Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3 курс / Фармакология / Антисекреторные препараты

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.54 Mб
Скачать

Антисекреторные препараты в неотложной хирургической гастроэнтерологии

через назогастральный зонд (М. Lasky et al., 1998, J. Phillips et al., 1996). Од­ нако в связи с малым числом наблюдений эффективность пероральных ИПП для профилактики стресс-язв формально не была доказана. В свою очередь хотим еще раз подчеркнуть, что попытки перорального введения антисекреторных препаратов, в том числе и через назогастральный зонд в виде суспензий, у больных в критических состояниях (острая кровопо­ теря, сепсис, острая сердечная или дыхательная недостаточность), на наш взгляд, изначально лишены всякого смысла. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, ингибиторы протонной помпы являются кислотонеустойчивыми соединениями, инактивирующимися при контакте с соляной кислотой, что и определяет необходимость заключения активной субстанции пероральных форм ИПП в капсулу или желатиновую обо­ лочку. Введение незащищенной активной формы ИПП в виде суспензии в просвет желудка закономерно приводит к ее инактивации. Во-вторых, поскольку всасывание ИПП происходит в тонкой кишке, сниженная вследствие кровопотери, перитонита или полиорганной недостаточности моторная активность гастродуоденального комплекса и тонкой кишки обусловливает выраженное уменьшение биодоступности ИПП. A. Dunn et al. (1999), D. Heyland et al. (1995) указывают, что вводимые в виде су­ спензии ИПП могут обладать нестабильной биодоступностью и требуют от больного адекватной абсорбтивной активности, которая в критических состояниях часто меняется. В-третьих, для обеспечения информативно­ сти динамического эндоскопического контроля необходимо поддержа­ ние просвета желудка и двенадцатиперстной кишки «в чистоте». В этой связи следует признать, что единственно приемлемым вариантом прове­ дения антисекреторной профилактики стрессового эрозивно-язвенного повреждения гастродуоденальной зоны является лишь парентеральное введение ингибиторов протонной помпы.

Реальная возможность профилактического применения ИПП «без оговорок» возникла с появлением в клинической практике омепразола для парентерального введения (Лосек). К настоящему времени как зару­ бежными, так и отечественными авторами уже накоплен значительный опыт использования омепразола для внутривенного введения в качестве

130

Профилактика стрессового эрозивно-язвенного поражения гастродуоденальной зоны

превентивного мероприятия у больных с повышенным риском возник­ новения гастродуоденальных стресс-язв. М. Fennerty и соавт. (2002), Р. Laterre и соавт. (2001), М. Levy (1997) на основании собственных исследо­ ваний указывают, что применение внутривенного омепразола позволяет проводить эффективную профилактику стресс-повреждений желудка у больных в критических состояниях. Омепразол, вводимый внутривен­ но болюсно в дозе 40 мг каждые 6 ч или в виде постоянной инфузии со скоростью 8 мг/ч, более эффективен, чем Н2 -блокаторы фамотидин или ранитидин (50 мг внутривенно 3 раза в сутки), так как только омепразол устойчиво поддерживает рН в желудке >6,0 в течение всего времени ин­ фузии. Б.Р. Гельфанд и соавт. (2004) утверждают, что для профилактики стресс-повреждений желудка у больных в критических состояниях доста­ точно инфузии 40 мг омепразола 2 раза в сутки в течение всего периода ри­ ска, но не менее 3 дней. Для профилактики аспирационного повреждения легких при вводной анестезии целесообразно однократное применение 40 мг омепразола.

Рядом исследователей (исходя больше из теоретических умозаключе­ ний) высказывается опасение в том, что повышение внутрижелудочного рН может усиливать бактериальную колонизацию в ротоглотке и явиться фактором риска развития нозокомиальной пневмонии. Однако работами W. Geus (2000), D. Cook и соавт. (1991,1996,1998) и М. Tryba и соавт. (1991) доказано, что колонизация бактерий в желудке редко приводит к пато­ логической колонизации бактерий в ротоглотке, и риск развития нозоко­ миальной пневмонии при применении ингибиторов протонной помпы не увеличивается.

Для определения режима профилактического введения ингибиторов протонной помпы целесообразно использовать прогностические кри­ терии риска развития гастродуоденальных стресс-язв, предложенные D. Cook в 1994 году (табл. 5.1).

