Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Медицина катастроф / Моя война. Полевой госпиталь

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Перестройка Горбачева. Баланс потерь

(Из статьи «Россия: взгляд со стороны»)

История

Перечислю основные события перестройки. Горбачев на съезде объявил «ускорение» через развитие машиностроения. Обещал прирост в 8—10%. Следующей была «гласность» — ослабление цензуры. Потом — трудовые коллективы, выборность директоров, кооперативы. Появились богатые люди. Запрет на алкоголь сократил доходы бюджета. Потребовалось печатать деньги. Все вместе это расшатало финансовую и плановую дисциплину, сократило производство, нарушило баланс: «деньги — товар», привело к инфляции и дефицитам.

Параллельно шла демократизация: «гласность», ослабление цензуры, альтернативные выборы Народных депутатов, (их) первый съезд со свободной дискуссией, выступлениями Сахарова, «Межрегиональная депутатская группа» с Ельциным. Забастовка шахтеров, волна митингов по стране, кровавые беспорядки в Тбилиси и Баку. На втором съезде Горбачева избрали президентом. Предложены программы движения к рынку. Шло нарастание дефицитов и инфляции. Ослабление контроля на границах породило «челноков».

Распад Варшавского пакта и СЭВ. Отказ бывших союзников от социализма. Вывод войск из Германии. Контакты Горбачева с Рейганом; ослабление международной напряженности. Ликование в мире.

222

Выборы и съезд народных депутатов Российской Федерации. Избрание Ельцина председателем.

Подготовка Союзного договора республик. Отъезд Горбачева в отпуск.

ГКЧП. Возвышение Ельцина. Беловежская пуща. СНГ. Отставка Горбачева. Объявление независимости России и бывших союзных республик. 1993 год — «бунт парламента», новая конституция под Ельцина.

Нарастание кризиса в экономике.

«Шоковая терапия» Гайдара: свободные цены, открытые границы, плавающий курс рубля. Последствия: инфляция. Гибель личных сбережений. Остановка большей части предприятий.

Приватизация по Чубайсу: ваучеры, аукционы. Появление «новых русских» и олигархов. Всеобщее обнищание народа.

Кризис затянулся до настоящего времени. Гайдар и Чубайс — два имени, которые проклинает народ России. Я не могу дать им объективную оценку: их собственные объяснения не убедительны, но вникнуть в альтернативы того времени я тоже не в состоянии: нет информации. Во всяком случае, результат говорит сам за себя: потери потребуют нескольких десятилетий труда.

Однако главные виновники катастрофы, постигшей Союз — Горбачев и Ельцин. Первый, по крайней мере, освободил мир от опасности тотальной войны, а второму нет оправдания.

Состояние на начало XXI века

Перестройка была проведена не только бездарно, но даже преступно.

Какими грандиозными потерями она обернулась для страны!

223

Бюджет России в 2000 году был в 70 (!) раз меньше, чем

вСША (29 против 1840 миллиардов долл.). В 1988 г. бюджеты СССР и США почти равнялись, хотя в Союзе половина тратилась на «народное хозяйство», то есть на промышленность, надо думать — на военную.

Поскольку население России теперь в два раза меньше Штатов, то экономическая мощь, соответственно, меньше в 24 раза. Если учесть, что армия в России осталась почти такой, как раньше, что на России висит огромный внешний долг, то сравнение экономик совсем печальное.

Бедственное положение народа соответствует показателям экономики: больше половины граждан живут за чертой бедности. Не буду уточнять, об этом много пишут.

Ни одна западная страна после отмены социализма не пережила такого падения, как страны СНГ. Да, там тоже была инфляция, падение производства, но провал длился 2— 4 года, и теперь есть устойчивый рост. А Китай вообще переходит к капитализму в процессе непрерывного подъема.

Продолжу сравнения и анализ.

Вот передо мной толстый том справочника «Народное хозяйство СССР в 1988 г.». Напечатано в 1989 г.

Национальный доход на душу составлял 2/3 от США. Продукция промышленности — 79%. Производство стали в Союзе составляло 163 млн т, в 1,7 раза больше, чем

вСША, а вместе со странами СЭВ — больше чем страны НАТО. Нефти качали в полтора раза больше США — 624 млн т. Я уже не говорю о паритете по ракетам, о танках (цифры не печатали), их, будто бы, делали больше, чем весь остальной мир!

