Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Лечение_острой_фазы_опийного_абстинентного_синдрома_методом_центральной

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.97 Mб
Скачать

гепатопротекторной терапии как во время сеанса, так и в постсеансном периоде.

Выше было отмечено, что глубина холинолитической блокады у больных при проведении сеансов не превышает глубины первого уровня третьей стадии эфирного наркоза. Сохраняются назопальпебральный, роговичный, глоточный рефлексы, указывающие на поверхностный уровень глубины блокады.

В отличие от ингаляционных или неингаляционных анестетиков при внутривенном введении атропина развивается тахифилаксия, что не позволяет углубить блокаду введением дополнительной дозы препарата. Поэтому определение адекватной дозы холиноблокатора является сложным моментом в работе анестезиолога-реаниматолога. В связи с этим первый сеанс ЦХЛБ всегда является контрольным сеансом, а использованная первичная доза холиноблокатора подвергается коррекции на последующих сеансах в зависимости от клинической картины течения первого сеанса блокады. Еще раз необходимо подчеркнуть, что блокирующая доза атропина строго индивидуальна и может колебаться в достаточно широких пределах.

Уровни глубины центральной холинолитической блокады на 2-ом этапе.

Анализ клинических проявлений течения сеансов ЦХЛБ позволил выделить уровни глубины центральной холинолитической блокады, встречающиеся на втором этапе проведения центральной холинолитической блокады. Ниже приводим описание клинической картины течения уровней ЦХЛБ (см. также схему 7).

Оглушение. После введения назначенной дозы атропина больной лежит спокойно. Создается впечатление физиологического сна. Однако вербальный контакт сохранен. Больной при обращении к нему реагирует на оклик, выполняет приказы: открывает глаза, показывает язык и т.д. Глазные

рефлексы (ресничный, роговичный) сохранены, зрачки расширены. Артериальное давление - в пределах исходных величин или на 5-10 мм рт.ст. выше исходного. Частота дыхания составляет 20-22 дых/мин. Температура тела - в пределах нормальных величин. Мышечный тонус не изменен. Через 30-40 минут после введения атропина возможно появление кратковременных промежутков выключения сознания на 2-5 минут, сопровождаемые периодическими некоординируемыми движениями конечностей. В промежутки проясненого сознания больной садится, осматривается вокруг, как бы пытаясь ориентироваться в окружающей обстановке. Голос при ответе на вопросы слабый, звуки не всегда четки. Память больного на большинство происходящих вокруг него событий в палате интенсивной терапии сохраняется, особенно на те моменты, когда он находился в вербальном контакте с персоналом. Продолжительность такой глубины блокады составляет 2,5-3часа с постепенным прояснением сознания. То есть выход из блокады происходит спонтанно. К окончанию блокады больной адекватно воспринимает окружающее. Однако умеренная заторможенность, провалы памяти сохраняются.

Этот уровень глубины центральной холинолитической блокады, встречался наиболее часто на первых (контрольных) сеансах, особенно когда проводилась отработка методики, а дозы атропина колебались в пределах 40100 мг. Было отмечено, что этот уровень блокады позволяет купировать алгические проявления абстиненции. А у больных с выраженным компульсивным влечением глубина блокады на уровне оглушения позволяет исключить этот симптом во время экспозиции блокады и добиться возможности коррекции поведения больного в межсеансном периоде с меньшими фармакологическими затратами. Возможность вступления с больным в словесный контакт и выявленная способность больного сохранять в памяти фрагменты разговора с персоналом натолкнула нас на мысль о возможности использования этого уровня блокады с психотерапевтической

целью. Ослабление кратковременной памяти на постсеансном этапе, вызванное действием атропина, нивелируется введением эзерина. Период восстановления ясного сознания, вызванного введением холиномиметика, позволяет позитивно влиять на сознание больного и ориентировать его на выработку негативного отношения к наркотику.

Наблюдение за больными на постсеансном этапе показало, что суммарное время продолжительности блокады при таком уровне глубины ЦХЛБ укорачивается, а купирование психической зависимости задерживается во времени, для чего требуется проведение дополнительных сеансов ЦХЛБ, что из чисто прагматических соображений ограничивает использование этого уровня глубины ЦХЛБ в нашем Центре. Курс центральной холинолитической блокады у этой группы больных доходил до 8-ми сеансов.