При этом в том случае, если сумма RR у конкретного больного равна или превышает значение 2, то показано применение омепразола в/в по схеме: 40 мг два раза в сутки болюсно или непрерывная инфузия препара­ та со скоростью 4 мг/час.

131

Антисекреторные препараты в неотложной хирургической гастроэнтерологии

Таблица 5.1. Значимость факторов риска развития гастродуоденаль­ ных стресс-язв у больных в критических состояниях

 

Фактор риска

Относительный риск (RR)

 

Острая дыхательная недостаточность

 

 

15,6

 

 

 

 

Коагулопатия

4,3

 

 

 

 

Гипотензия

3,7

 

 

 

 

Сепсис

2,0

 

 

 

 

Печеночная недостаточность

1,6

 

 

 

 

Почечная недостаточность

1,6

 

Энтеральное питание

1,0

 

 

 

 

Лечение глюкокортикоидами

1,5

 

 

 

Втом случае, если сумма RR у конкретного больного меньше значения 2, то показано применение омепразола в/в по схеме: 40 мг один раз в сутки бо­ люсно или непрерывная инфузия препарата со скоростью 2 мг/час. При этом алгоритм профилактики стрессового эрозивно-язвенного повреждения га­ стродуоденальной зоны будет выглядеть следующим образом (рис. 5.4.).

Взаключение остановимся на еще одном аспекте профилактики стресс-повреждений гастродуоденальной зоны, а именно - на фармакоэкономической значимости профилактики. Отечественных исследований по данному вопросу до настоящего времени не проводилось. Напротив, иностранными коллегами, для которых в понятие адекватности лечения неизменно включена его стоимость, продемонстрировано, что при отсут­ ствии полноценной профилактики у больных группы риска по стрессязвам «скупой вынужден платить дважды». Так, S. Conrad et al. (2002) ука­ зывает, что при возникшем кровотечении из стресс-язвы больному, нахо­ дящемуся в отделении интенсивной терапии потребуется дополнительно 7 гематологических исследований, 11 единиц эритроцитарной массы, не менее двух эндоскопических исследований. D. Heyland и соавт. (1995) при аналогичных обстоятельствах отметили увеличение срока нахождения пациента в отделении интенсивной терапии до 11,4 суток, а необходимо­ го срока применения противоязвенных средств - до 23,6 суток. J. Delvin (1999) установил, что профилактическое применение парентеральной

132

Профилактика стрессового эрозивно-язвенного поражения гастродуоденальной зоны

формы омепразола у пациентов группы риска сокращает в последующем финансовые затраты на 80% по сравнению с аналогичной группой паци­ ентов, которым профилактика не проводилась. В. Erstad (1997) отметил, что средняя стоимость лечения одного пациента из группы риска по воз­ никновению стресс-язв без профилактики стрессового повреждения со­ ставляет $19850, а с использованием антисекреторной профилактики - $15812. Более того, если затраты на профилактическое парентеральное применение Н2 -блокаторов (фамотидин) составили $2275, то затраты на применение ингибиторов протонной помпы (омепразол) - всего $1417.

П р о ф и л а к т и к а

г а с т р о д

у о д е н а л ь н

ы х

с т р е с с - я з в

у

б о л ь н ы х

в

к р и

т и ч е с к и х

с о с т о я н и я х

 

Рис. 5.4.

Алгоритм

профилактического назначения ИПП

у

больных в

критических состояниях

Таким образом, высокая частота стрессовых эрозивно-язвенных по­ ражений гастродуоденальной зоны и колоссальные цифры летальности

133

Антисекреторные препараты в неотложной хирургической гастроэнтерологии

от язвенных кровотечений требуют облигатного проведения адекватных профилактических мероприятий у больных, находящихся в критиче­ ских состояниях. Основным компонентом данной профилактики явля­ ется превентивное введение пациентам группы риска по возникновению стресс-язв парентеральных антисекреторных препаратов. Препаратом выбора как с точки зрения клинической эффективности и безопасности применения, так и с позиций фармакоэкономической обоснованности яв­ ляется омепразол для внутривенного введения.

134

Глава VI.

Эзомепразол (Нексиум®) - новый ингибитор протонной помпы для парентерального введения

В2009 году фармацевтической компанией AstraZeneca предоставлена возможность применения в российской клинической практике препарата эзомепразол 40 мг для внутривенного введения (Нексиум в/в®) .

