Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema_2.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
133.12 Кб
Скачать
  1. Гражданский характер отечественной педагогической этики Нового и Новейшего времени

Обратимся теперь к этико-педагогическим идеям в истории отечественной педагогической мысли. Профессионально-педагогические ценностные ориен­тации нашего учительства – это уникальное явление по духовной глубине, эмоциональной насыщенности и альтруистической готовности «отдать себя детям», это средоточие нравственных заповедей, сокровищ мысли, поведенческих моделей. Учитель должен быть народным. Последнее определение является ключом к по­ниманию специфики отечественной школы.

Значительное внимание личности учителя уделено в трудах революционеров-демократов Н. Г. Чернышевского (1828–1889 гг.) и Н.А. Добролюбова (1836–1861 гг.). Они считали, что доверять воспитание детей можно лишь людям, имеющим твердые убеждения и прогрессивные идеалы. В «Очерках политической экономии» Чернышевский обратил внимание на специфику педагогического труда, для которого характер­но то, что окончательный продукт его «не предмет, посто­ронний человеку, а сам человек», что этим трудом «удовлетворяются надобности совершенно иного рода, чем на­добность в домах, в стульях, в сапогах или рубашках». В ответе на вопрос «Кого можно называть образованным человеком?» содержится педагогическое и этическое кредо Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

В статье «О значении авторитета в воспитании» Добролюбов доказывает, что воспитание, основанное на авторитете подавления, явля­ется противоестественным, и называется такое воспитание грубым издевательством над детьми, дрессировкой. По глубокому убеждению Добролюбова, настоящим авто­ритетом среди детей пользуется тот педагог, который име­ет высокое образование и всестороннее развитие, твердые и непогрешимые убеждения, представляет собой образец моральной чистоты, любит детей, уважает их права.

Большое значение в развитии педагогической эти­ки имеют педагогический опыт и литературное наследие К.Д. Ушинского (1824–1870 гг.). Он подчеркивал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу состав­ляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому учитель должен быть чело­веком с твердыми, глубокими и последовательными убеж­дениями. Без убеждений нельзя работать с творческим вдохновением. Ушинский выступал против рецептурных указаний учителю о нормах его поведения в сфере педагогического труда. Он призы­вал постигать закономерности, из которых вытекают эти нормы: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить... Главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». К. Д. Ушинский приво­дит классическое определение педагогического такта: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доб­рота без слабости, порядок без педантизма и, главное, по­стоянная разумная деятельность». Великий педагог отмечает и антиценности, явно не спо­собствующие плодотворной педагогической деятельности. К ним он относит «жажду денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снис­ходительность к нарушению законов чести».

Беспрецедентным по духовной высоте является не только литературное, но и этико-педагогическое наследие Л. Н. Тол­стого (1829–1910). Размышляя над нравственной основой поведения учите­ля, он постепенно изменял свои взгляды на стратегию воспитания. Если в 60-е гг. XIX в. он считал недопусти­мым любое вмешательство в нравственную сторону жизни учеников, то к концу жизни подчеркивал необходимость внушения детям сути вечных истин, нравственных положе­ний.

Существенным постулатом в системе этико-педагогических воззрений Л.Н. Толстого выступает любовь. Его класси­ческая формула «совершенного учителя» складывается из двух проявлений этого универсального по своей духовной насыщенности чувства – любви к делу и любви к детям. Причем эта формула им неоднократно пояснялась. На­пример, в статье «Образование и воспитание» он писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и узнай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспита­ешь их». Толстой говорил, что учитель подобен дроби, где числитель – то, что он собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе воображает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Если же знаменатель бесконечен, то дробь равна нулю.

Заслуга русского философа В.В. Розанова (1856-1919) заключается в том, что он выделил ценностное ядро педагогической деятельности. В основу системы образования, по его мнению, должны быть положены три принципа: 1) принцип индивидуальности, ориентирующий на сохранение как в учителе, так и в уче­нике их драгоценнейшего достояния, лучшего, что имеет каждый, особенного – индивидуальности, за счет чего и совершается образование; 2) принцип целостности, требующий соблюде­ния положения: избегать разорванности в знаниях и в чувствах; 3) принцип единства типа, который подра­зумевает, что получаемые воспитанником впечатления должны выходить из источника одной какой-нибудь исто­рической культуры.

В такой школе должны быть и особые педагоги. В. В. Розанов выделяет некоторые их типы: педагог-ху­дожник, педагог-ремесленник, педагог-ученый, отдавая приоритет первому типу, поскольку тот работает с цельным человеком. Конечно, в обучении и воспитании крайне важна сама технология, основывающаяся на содержании и целях. Вместе с тем важным является творчество учителя и учени­ка, одухотворенность процесса обучения и воспитания, основанные не на слепом поклонении авторитету учителя, а на творческом содружестве обучаемого и обучающего. В. В. Розанов подчеркивает важность связующей нити между учеником и учителем, когда учитель и ученик могут общаться «глаза в гла­за». В число главных ценност­ных ориентаций учителя философ включил красоту, лич­ность, родину, землю, любовь – ценности вечные и незыбле­мые.

Вопросы педагогической этики нашли свое освещение и в трудах педагогов и этиков советского периода (1917–1991 гг.). Педагогическая этика перестраивалась в соответствии с марксистско-ленинскими установками понимания социальных процессов. Во времена не столь отдаленные господствовала идеология формирования человека под «социальный заказ»; ребенок рассматривался как материал в руках педагога, и особенности этого материала учитывались лишь технологически, с точки зрения его пластичности и «послушности».