Или возьмем науку: полтора миллиона научных работников, 50 тысяч докторов наук, почти полмиллиона кандидатов. Самая большая армия ученых в мире. Нет, я не скажу, что самая продуктивная, но достаточно мощная.

224

Не так плохо Союз выглядел и по продовольствию. Правда, мяса (на душу) съедали процентов на 20—30 меньше, чем в Европе и Америке, но молока и масла — столько же. И яиц, и рыбы, и сахара, а уж о хлебе и картошке и говорить нечего. Разумеется, теперь реформаторы говорят: «Не верьте! Половина добра пропадала в потерях». Это неправда. Потери — да, были, но едва ли больше 10%. (Еще 15—20% просто раскрадывались, но они же не терялись для потребления!) Тем более что продукция приусадебных участков не учтена. Впрочем, сельское хозяйство уже при Советах выглядело плохо: низкая эффективность колхозного труда общеизвестна.

Конечно, продуктов много. Только почему за всем были очереди и все в дефиците? Опять же, сравним производство и торговлю хотя бы с соцстранами: там было намного лучше. При той же продуктивности. Разница — в психологии. Ажиотажный спрос порождает дефицит. Между ними есть положительная обратная связь: взаимно усиливают друг друга.

Я ничуть не защищаю социализм: утопия, небиологичен в своей основе, не стимулирует труд, непроизводителен, неэкономичен.

Вот, к примеру, «перлы» из того же справочника: в сравнении с США производство станков — в полтора раза больше, тракторов — в 6 раз, комбайнов — в 10 раз. Но если подсчитать, сколько сельхозтехники тратилось на тонну (или миллион тонн) зерна, то получается — в двадцать раз больше, чем у капиталистов. Поэтому постоянно всего не хватало. То же касается трат электроэнергии на единицу продукции (ВВП) — в 5—7 раз больше, чем в Европе. Не говоря о Японии. Подобное же положение с металлоемкостью. При таких затратах для дальнейшего роста объемов производства в Союзе просто не хватило бы ресурсов. Ко-

225

гда открылся рынок для западной бытовой техники, оказалось, что наша неизмеримо хуже.

(Да, но китайская была тогда еще хуже нашей. А теперь, смотри — подтянулись. Так что не все было потеряно.)

Баланс потерь и остатков

Сколько раскрадено и испорчено, и сколько осталось? Это важно не для прокуратуры — прошлого уже не вернуть, а для прогнозов на будущее.

В связи с этим: вопрос о «фондах». Фонды — это цена оборудования, дающего национальный доход (по терминологии советских статистиков.)

Так вот, в начале реформ, в 1988 году, основные фонды всех отраслей производства Союза составляли 1800 миллиардов рублей. На РСФСР падало 1100 миллиардов. В справочнике приведен его состав — промышленность, сельское хозяйство и другие статьи, в частности социальные. Капиталовложения составили 8% фондов в год. Для России это было 88 млрд руб. Представляете цифру? Теперь бы России такую сумму!

Сколько из этих 1100 миллиардов стоимости фондов РСФСР осталось спустя 12 лет? И в каком они состоянии?

У меня нет детальных данных об объемах производства в России за 2000 год. Только отрывочные сведения из прессы и Интернета. Знаю, что нефти добыто около 400 миллионов тонн, стали сварено около 60 миллионов тонн, то есть снижение (для России) примерно на 30%. Но это — экспортные отрасли промышленности, работающие на природных запасах. По машиностроению и легкой промышленности потери достигают 80%. Сельское хозяйство и пищевая промышленность утратили около половины. Энергетика пострадала меньше других отраслей. Воен-

226

ная промышленность — больше, работают только на экспорт — давая товаров на 5—7 млрд долл. (Надежды на конверсию не оправдались.) В целом производство упало процентов на шестьдесят.

Это, однако, не означает, что оставшиеся действующие фонды в должном рабочем состоянии.

