человеку, говорит об ошибках, допущенных при этой оказании помощи.

В психоаналитических работах Боулби поиск привязанностей рассматривается в качестве основного влечения. Когда дети переживают стресс, они ищут объект привязанности. Ими движут три и потребности:

  • стремление к близости, когда ребенок хочет быть рядом с родителем и ли другим человеком, который способен его защитить;

  • безопасность как фундамент, когда присутствие взрослого, способного его защитить, подвигает ребенка на исследование нового;

  • протест против разделения, когда ребенок протестует против возможной потери и разлуки со значимыми людьми.

В работах Боулби показывается, что дети, разлученные со своей матерью на ранних стадиях развития (материнская депривация), часто испытывают тревогу, переживания потери, что в конечном счете приводит к поведенческим нарушениям. Вначале ребенок протестует, затем уходит от контактов и в конце концов от любых взаимоотношений. Опыт потере в раннем детстве, а также холодность в отношениях вызывают последующие реакции на потерю привязанностей. Для детей характерна сильная предрасположенность к формированию привязанностей. Родители, особенно матери, также склонны привязываться к своим детям. Как правило, возникает взаимная привязанность. Качество этих взаимоотношений, теплота, отзывчивость и стабильность способствуют гармоничному развитию. Общение и совместный социальный опыт являются фундаментом для развития у ребенка социальной компетентности в дальнейшем.

Однако не все зависит от родителей: дети имеют разные характеры, которые влияют на развитие отношений с окружающими:

  • трудный характер может проявляться в уходе в себя, интенсивном выражении эмоций, как правило, имеющих негативный оттенок, и низкой адаптации к изменениям;

  • легкий характер проявляется в способности легко справиться с новыми ситуациями, высокой адаптивности и выражении положительных эмоций;

  • сдержанный характер проявляется в уходе от незнакомых ситуаций, низкой адаптивности и спокойном эмоциональном состоянии.

Эти типы характера и соответствующие отношения могут меняться под воздействием окружения, хотя известно, что характер имеет наследственную природу.

В общении и социальных взаимодействиях, которые возникают благодаря привязанностям, дети научаются уверенно вести себя в различных ситуациях и через реакции окружающих овладевают чувством самоценности и самоуважения. В результате у детей формируется представление о том, как функционирует окружающий мир. Они интернализируют (усваивают) модели иобразы:

  • самих себя;

  • других людей;

  • отношений между ними.

Если значимые отношения привязанности гармоничны и последовательны, дети начинают воспринимать других и себя сильными, т.е. ощущают способность влиять на ситуации, в которых оказываются. Кроме того, ребенок испытывает трудности в развитии устойчивой модели окружающего мира, когда отношения и привязанности нестабильны. Кроме того, если общение затруднено, то дети боятся выражать свои эмоции, которые могут вызвать проблематичные ситуации. В этом случае они склонны уходить в себя, что сопровождается переживаниями потери и разлуки.

Классификация типов привязанностей создана Эйнсвортом, которая построена на основе наблюдений за маленькими детьми и их отношениями со значимыми взрослыми в условиях защищенности, а также за реакциями детей на расставание со значимыми взрослыми и их возвращение. Согласно этой типологии выделяют пять видов переживания привязанностей.

Типы привязанностей

Переживание привязанностей и поведенческие реакции

Защищенность (тип Б)

Стресс при разлуке со взрослым, позитивная реакция на воссоединение с поиском физического контакта и комфорта. Безопасная игра, теплые отношения между взрослым и ребенком. Значимый взрослый предпочтительнее постороннего человека. Значимый взрослый чутко реагирует на сигналы ребенка, ребенок уверен в помощи взрослого в сложных ситуациях.

Незащищенность и замкнутость (тип А)

Некоторые признаки стресса при разлуке со взрослым, игнорирование или избегание взрослого при его возвращении. Дети не стремятся к физическому контакту. Игровое поведение затруднено, дети насторожены в отношении к значимому взрослому и беспокойны, реагируют одинаково на других. Равнодушие, нечувствительность или игнорирование сигналов ребенка со стороны родителей.

Незащищенность, противоречивость и отвержение (тип В)

Сильный стресс при разлуке со взрослыми и продолжающееся беспокойство при воссоединении с ним. Дети стремятся к контакту, но нестабильны, бегут вслед за взрослыми, если те уходят. Амбивалентные дети требуют внимания, но отвергают его, выражают одновременно привязанность и гнев, зависимость и сопротивление, нервничают в новых ситуациях и в присутствии незнакомых людей. Значимый взрослый непоследователен и нечувствителен, но не игнорирует ребенка и не отвергает его.

Незащищенность и дезорганизация (тип А/В или Г)

Незначительные проявления замкнутого и противоречивого поведения. Беспорядочное и дезорганизованное поведение (дети могут «затормаживаться») при разлуке со взрослыми и воссоединении с ним, отсутствие эмоций при возвращении взрослого. Взрослые выглядят испуганными или нагнетают страх, что не способствует снижению тревоги у ребенка.

Отсутствие привязанности

Незначительный стресс при разлуке со взрослым. Взрослые воспринимаются как взаимозаменяемые, пока потребности ребенка удовлетворяются. Трудности в контроле за импульсивным и агрессивным поведением. Отсутствие возможности формирования привязанностей, что характерно для детей, находившихся в раннем детстве в приютах, или детей, лишенных эмоционального контакта с родителями (например, зависимыми от алкоголя и наркотиков)

Поведенческие модели привязанности и защитные механизмы часто сохраняются на протяжении всего жизненного цикла и проявляются в отношениях с родителями, семьей, сверстниками, обществом, партнерами и детьми. В литературе проанализировано влияние различных типов формирования привязанностей на развитие новых взаимоотношений с приемными родителями, сверстниками, а также с партнерами и детьми. Например, тот, кто реагирует агрессивно, с трудом строит отношения с людьми, а тот, кто избегает контакта, испытывает сложности в интимных отношениях. На развитие личности влияют негативные переживания, возникшие в результате ухода или потери близких.

Важным понятием является устойчивость, т.е. способность к сопротивлению и восстановлению после тяжелых жизненных ситуаций. В осве устойчивости лежат следующие факторы:

  • интеллект и рефлексия;

  • альтернативные источники психологической поддержки;

  • уход из окружения, провоцирующего риск.

Практическое значение теории привязанностей.

На практике теория привязанностей предполагает оценку:

  • текущих взаимоотношений, их содержания и качества, функции и структуры;

  • истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов привязанности;

  • контекста – стрессовых ситуаций в данный период.

При оценке содержания и качества анализируются эмоциональный фон взаимоотношений, наличие эмоциональной связи между людьми, а также стиль отношений, т.е. свойственный им способ межличностного взаимодействия.

Действия социальных работников должны быть направлены на обеспечение понимания, поддержки и психотерапии. Необходимо чутко реагировать на ситуацию клиентов, стремиться к их пониманию. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиента. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной защитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний и чувств клиента. Большое значение имеет словесное признание заслуг клиента. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работником и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы.

Согласно Боулби, существует пять терапевтических задач:

  • обеспечение защищенности при обсуждении негативных событий;

  • помощь клиентам в анализе событий;

  • признание того влияния, которое оказывают привязанности раннего детства на отношения настоящего момента;

  • помощь клиентам в осознании связи между прошлым опытом привязанности и проблемами настоящего;

  • содействие клиентам в реконструировании мышления и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.