Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМО-1ч Байзакова.doc
Скачиваний:
2051
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
1.7 Mб
Скачать

1. Дипломатия и основные проблемы международных отношений в XVI-XVIII веках

Основные узлы противоречий в дипломатии европейских государств и периодизация первого периода истории международных отношений

К концу XV- началу XVI в.в. окончательно складываются ведущие государства на территории Европы: Испания, Португалия, Франция, Польша и наметившиеся в рамках Священной Римской Империи наследственные земли дома Габсбургов – Австрия. Политическую карту Европы дополняли Турция, менее крупные Скандинавские государства – Дания, Швеция и Норвегия, далее – совсем мелкие западногерманские княжества, итальянские городские республики. Закончив свое политическое объединение ко второй половине XVI в., став более или менее централизованным, на политическую арену Европы выходит Русское государство.

В XVI в. самыми сильными европейскими державами были Франция и Испания, обладающие огромным весом в решении общеевропейских проблем, соперничающие между собой за гегемонию на континенте и за захват новых территорий. Со второй половины XVI в. начинает расти колониальная мощь Англии - процесс, который хронологически совпадает с началом возникновения и развития капиталистических отношений. Во второй половине XVI в. происходит восстание Нидерландов (1572 г.) против испанского владычества, вошедшее в историю как нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование нового независимого государства, первой буржуазной республики Соединенных провинций – Голландской республики.

XVI в. в истории международных отношений характеризовался борьбой между Испанией и Францией за гегемонию в Европе и соперничеством Испании и Англии за господство на морях. Результатом этой борьбы было ослабление Испании, значительно отстававшей в своем экономическом развитии. Международное влияние последней было подорвано, как в соперничестве с Англией за преобладание на морях, так и в борьбе с ее нидерландскими подданными. Ослабление Испании привело к усилению Франции в XVII в. и ее притязаний на европейскую гегемонию.

В этом же веке была создана огромная колониальная империя Франции и произошла буржуазная революция в Англии, ставшая причиной усиления английской внешней политики. Со второй половины XVII в. начинается борьба между двумя сильнейшими морскими державами – Англией и Голландией – за господство на морях и в торговле, в результате которой победу одержала Англия. В XVIII в. у Англии, после поражения Голландии, остался лишь один достойный соперник в Европе – Франция. В результате борьбы Англии и Франции на протяжении всего столетия, последняя потеряла большинство своих колоний, отошедших к «Туманному Альбиону», а также - былое господство на европейском континенте.

К концу XVIII в. Англия стала не только первой морской и колониальной державой, но постепенно в результате промышленного переворота превратилась в «мастерскую мира», установив повсеместно торговую монополию, поставляя свои товары во все части света.

Исходя из вышеизложенного, историю международных отношений и дипломатии XVI-XVIII вв. можно условного разделить на три периода:

1. Век испанской гегемонии, хронологически совпадавший с XVI в. Это период ожесточенных религиозных войн, в которых Испания принимала активнейшее участие как оплот феодально-католической реакции в Европе. Также это был период испано-французского и испано-английского соперничества на морях и в колониях.

2. Период французского преобладания в Европе, хронологически совпадавший с XVII в. Его кульминационный момент – Вестфальский мир 1648 г., завершивший Тридцатилетнюю войну. Также это был период напряженной борьбы между Францией и Голландией, время блестящей дипломатической деятельности молодой Голландской республики, время значительного усиления Англии, после победоносной буржуазной революции.

3. Период соперничества Англии и Франции за преобладание на континенте и в колониях, хронологически совпадавший с XVIII в. Противостояние двух ведущих европейских держав закончилось победой Англии и установлением ее политической и торгово-промышленной гегемонии. Это также время крупнейших успехов молодой Российской империи в ее борьбе за выход к Балтийскому и Черному морю.

В период XVI-XVIII вв. преобладали силовые методы решения конфликтов. Война, как способ решения международных проблем, признавалась самым действенным средством. В это время происходили войны, которые являлись одними из самых продолжительных и значимых в плане перегруппировки европейских политических сил на мировой арене. Характер европейских войн XVI-XVIII вв. определялся спецификой политического и социально-экономического развития европейских государств. Большинство войн носило династический характер, то есть в ходе войны решались проблемы наследования определенной династией того или иного вакантного престола. Наиболее острым было соперничество между двумя крупнейшими европейскими династиями Бурбонами (французская) и Габсбургами (австрийская). Важнейшие международные противоречия этого периода, в том числе и династические, нашли яркое выражение в четырех крупнейших общеевропейских конфликтах: Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), война за испанское наследство (1701-1714 гг.), Северная война (1700-1721 гг.), Семилетняя война (1756-1763 гг.).