Возбуждение является другим вариантом уровня глубины ЦХЛБ. Через 1520 минут после введения раствора атропина у больного периодически возникает двигательное беспокойство, он садится, пытается встать, покинуть кровать, может воспроизводить действия, имитирующие целенаправленные акты: курение несуществующей сигареты, разговор по телефону или обращение к отсутствующему собеседнику и др. Вербальная коррекция такого поведения осуществляется с трудом. На обращение реагирует, при просьбе выполнить какое-либо действие пытается его реализовать, но быстро отвлекается, погружается во внутренние переживания. При прикосновении может дать негативную реакцию. Зрачки расширены. Корнеальный рефлекс сохранен. Артериальное давление повышается по сравнению с исходным на 10-20 мм рт. ст.; ЧСС увеличивается до 120-140 уд/мин; ЧД достигает 22-24 в мин. В период ослабления двигательной активности повышается мышечный тонус, и в это время может наблюдаться клонус стоп и коленных чашечек. К началу 4-го часа блокады описанные проявления постепенно уменьшаются, промежутки прояснения сознания увеличиваются, вербальный контакт

становится более продуктивным. Сеанс прекращается введением антидота атропина.

Сеанс ЦХЛБ на уровне возбуждения дает возможность изменить состояние сознания, характеризующееся торможением коры головного мозга и выраженным «бунтом подкорки», что описано клинически выше. При такой глубине центральной блокады наиболее ярко выражены признаки симпатоадреналовых реакций – повышение АД и учащение ЧСС и ЧД, эмоционально-двигательное беспокойство. Возбуждение симпатоадреналовой системы невозможно без изменения активности гормонального звена регуляции деятельности организма. Повышение нейромедиаторной и гормональной активности приводит к изменению внутриклеточных биохимических процессов в нейронах.

Этот уровень глубины центральной холинолитической блокады как и последующий (атропиновый сон), закладывает основу воздействия на структуры долговременной памяти изменением нейрональных биохимических реакций, вызываемых центральной холинолитической блокадой и психотерапевтическим воздействием.

Атропиновый сон. Через 10-15мин после введения атропина больной оставляет впечатление спящего человека. К 15-20-й минуте появляются симптомы развивающейся гипердинамической реакции: повышение артериального давления до 150/90-160/90 мм рт.ст., учащение частоты сердечных сокращений до 120-140 уд/мин, частоты дыхания - до 28-32 дых/мин. Постепенно усиливается двигательное беспокойство. Периодически нарастает мышечный тонус. АД, ЧСС и ЧД могут увеличиться, температура тела может повыситься до 38ºC и выше. Кожные покровы лица становятся розовыми. Сознание отсутствует. Глазные яблоки фиксированы центрично. Зрачки расширены за счет действия атропина. Ресничный, роговичный, назопальпебральный, глотательный и рвотный рефлексы сохранены. Определяются патологические симптомы Бабинского, Оппенгеймера и др.

Такая клиническая картина может сохраняться без проведения коррекции до 3-3,5 часов. Однако, если клинические показатели превышают допустимые величины физиологического коридора, необходимо провести купирование гипердинамических реакций или срочно прекратить сеанс.

Клинические наблюдения в течение многих лет показали, что уровни блокады – возбуждение и атропиновый сон – дают более выраженные положительные результаты в плане купирования абстинентной симптоматики. Пролонгирование холинолитической блокады в постсеансном периоде с чередованием «маятникового» холинолитическогохолиномиметического воздействия на ЦНС больного позволяет добиться редукции соматического компонента абстинентного синдрома, значительно снизить количество анальгетиков. Как показала практика, указанные уровни ЦХЛБ (возбуждение и атропиновый сон) оказывают выраженный клинический эффект по отношению к психопатологическим симптомам абстиненции. Компульсивное влечение при этом практически не проявляется.

По нашему мнению, клинический эффект можно объяснить тем, что уровень атропинового сна и уровень возбуждения протекают с выраженными симптомами торможения коры головного мозга. При этом активизируются функции гипоталамо-гипофизарной системы. Нейромедиаторные процессы адаптируются к функционированию в условиях отсутствия наркотического допинга. Метаболизм нейрона перестраивается на выработку недостающих или прекращение продукции ненужных в новом метаболизме компонентов, что постепенно формирует условия для восстановления преднаркотической долговременной биохимической памяти нейронов и дает опосредованный положительный эффект в ближайшем и отдаленном периодах реабилитации больного.