Втечение последних 5 лет эзомепразол используется отечественны­ ми гастроэнтерологами в форме таблеток, содержащих 20 или 40 мг ак­ тивного вещества. Как зарубежными, так и российскими клиниками к сегодняшнему дню уже накоплен значительный опыт применения пероральной формы эзомепразола в лечении кислотозависимых заболеваний, прежде всего - гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и язвенной болезни. Результаты клинической апробации эзомепразола позволяют утверждать, что с его разработкой был сделан новый шаг в развитии инги­ биторов протонного насоса. Эзомепразол по антисекреторной эффектив­ ности превосходит все существующие ныне ИПП, в том числе, и «золотой стандарт» - омепразол. При этом известно, что секрет эффективности эзомепразола в лечении заболеваний, связанных с повышенной кислот­ ностью, кроется в более высокой биологической доступности препарата по сравнению с омепразолом. Практическая значимость этого факта, пре­ жде всего, в том, что эзомепразол гораздо эффективнее и быстрее пода­ вляет секрецию соляной кислоты, а его действие более продолжительное по сравнению с омепразолом. Эзомепразол медленнее метаболизируется

впечени, благодаря чему в плазме остаётся большее, по сравнению с оме­ празолом, количество препарата для подавления работы протонных на­ сосов желудка.

135

Антисекреторные препараты в неотложной хирургической гастроэнтерологии

По данным J. Richter (2001) и P. Kahrilas и соавт. (2000), более высокая эффективность Нексиума в дозе 40 мг/сут. по сравнению с омепразолом в дозе 20 мг/сут. у пациентов с ГЭРБ, доказанная в клинических исследова­ ниях, связана с особенностями метаболизма этого препарата.

В то же время, по результатам мультицентровых рандомизированных контролируемых исследований, другие ИПП не превосходят по эффек­ тивности омепразол в лечении этого заболевания. N. Vakil (2001) и N. Talley (2000) приводят данные об эффективности использования эзомепразола для длительной поддерживающей терапии пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью без эзофагита в дозе 20 мг в режиме «по требованию». В среднем, в этих исследованиях пациенты принимали по 1 таблетке Нексиума в 1-2 дня. Такое поддерживающее лечение в течение 6 месяцев позволяло надежно контролировать симптомы заболевания при­ мерно у 88% больных с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью.

Ю.В. Васильевым и соавт. (2002), N. Talley (2000), Z. Tulassay (2000) установлена высокая эрадикационная эффективность (частота эради­ кации - 86%) 7-дневной антихеликобактерной схемы с амоксициллином (2 г/сут.) и кларитромицином (1 г/сут.) при включении в них эзоме­ празола в дозе 20 мг 2 раза в сутки. Также была показана возможность достижения в течение 3 недель рубцевания язвы двенадцатиперстной кишки у большинства больных (91%) без последующей монотерапии ИПП. Такая эффективность терапии превосходит пороговое значение (80%) частоты эрадикации, определяющее возможность использования данной схемы в качестве антихеликобактерной терапии первого ряда (The Maastricht Consensus Report, 1997). В многоцентровых исследова­ ниях по использованию эзомепразола в эрадикационных схемах уста­ новлено, что частота нежелательных явлений была такой же, как и при использовании схем с омепразолом (около 15%) (J. Richter et al., 2001; N. Vakil, 2001; P. Kahrilas, 2000). К ним относятся тошнота, головная боль, диарея, метеоризм. Частота нежелательных явлений, зарегистрирован­ ных в исследованиях с тройной терапией, была значительно выше, чем в исследованиях, где участвовали пациенты с ГЭРБ. Это объясняется тем, что в частоту побочных эффектов тройной терапии существенный

136

Эзомепразол (Нексиум®) - новый ингибитор протонной помпы для парентерального введения

вклад в нее внесли антибиотики - амоксициллин и кларитромицин (Z. Tulassay, 2000).

При использовании эзомепразола в течение 6 месяцев крайне редко развиваются атрофия и кишечная метаплазия желудочного эпителия, случаев развития его дисплазии и образования карциноидов не выявлено (R. Genta, 2000).

Ю.В. Линевским и соавт. (2004) получены предварительные данные об эффективности использования Нексиума в лечении обострений хрониче­ ского рецидивирующего панкреатита, которая, по-видимому, достигается опосредованно за счет уменьшения секреторной активности поджелудоч­ ной железы в результате снижения образования секретина в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки, как следствие подавления продук­ ции соляной кислоты париетальными клетками желудка.