В Европе XVI-XVIII вв. существовали четыре основных узла международных противоречий, четыре очага конфликтов, попытки разрешения которых осуществлялись главным образом военным способом. Первый узел противоречий сформировался на Западе Европы, где сталкивались торговые и колониальные интересы четырех наиболее влиятельных держав континента (Испании, Франции, Англии и с XVII в. Голландии) за установление торгово-колониальной гегемонии.

Второй узел противоречий, возникший в XVI в. и окончательно сложившийся в XVIII в. на юго-востоке Европы, вошел в историю международных отношений как «восточный вопрос» – проблема взаимоотношений между европейскими державами и Турецкой империей относительно раздела ее колониальных территорий. Этот узел противоречий высвечивал спектр двухсторонних и многосторонних взаимоотношений между Турцией и ведущими европейскими странами из-за влияния в африканских колониях, на Балканах, Черном море и черноморских проливах Босфор и Дарданеллы. Третий узел противоречий – так называемый «северный» или «балтийский вопрос», сложился на северо-востоке Европы, где державы Севера вели ожесточенную борьбу за господство над Балтийским морем и контролем над судоходной торговлей, осуществлявшейся по северогерманским рекам. Четвертый узел противоречий – так называемый «польский вопрос», включал в себя соперничество и военные действия России, Пруссии и Австрии за раздел польских территорий.

Эти четыре узла переплетались между собой, влияли друг на друга, создавая самые неожиданные и сложные комбинации в расстановке политических сил на международной арене. Вышеназванные проблемы носили общеевропейский характер, так как в той или иной степени затрагивали интересы ведущих европейских государств, влияющих на международные отношения на континенте, и разрешались при прямом или косвенном участии этих держав.

Формирование новых норм и принципов международных отношений

Новое нарождающееся капиталистическое общество получило идеологическую основу в лице политических мыслителей XVI-XVII вв. - Н. Макиавелли в Италии, Ж. Боден во Франции, Г. Гроций в Голландии, Т. Гоббс в Англии, которые развивали идею государства как высшего начала. Государственный интерес признавался одним из основных принципов как внутренней, так и внешней политики. В этот же период в практике международных отношений появляются новые политико-дипломатические и правовые понятия, которые возводятся в ранг основополагающих принципов международных отношений, так же как и принцип «государственного интереса». Это такие дефиниции, как «политическое равновесие», «естественные границы» государства, о праве войны и мира, о свободе морей, о незыблемости международного договора. Так закладывались основы науки международного права и теории международных отношений.

Необходимость государственного единства, централизации хозяйственной жизни европейских государств были обоснованы политической мыслью того периода через разработку принципа «государственного интереса», который рассматривался как высшее мерило в политике, как общее благо для всего государства. Причем общее благо может быть достигнуто любым способом, не исключая насилия. Ради его обеспечения хороши все средства. Наиболее последовательно принцип «государственного интереса» или «общего блага» был изложен Н. Макиавелли в трактате «Государь». Мыслитель вскрыл реалистические основы и интересы политики любого государя, который отождествляет «государственный интерес» со своим собственным благом. Освобождая государя от всех морально-этических принципов и сохраняя за ним абсолютную свободу действия, Н. Макиавелли мечтал использовать безграничную власть итальянских князей и монархов в интересах объединения Италии. С этой точки зрения дипломатическое искусство подчинялось у Н. Макиавелли принципу «государственного интереса». Он утверждал, что государь может следовать по пути добра, если это возможно, но должен уметь вступать и на путь зла, если это необходимо. Монарх должен использовать приемы и зверя и человека. Все средства хороши для достижения цели.