Известно, что для поддержания оборудования «в форме» существуют ежегодные отчисления на амортизацию в размере 5—8% его стоимости. Полагаю, что со времени перестройки больше 2—3%, необходимых на срочные нужды, не отчислялось. За 12 лет накопился износ примерно на половину первоначальной стоимости еще работающих предприятий. Они производят те 40% продукции, которые еще дает промышленность. А каково состояние тех заводов, которые остановлены совсем или еле дышат? Плохое, конечно. В общем, очень приблизительные и оптимистичные расчеты показывают, что исчезло фондов примерно на 500—700 млрд руб. Конечно, не все они присвоены олигархами и капиталистами помельче. Наверное, половина оборудования просто исчезла, превратилась в лом.

Это как раз те миллиарды, в дореформенных рублях, которые нужны для восстановления производства в России.

К ним нужно прибавить амортизацию «непроизводственных» фондов — квартиры, социальная и бюджетная сфера. По России эти фонды составляли 600 млрд рублей. Они тоже амортизировались и тоже не ремонтировались. Прибавьте к потерям промышленности еще 100 млрд.

Большая сумма получается, очень большая! Дорого обошлась революция России! Около 40% всего прежнего достояния. Столько потеряли в войну. Впрочем, любая революция стоила примерно столько же. Вспомним хотя бы Октябрьскую: после Гражданской войны промышленность «лежала». Но НЭП ее поднял за 5 лет.

227

Подсчитал эти цифры, засомневался, проверил — кажется, все верно. Возможно, плюс-минус 10—15% ошибки. Положения они не меняют.

Ну, а если перечитать на доллары? Полагаю, что примерно столько же. Советский курс доллара был 67 копеек, и он приблизительно соответствовал реальности. За десять прошлых лет доллар «похудел» на треть. Теперь так и выйдет — один доллар за «бывший» рубль.

Куда девалась собственность? «Разворовали» — это слишком обще, но близко к истине. Образовался новый класс богатых людей — около 3% населения: «Новые русские». Это не только настоящие бизнесмены, скупившие по дешевке предприятия, но и директора государственных заводов, и чиновники, нажившиеся на взятках. Они построили виллы вокруг городов, сделали «евроремонты» в апартаментах, накупили роскошных автомобилей, открыли рестораны. То есть изъяли капитал из производства, омертвили его. Но главное — вывезли за границу. «Бегство капитала» — первый признак неустойчивости государства. В наших СМИ постоянно мелькают цифры — вывозят 20— 30 миллиардов долларов в год. Иногда называют общую сумму — 100 и даже 300 млрд. Это большие цифры, сравнимые с исчезнувшими фондами. Всем кажется — верните их, и Россия завтра оживет. Однако эти цифры — безответственны. Во-первых, преувеличены. Во-вторых, они включают суммы оборотных средств, используемых в частной международной торговле. Кроме того, некоторая доля вывезенного капитала уже возвратилась под видом инвестиций западных смешанных компаний. Поэтому не приходится рассчитывать, что вот они и возродят Россию.

Примерно 500—600 млрд долл. нужно, чтобы вернуть экономику к полноценной жизни.

Как быстро можно восстановить утраченное? Ради интереса, обратимся к советскому прошлому. В справочни-

228

ке есть таблица динамики развития. 60% фондов 1988 года были уже в 1978 г. Значит, 40% прибавилось за 10 лет. И это при условии, что машиностроение будто бы на 40% работало на вооружение, что одновременно, и сверх расширения фондов, производились нормальные отчисления на амортизацию существующих.

Получились цифры столь же обнадеживающие, сколь

инереальные для нового времени. Не может государство из бюджета каждый год выделять на реконструкцию заводов (восстановление фондов) 50—70 млрд долл., когда и весь бюджет около 30 млрд. Да и сами эти фонды, которые нужно расширять, теперь уже на три четверти принадлежат частному капиталу. Народ уже не тот: не выдержит такого зажима семейного бюджета. Это в первую пятилетку могли запустить такую эксплуатацию, что на потребление шло 20—25%, а остальное — на накопление, на строительство. Сам был техником на одном из заводов первой пятилетки и помню, чем кормили в столовой, во что одевались,

ибараки, в которых жили.