Вместе с тем в это время были сформулированы некоторые идеи педагогической этики, которые не потеряли своего значения и сегодня.

Отличительной чертой этико-аксиологического подхода к пе­дагогической действительности в трактовке А.С. Мака­ренко (1888-1939) является опора на единство педагогического коллек­тива, которое только и определяет качество ра­боты. В подсистеме отношений «учитель – учитель» выделяются ценности единства, взаимной помощи и требовательности, определяющие стиль, тон жизни коллекти­ва. В подсистеме «учитель – ученик» педагог от­мечает ценность «мажора» – бодрого настроения, готов­ности к действиям; чувства собственного достоинства, базирующегося на гордости за свой коллектив; защищен­ности, гарантирующей ученику помощь и поддержку; ответственности как фундамента настоящей работы.

А. С. Макаренко специально подчеркивал ценность та­кого действия, как требование, считая его основой при выстраивании отношений и созидании коллектива как уникальной среды воспитания личности. Оно должно быть искренним, открытым, убежденным, решительным. Кроме того, педагог выделял дисциплину, возво­дя ее до уровня свободы. Дисциплина в коллективе, по его мнению, гарантирует полную защищенность и уверен­ность каждой личности в своем праве.

Идея ценности личности также отчетливо выражена в работах А.С. Макаренко. Он неоднократно подчеркивал, что целью педагогики является воспитание счастливого человека через проектирование в нем хорошего, через со­здание нового отношения к человеку, которое в знаме­нитой формуле педагога: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».

Как известно, А. С. Макаренко явился одним из педа­гогов, обративших внимание профессионального сооб­щества на роль педагогического мастерства в оптимально организованном образовательном процессе. Он считал, что мастерству можно научиться, что в педагогических учебных заведениях нужно работать над голосом будуще­го учителя, ставить позу, развивать владение своим орга­низмом, мимикой и пантомимикой. Но и этого недоста­точно для вдохновенного труда учителя. «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления лично­сти и таланта».

В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского (1918-1970) цент­ральное место занимает концепция гуманистической пе­дагогики. Тезаурус этой сферы необычайно широко представлен в работах В. А. Сухомлинского. С точки зрения глубины проникновения в жизнь человека нравственный пласт содержит вы­сокую чуткость учителя к духовному миру ребенка, широ­кий эмоциональный диапазон личности, педагогическую этику, красоту как средство воспитания чуткой совести, добрые чувства и многое другое.

В.А. Сухомлинский отмечает, что самой сущностью высокой педагогической культуры является воспитание чувств учителя, полагая, что справедливость, сердеч­ность, доброта, скромность, правдивость, душевность – не просто азбука человеческой культуры, а основа про­фессиональной работы педагога. Специально следует вы­делить чувство любви к детям, которое педагог считал критерием ценности своей жизни.

Среди других аксиологических линий педагогической деятельности, необходимых учителю, Сухомлинский выделяет политические (патриотизм, гражданственность, действенное служение Родине и т.д.), экзистенциальные (высокая ценность человеческой жизни, смысл жизни, достоинство человека и т.п.), эстетические (красота в многообразных проявлениях, возвышенные чувства, поэтическое начало и др.).

Теоретические аспекты педагогической этики разрабатывали такие этики, как Л.М. Архангельский, В.И. и И.Я. Писаренко, В.Н. и И.И. Чернокозовы, Т.В. Мишаткина, В.Н. Наумчик, Н.А. Асташова и др. Современная профессиональная этика сосредоточила свое внимание на описании и систематизации профессиональных стандартов, которые сложились в тех или иных трудовых группах. Этика стремится дать им серьезное теоретическое обоснование, а затем результаты своей работы предоставить профессионалам в качестве полезного материала, необходимого для их практической деятельности.

Анализ исторического пути становления и развития педагогической этики свидетельствует о том, что в ней оказались зафиксированными требова­ния, которые выражают сущность этико-аксиологического аспекта педагогической деятельности. Учитель должен:

  • быть носителем глубоких и всесторонних знаний. «Че­ловек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций);

  • систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К. Д. Ушинский);

  • любить свою профессию, понимать, что она «настоль­ко превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.А. Коменский);

  • знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отноше­ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех от­ношениях» (К. Д. Ушинский);

  • быть гуманистом, любить детей, понимать их. «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» (В.А. Сухомлинский);

  • быть принципиальным, требовательным, но справедли­вым и великодушным (А.С. Макаренко);

  • быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых, помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитание» (А.С. Макаренко);

  • быть коллективистом, помнить, что «сила воспитательного процесса… в единстве действия учителей школы, и нет ничего опаснее индивидуализма в педагогическом коллективе» (А.С. Макаренко);

  • быть активным просветителем и распространителем знаний, «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А. Добролюбов);

  • быть патриотом, гражданином своего отечества, т.к. «воспитание есть выражение гражданского кредо учителя» (А.С.Макаренко).

Кроме того, для всех без исключения периодов наиболее зна­чимыми для педагога являются следую­щие личностные характеристики:

  • альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интере­сы другого человека или социальной общности;

  • интеллект – прозорливость, высокое разви­тие познавательных способностей, эрудирован­ность;

  • моральность – высокая честность, порядоч­ность, совестливость;

  • рациональный самоконтроль – способность здраво оценить ситуацию, контролировать свое поведение и эмоции;

  • актуальная энергия – жизнерадостность, оп­тимизм, стремление к активности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]