Таким образом, терапевтами-гастроэнтерологами сформулированы следующие характерные особенности пероральной формы эзомепразола (Нексиума):

- более длительный и предсказуемый антисекреторный эффект;

-эзомепразол (Нексиум) обеспечивает более высокую частоту зажив­ ления эзофагита через 4 и 8 недель по сравнению с омепразолом и лансопразолом;

-стойкое купирование симптомов ГЭРБ на фоне Нексиума достигает­

ся быстрее, чем при использовании омепразола и лансопразола; - эзомепразол (Нексиум®) — единственный ИПП, который может

быть рекомендован для приема «по требованию», для поддерживающей терапии неэрозивной ГЭРБ;

- 7-дневная тройная терапия с амоксициллином и кларитромицином на основе Нексиума обеспечивает эрадикацию Н. pylori и способствует за­ живлению пептической язвы двенадцатиперстной кишки без необходимо­ сти проведения последующей антисекреторной терапии;

- Нексиум хорошо переносится и имеет оптимальный профиль безо­ пасности. Побочные эффекты при его применении развиваются редко, обычно слабо выражены и преходящи, не зависят от дозы.

137

Антисекреторные препараты в неотложной хирургической гастроэнтерологии

На сегодняшний день зарегистрированными показаниями к примене­ нию парентеральной формы эзомепразола являются ГЭРБ, а также про­ филактика и лечение пептических язв, связанных с приемом нестероид­ ных противовоспалительных препаратов, при невозможности перораль­ ного приема препарата. Однако, совершенно очевидно, что парентераль­ ная форма препарата подходит для решения задач именно неотложной гастроэнтерологии, прежде всего - лечения пациентов с осложненными кровотечением эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной зоны и пациентов после ушивания перфоративных гастродуоденальных язв. В этой связи весьма небезынтересным является прогнозирование по­ тенциальных возможностей парентеральной формы эзомепразола при указанных патологических состояниях, основанное, с одной стороны, на имеющихся данных относительно особенностей фармакокинетики и фармакодинамики препарата и, с другой стороны, на сравнении по данным параметрам эзомепразола и омепразола для внутривенного применения при известной клинической эффективности последнего.

По своей химической структуре эзомепразол является оптическим левовращающим S-изомером омепразола и снижает секрецию кислоты в желудке путем специфического ингибирования кислотного насоса в па­ риетальных клетках. S- и R-изомер омепразола обладают сходной фармакодинамической активностью. Эзомепразол — первый ингибитор протон­ ного насоса, представляющий собой чистый изомер; все другие ингибито­ ры протонного насоса являются смесью изомеров (рацематами) (рис. 6.1).

Целенаправленный химический синтез изомеров с заданной простран­ ственной ориентацией стал возможен благодаря целому ряду открытий последнего десятилетия XX века. За создание технологии химического синтеза и промышленного производства отдельно право- и левовращающих изомеров в 2001 году Ryoji Noyori, William Knowles и К. Barry Sharpless были удостоены Нобелевской премии по химии.

После поступления в системный кровоток молекулы эзомепразола транспортируется к месту действия париетальной клетке слизистой оболочки желудка, и путем диффузии накапливается в просвете секре­ торных канальцев. Здесь эзомепразол трансформируется в активную

138

Эзомепразол (Нексиум®) - новый ингибитор протонной помпы для парентерального введения

форму — сульфенамид, благодаря чему становится возможным его свя­ зывание с тиоловыми группами цистеина в составе протонного насоса и ингибирование Н+/К+-АТФ-азы, что приводит к блокированию секреции соляной кислоты в желудке. Эзомепразол подавляет как базальную, так и стимулированную секрецию соляной кислоты. При введении препарата в дозе 20 мг через 1 час максимальная концентрация соляной кислоты по­ сле стимуляции пентагастрином снижается на 90%.

Эзомепразол — S-изомер

Омепразол — S+R-изомеры

Рис. 6.1. Структурные отличия эзоомепразола и омепразола

Характерные особенности выраженной антисекреторной активности эзомепразола, отличающие его от других ИПП, имеют в своей основе особенности его фармакокинетики, а именно - его метаболизма. Эзоме­ празол полностью метаболизируется посредством системы цитохрома Р450 (CYP450) с ключевым участием таких его изоформ, как CYP2C19 и CYP3A4. Ни один из основных метаболитов не обладает кислотоснижающей активностью; в моче в неизмененном виде выявляется <1% от общего количества введенного препарата. Почти 80% принимаемой внутрь дозы

139