Теперь на дворе капитализм, и у него свои законы: выжать максимум прибыли, а куда ее девать — дело владельцев капитала. Может быть, лучше вывезти за границу? «На всякий случай» — вдруг опять начнут отбирать? (Коммунисты бдят, да и президент, похоже, человек решительный.)

Есть еще один интересный нюанс. Непроизводственные фонды Союза составляли 900 млрд. Считайте, 60% — Россия. Получается около 600 млрд. Это жилой фонд, здравоохранение, образование, наука, культура, торговля и снабжение. Все это осталось в наследство новой России. Так вот, амортизация этого хозяйства в Союзе требовала 10 млрд в год. Бюджет, в переводе на долю России, составлял 280 млрд руб. Выделить из них 10 не представляло труда. А теперь? Когда бюджет 29 млрд? При том, что 12 лет почти

229

ничего не ремонтировалось. Не удивительно, что в зимнее время города сидят без тепла и света: все обветшало.

Кроме затрат на ремонты фондов социальной сферы нужны главные средства — на саму эту сферу: зарплату, оборудование. Подумать только: 60 млрд тратилось только на просвещение, науку и здравоохранение. Социальное обеспечение и страхование стоило еще 40 млрд. Сверх того 20 млрд тратилось на жилищное строительство и 2 млрд — на ремонт жилья. В сумме поддержание жизни народа, сверх зарплаты, требовало от бюджета около 100— 120 млрд руб. (Пересчитано только на Россию.)

Просто удивительно, как советское государство управлялось с таким социальным хозяйством, да еще и выделяло на оружие, достойное сверхдержавы, с замахом на мировую революцию. Сколько выделяло? Формально из бюджета СССР, на армию — только 5%. Сколько фактически, из статьи «На народное хозяйство», а это было — 53% бюджета, то есть — 242 млрд — никто не знает. На Западе подсчитали, что 15% «валового продукта» шло на оборону — это свыше 300 млрд. Наверное, империалисты преувеличили — весь бюджет Союза был 470 млрд. Но не очень много перебрали: кроме 240 млрд («народное хозяйство») еще урывали из статьи науки, образования, из средств предприятий.

Все это я перечисляю, чтобы показать, сколько трудностей от социализма досталось в наследство демократической России.

Как можно было поднять эти непомерные социальные и оборонные расходы теперь (пусть даже без оружия), когда производство не работает, а все социальные «учреждения» действуют, да плюс еще неработающие, но не приватизированные государственные заводы? Это возможно, только если снижать реальную зарплату и пенсии «потребителям» этих трат, трудящемуся народу — через новые

230

зарплаты, деньги и цены. Да еще и задерживать их выплаты — на месяцы и годы. Так и есть: по соотношению цен и зарплат реальные доходы простых граждан уменьшились в 4—5 раз. То есть демократы опять вывели народ на тот уровень жизни, что был примерно в конце тридцатых годов. К тому же для среднего трудящегося создался еще «налог» — специально от капитализма: содержать богатых сограждан. Неравенство при Советах было около 1:5, считая по 10% бедных и богатых, а стало 1:12. (А может, и 1:15.) Не удивительно, что многие хотят обратно в социализм.

Еще цифры и обстоятельства

Я, наверное, надоел этими цифрами: что уже о них говорить? Дело прошлое!

Не скажите. Это прошлое висит над Россией тяжким грузом. (А у некоторых вызывает желание «переиграть».)

Увы, финансы, фонды — еще не весь груз, что мешает войти в капитализм. Есть еще психология граждан. Это особая тема, но обойти ее я не могу: не будет истинной картины.

Только ли из-за военных расходов при Советах мы жили, скажем, осторожно — «недостаточно хорошо» в сравнении с Западом, так, что захотели лучше?

Разберемся.

Вот данные из того же справочника, СССР в процентах от США: производительность труда в промышленности — 54%, в сельском хозяйстве — 16%. Видите, социализм был уже совершенно «зрелым», но не очень эффективным. Тут уж на военные расходы не спишешь — это качество «системы».

Производительность труда определяется такими факторами: 1. Напряжением сил работника. 2. Его квалификацией. 3. Организацией труда, чтобы все работали и были

231