Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для студентов.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
499.71 Кб
Скачать

58

Предисловие

Предсказанная О.Тоффлером демассификация общества, обусловленная становлением экономики «Третьей волны» в экономически и технологически развитых странах, едва лишь заявив о себе, породила массу проблем, в том числе – социокультурных.

Современное информационное общество, важнейшим атрибутом которого становится появление и стремительный рост пронизывающих его, питающих его, а порой и паразитирующих на нем компьютерных сетей, столкнулось с проблемой демассификации О. Тоффлера уже в 90-е годы XX века (т.е. – в течение 10-летия после публикации его известной статьи) и, как это обычно бывает, оказалось к ней совершенно неподготовленным. Структурные изменения в форме организации и предметной направленности человеческой деятельности существенно влияют на сложившийся в течение последних десятилетий баланс сил (и прежде всего в плане социальной базы) с переменным успехом противоборствовавших модернизма и постмодернизма (напомним, проистекающих из гуманистической школы дизайна Баухауза и американского коммерческого дизайна соответственно), которые, в свою очередь, во многом определили современные течения в самых разных областях общественной жизни: изобразительном искусстве, литературе, архитектуре, промышленном и интерьерном дизайне и т.д.

Ориентированный прежде всего на индивидуальное элитарное потребление, постмодернизм получил заметную поддержку за счет демассификации и компьютеризации человеческой деятельности. Новые технологии, определяющие «разукрупнение» производства и дальнейшую индивидуализацию деятельности, детерминируют и индивидуальную доминанту потребления, уход от «среднего потребления», на которое ориентировался прежний дизайн, и фактическое исчезновение самого субъекта – «среднего потребителя».

На разных концах производственной цепочки, таким образом, оказываются индивидуалист-дизайнер, производящий уникальный продукт, и индивидуалист-потребитель, как никто способный оценить достоинства именно этого продукта. Казалось бы – все замечательно. Происходит как раз та самая гуманизация дизайна, за которую ратовали отцы Баухауза!

Однако проблема в следующем: если старый дизайн создал целую инфраструктуру для воспитания этого самого «среднего потребителя» (не станем здесь углубляться в вопрос, хорошо это или плохо), то кто займется соответствующим воспитанием «потребителя-индивидуалиста», когда общество оказывается не в состоянии контролировать даже самого дизайнера?!

Не станет ли при этом производиться и потребляться уродливое, безвкусное, пошлое, требующее намного меньших интеллектуальных затрат, чем эстетически совершенное? Не станет ли информационное общество XXI века обществом «грязных эстетов»?

Известная формула «Некрасивое не продается», в течение многих десятилетий определявшая кредо дизайна, сегодня звучит в значительной мере наивно, ибо – …продается… и довольно успешно! Лишь бы изделие было модным, а лучше, если в моде его автор. Средства и способы рекламной «раскрутки» такого рода псевдодизайна и псевдодизайнеров известны и не являются предметом настоящего рассмотрения. Они продвигают на элитарный рынок сомнительные по содержанию продукты так называемого «искусства неопрагматики», многие из которых, по нашему мнению, могут служить символами вырождения и торжествующего непрофессионализма. Они формируют моду на экологический стайлинг предметов престижного потребления, в большинстве случаев весьма далеких от экологии и иногда даже спроектированных композиционно бездарно и эргономически безграмотно. Они «делают» модных дизайнеров, таких как именуемый некоторыми СМИ отцом русского web-дизайна А.оЛебедев, web-сайты которого не только далеки от настоящего высококлассного дизайна, но порой элементарно непристойны!

Причем, при отсутствии какого бы то ни было профессионального контроля число псевдодизайнеров и их «произведений», размещенных в Internet, продолжает расти, как снежный ком.

В этих условиях трудно недооценить роль доступного дизайн-образования, как это ни парадоксально, в первую очередь – для непрофессионалов, т.е. недизайнеров. В этом основное назначение книги.

Эффективное использование пособия в целом предполагает наличие у читателя минимальных технических навыков: хотя бы начальное знакомство с Microsoft Office, общее представление о назначении и возможностях векторных и растровых графических редакторов (Corel DRAW, Photoshop), знакомство с HTML и Java Script, представление о динамическом HTML, знакомство с основными броузерами и современными программными средствами проектирования сайтов, знание основной терминологии и аппаратного обеспечения компьютера и периферийных устройств. Как правило, перечисленные вопросы не вызывают затруднения у студентов старших курсов «компьютерных» специальностей, которым в первую очередь адресована эта книга. Гораздо хуже обстоит дело с творческой частью дизайнерской работы, чувством вкуса, меры и т.п. Поэтому именно на эти аспекты сделан основной акцент, в расчете на весьма слабую, даже «нулевую» теоретико-художественную подготовку читателя.

Хотя в целом пособие ориентировано на проектирование сайтов, глава 1, посвященная теории современного плоскостного дизайна, может быть в равной степени полезна и при изучении основ графического (полиграфического) дизайна, при подготовке печатного материала, журналов, буклетов, промышленной графики.

В пособии много ссылок на недавно вышедшую книгу о web-дизайне Дм. Кирсанова. Автор считает ее лучшим на сегодняшний день учебником для начинающих web-дизайнеров. Она во многом подсказала структуру и архитектонику настоящего пособия.

Автор глубоко признателен своим коллегам С. М. Морозову и В. К. Кругликову за поддержку и помощь в подготовке издания.