Фазы

развития

центральной

холинолитической

блокады.

Представленные выше уровни глубины центральной холинолитической блокады имеют сходное фазовое развитие и включают вводную фазу, фазу стабилизации и фазу редукции.

Вводная фаза. Эта фаза кратковременна. Продолжительность ее составляет 3-5 минут. За это время изменяется состояние сознания больного. Он создает впечатление спящего человека. Это состояние может быть кратковременным при оглушении и при возбуждении, но указанный эффект обязательно выражен при всех уровнях развития блокады.

Фаза стабилизации. Развившийся уровень глубины ЦХЛБ, каждый имеющий свою клиническую картину, продолжается определенное время (от 3-х до 3,5 часов) с постепенным прояснением сознания и усилением активных двигательных реакций, периодическими колебаниями АД, ЧСС, ЧД. Постепенно эта фаза переходит в фазу редукции.

Фаза редукции. Эта фаза, как и предыдущая, выделяется условно, поскольку наступивший уровень глубины блокады постепенно снижается из-за происходящих фармакокинетических процессов. Но относительная стабильность уровня связана со временем действия атропина (как мы уже упоминали – от 2-х до 4-х часов). Продолжительность фазы редукции составляет 0,5-1 час. В течение этого времени из-за ослабления коркового торможения возможно развитие гипердинамических реакций со стороны физиологических систем больного, двигательное возбуждение, прояснение сознания. При этом решается вопрос о необходимости продолжения или прекращения сеанса.

Прекращение сеанса центральной холинолитической блокады. В

зависимости от глубины холинолитической блокады существуют варианты ее купирования.

Вариант антидотного прекращения сеанса. Купирование холинолитической блокады проводится внутривенным введением 0,5% раствора эзерина в дозе 0,2-0,3 мг/кг. При этом длительность восстановления сознания и опорно-двигательного аппарата составляет 5-7 мин. У больного за это время полностью восстанавливается ориентация во времени и пространстве.

При восстановлении ясного сознания сразу после введения антидота больные отмечают сухость во рту, иногда возникает рвота, связанная с сухостью слизистых, исчезающая после приема одного-двух глотков жидкости. Сохраняется умеренная мышечная слабость, иногда легкая эмоциональная заторможенность.

Вариант спонтанного прекращения сеанса. Если больной после введения атропина в течение 1,5-2-х часов сеанса находился в состоянии оглушения, редукция измененного состояния сознания может произойти в результате биотрансформации атропина за время сеанса блокады. Тем не менее, хотя и в меньшей дозе, для восстановления двигательной активности перед переводом больного в отделение клинической наркологии ему вводится внутривенно эзерин в дозе 0,1 мг/кг. Если восстанавливались и сознание и двигательная способность больного, сеанс прекращался без применения антидота холинолитика.

Перевод в палату всех больных после окончания сеанса ЦХЛБ осуществляется в сопровождении созависимого лица. В палате отделения клинической наркологии больной находится под наблюдением лечащиего врача и анестезиолога-реаниматолога.

4-ый этап. Постсеансный. После окончания 4-часового сеанса непосредственного проведения холинолитической блокады, коррекции состояния больного с восстановлением ясного сознания и перевода его в палату наступает не менее ответственный - четвертый этап ЦХЛБ. Длится в течение 24 часов и подразделяется на ближайший и отдаленный периоды.

Ближайший период - первые 8 часов после сеанса – период «маятникового» воздействия на ЦНС.

Отдаленный период - последующие 12 часов. Наблюдение продолжается с 21 часа вечера до 9 часов утра следующего дня. У части больных вновь могут появиться следовые реакции, что может быть связано с приемом препаратов, обладающих холинолитическим эффектом и назначенных в плановом порядке. Кроме того, может выявиться кумулятивный эффект атропина, связанный с нарушением эндогенных дезинтоксикационных возможностей организма. При этом для купирования следовых реакций необходимо дополнительное введение антидота, доза которого зависит от выраженности реакций.

«Маятниковое» воздействие на ЦНС больного в рамках курсового использования ЦХЛБ. Методика «маятникового» воздействия на ЦНС, как и сам термин, являются авторской разработкой МЦН (п/патент № 347 KG). Терапевтическая концепция не имеет аналогов в наркологии и базируется на использовании принципа маятника, где крайние точки амплитуды колебания маятника располагаются в лимитах размаха «ясное сознание – измененное сознание». Терапевтический эффект обеспечивается разнонаправленным воздействием на ЦНС двух препаратов - эзерина и атропина, которые являются фармакологическими антагонистами. При этом эзерин вводится дробно с уменьшением дозы вдвое от введения к введению в течение ближайшего постсеансного периода ЦХЛБ. Дополнительная доза атропина в постсеансном периоде не вводится, поскольку центральный холинолитический эффект создается отставленным воздействием атропина, вводимого больному во время сеанса ЦХЛБ.

Эффект «маятника» базируется на разности времени воздействия на ЦНС холиномиметика – эзерина (2-3 часа) и холинолитика – атропина, циркулирующего в крови (до 24, иногда - 72 часов, в зависимости от

активности метаболизма). Первое «эзериновое» прояснение сознания происходит при прекращении сеанса ЦХЛБ и длится 2-3 часа – времени, достаточного для перевода больного в свою палату, отправления физиологических нужд и проведения плановых лечебных назначений. По истечении этого времени начинает действовать отставленный эффект атропина на фоне снижения холиномиметического эффекта эзерина. Соответственно отставленному эффекту атропина изменяется состояние сознания больного. В пределах последующих 3-5 часов состояние больного можно охарактеризовать как неразвернутое психопатологическое состояние с транзиторными феноменами нарушения сознания с малым размахом бредовой и аффективной симптоматики с вербальными и зрительными переживаниями без склонности к развернутому психомоторному возбуждению и агрессии. Больной остается частично контактен, но он относительно дезориентирован во времени и пространстве.

Сознание может быть заторможенным с периодами прояснения. Контакт с больным ослабляется: он рассеян, не может сосредоточиться на каком-либо действии, мысли путаются, отвлекается, не отвечает на поставленные вопросы или забывает выполнять обращенные к нему просьбы, становится забывчивым, периодически развиваются транзиторные галлюцинации. Походка становится неуверенной, движения нецеленаправлены. Возможно появление беспричинного веселья. Больной создает впечатление человека, находящегося в алкогольном опьянении.

Больного в подобном состоянии маятникового колебания сознания оставляют под наблюдением лечащего врача и анестезиолога-реаниматолога. В промежутки относительно ясного сознания больной пытается критически относиться к своему состоянию («Извините – забыл», - говорит он; или: «Извините, что-то не то сказал»). Периодичность изменения сознания и рефлекторной деятельности в этом состоянии (при продолжающейся поверхностной холинолитической блокаде) можно объяснить спонтанно

протекающей сменой нейродинамических режимов, вызываемых работой балансирующего биоритмического механизма (В.В. Скупченко, 1994), что является результатом процесса ауторегуляции.

Важно, чтобы лечащий врач и анестезиолог-реаниматолог четко уловили переходную фазу холинолитической блокады (уровни глубины описаны в предыдущей подглаве) и не допустили возможного углубления отставленного эффекта атропина. Для этого сознание больного проясняют дополнительным введением половинной дозы эзерина (по сравнению с 1-й дозой). Прояснение сознания используют для приема пищи, для продолжения медикаментозного воздействия и в психотерапевтических целях.

Больные, которым во время сеанса ЦХЛБ проводилась коррекция функциональных показателей, по возвращении в свою палату могут уснуть. При пробуждении проявляются вышеописанные следовые реакции. Кроме того, при ослаблении блокады больной может пожаловаться на головную боль, чаще всего связанную с повышением давления, сухость во рту, тошноту. У больных, которые отреагировали на введение атропина гипертермической реакцией, повышенная температура тела может сохраняться и даже повышаться. У этого контингента больных перечисленные реакции купируются дополнительным введением эзерина также в половинной дозе.

Прием использования отставленного эффекта атропина в терапевтических целях неизвестен в наркологии, но достаточно хорошо изучен в процессе нашей практики лечения острой фазы абстиненции. Эта методика не позволяет реализоваться в действительности компульсивному влечению, что дает дополнительные преимущества, так как избавляет от необходимости назначать в постсеансном периоде симптоматические психотропные средства для подавления компульсивной симптоматики. К тому же, больной под воздействием поверхностной холинолитической блокады не страдает от болей (от «ломки»), что также снимает

Соседние файлы в папке Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.)