Идеи Н. Макиавелли разделяли и крупнейшие государственные и политические деятели той эпохи. Так, например, английский дипломат XVI в. Генри Уоттон говорил по поводу функций посла следующее: «Посол – это муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей страны». Принципом «государственного интереса» определялась и деятельность одного из крупнейших политиков и дипломатов XVII в. Ришелье, утверждавшего, что государство превыше всего, и оно есть ценность, во имя которой все средства хороши. Так, например, будучи кардиналом римской католической церкви, в период Тридцатилетней войны он поддерживал военные действия протестантских князей Германии против католической Испании и Австрии, боясь усиления и объединения всех германских князей.

Начиная с конца XVI - начала XVII в. принципы «естественных границ» и «политического равновесия» имели определенный нормативный характер и возводились на уровень основных принципов внешнеполитической деятельности государства. Автором принципа «естественных границ» можно считать близкого друга и помощника короля Франции Генриха IV, Г. Сюлли. Кратко сформулировать этот принцип можно так: «захватывать стоит лишь то, что можно сохранить». Могущество государства имеет свои границы, перейдя их, оно вызывает против себя объединенные силы врагов и завистников. Герцог Сюлли в своих мемуарах «Принципы государственного хозяйства» не раз подчеркивал это.

Исходя из принципа «естественных границ», он создал проект установления гегемонии Франции над всеми христианскими народами. Он считал, что на юге Европы Франция имеет свою «естественную границу – это Пиренеи». Герцог Сюлли утверждал, что возвратить Франции ее былую силу, которой страна обладала при Карле Великом, значить вернуть соседние территории, когда-то принадлежавшие ей. Это – Савойя, Франш-Конте, Лотарингия, Геннегау, Артуа, Нидерланды. Его план остался только на бумаге, тем не менее, принципом «естественных границ» в той или иной степени руководствовались европейские монархи в своей внешнеполитической деятельности.

Широкую практику в конце XVI - начале XVII вв. получил и другой принцип – «политического равновесия». Этот принцип широко применялся Генрихом IV в его дипломатической деятельности, и особенно его преемником – кардиналом Франции Ришелье. Начавшие формироваться в XVI в. государства, строились на основе идеи национальной самоидентификации – единства территории, хозяйственно-экономического уклада жизни, общности языка, культуры и т.д. В отношениях друг с другом они стремились защитить эту идентичность, от каких бы то ни было посягательств. Во внешней политике государство, сохраняя свою целостность, стремилось обеспечить исторически сложившееся соотношение сил между европейскими государствами, формируя блоки и союзы в противовес всякой быстро усиливающейся державе.

Все указанные принципы были действенны лишь до тех пор, пока их выгодно было соблюдать или невозможно нарушить. Сам Генрих IV, которому часто приписывалось авторство этих принципов, руководствовался ими, до тех пор, пока иным способом невозможно было расширить границы Франции. «Я соглашаюсь с тем, - говорил он, - что страна, население которой говорит по-испански, должна оставаться во владении Испании, а страна, где население говорить по-немецки, должна принадлежать Германии. Но те земли, в которых население говорит по-французски, должны принадлежать мне». Эти принципы были тесно взаимосвязаны между собой. В последствии на их основе были сформированы концепции национальных интересов, государственного суверенитета, баланса сил и т.д.

В XVI в. начинают появляться первые работы, определяющие функции посольств, обязанности и полномочия дипломатов, принципы и обычаи взаимоотношений в области посольского права и т.д. Так, нидерландец Б. Айала опубликовал сочинение, в котором развивал учение о посольской неприкосновенности. Работа А. Джентили «О посольствах» представляла собой трактат, посвященный описанию прав и обязанностей посла.

Наиболее видное место в разработке науки международного права принадлежит голландцу Гуго Гроцию. Он теоретически обосновал необходимость защиты частной собственности во время войны и высказал идею о важности ведения войны в рамки правовых норм. Его сочинение «О праве войны и мира» утверждало, что право собственности есть «естественное право», вытекающее из природы человека. На основе естественного права строится право положительное, то есть законы, издаваемые государством. Источником международного права является договор. Государства, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения не только во время мира, но главным образом, в период войн. Война естественна для человечества, она, по его мнению, предпринимается в интересах восстановления справедливости. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности.

Одна из глав трактата Г. Гроция была посвящена изложению прав, которыми обладает посол. Он описал посольские обычаи, которые сложились в дипломатической практике к началу XVII в. Мыслитель выделил два основных права посла: во-первых, право быть принятым тем монархом, или сувереном, к которому он послан; во-вторых, неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества.