Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Акушерство и гинекология / Морозова_К_В_Полиморфизм_генов_ферментов_детоксикации,_антиоксидантной

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
2.44 Mб
Скачать

6 женщин (3,97%), в контрольной группе показатель оказался еще ниже и составил 1,62 % (n=2), статистического различия не наблюдалось (Рис.6).

По частоте встречаемости эктопии шейки матки в процентном соотношении также не выявлено различий между двумя группами, что составило в основной группе 30,73% (n=46) пациенток и контрольной28,94% (n=36) соответственно (Рис.6).

Наличие рубцовой деформации шейки матки в результате разрывов в родах выявлено у 19 пациенток основной группы -12,58% , в контрольной группе этот показатель был ниже и составил 5,69 % (n=7), однако достоверной разницы при сравнении двух групп нами не установлено (Рис.6).

Принимая во внимание, что у пациенток основной группы значительно чаще, чем в контрольной, имели место такие заболевания как миома матки, аденомиоз, патология молочных желез, можно предположить наличие взаимосвязи между неблагоприятными исходами беременностей у женщин в основной группе с отягощенным гинекологическим анамнезом.

Другим важным критерием оценки репродуктивного здоровья является наличие хронических воспалительных заболеваний органов малого таза.

Известно, что персистирующие инфекционные процессы половых органов ставят под угрозу нормальное течение беременности (65). Так, при наличии хронического цервицита возникает риск восходящего инфицирования плода.

При эндометрите происходит повреждение эндометрия, что приводит к нарушению имплантации плодного яйца, возникновению антигенной агрессии материнского организма против клеток эмбриона, как чужеродных

(22,27).

Наличие хронического очага инфекции в придатках матки может привести к неполноценности формирующегося желтого тела, что повышает риск потери беременности (68).

61

В нашем исследовании у пациенток основной группы хронический цервицит был выявлен в 4 раза чаще, чем в контрольной группе: в 22,51% (n=34) и 5,69% (n=7) наблюдений соответственно. Достоверная разница составила χ² 15; р=0,0001 (Рис. 7).

*Различия статистически достоверны, р<0,05

Рис. 7. Частота воспалительных заболеваний органов малого таза у обследованных пациенток.

В нашем исследовании пациентки основной группы были чаще подвержены хроническим воспалительным заболеваниям придатков матки , по сравнению с контрольной. Процентное соотношение составило 29,13 % (n=44) и 17,88 % (n=22) соответственно. При сравнении двух групп разница была достоверна: χ² 4,69; р=0,03 (Рис. 7).

Согласно приведенным выше данным, очевидно, что обследованные нами женщины в основной группе страдали хроническими воспалительными заболеваниями органов малого таза достоверно чаще пациенток контрольной группы. Это говорит о разнице в репродуктивном здоровье между рассматриваемыми группами женщин и объясняется включением в основную группу пациенток с заведомо отягощенным гинекологическим анамнезом. При проведении комплексной оценки репродуктивного здоровья женщины немаловажную роль играет выявление нарушений микрофлоры влагалища и наличие инфекций, передающихся половым путем.

62

Одним из распространенных нарушений нормального микробиоценоза влагалища является бактериальный вагиноз (2). У пациенток в нашем исследовании он встречался значительно чаще в основной группе, в 38,41 % (n=58) наблюдений, а женщины контрольной группы были почти в четыре раза реже подвержены этой патологии – 8,13% (n=10), с достоверной

разницей:

χ²

 

 

33;

 

 

 

р=0,0001

 

 

(Рис.

8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бактериальный вагиноз

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кандидоз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВПГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная группа

 

ВПЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦМВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хламидиоз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

20%

40%

60%

80%

100%

 

 

 

*Различия статистически достоверны, р<0,05

Рис.8. Частота нарушений микробиоценоза влагалища и инфекций, передающихся половым путем у обследованных пациенток.

Как результат дисбиотических процессов наружных половых органов у женщин в нашем исследовании наиболее часто имел место кандидоз. У пациенток основной группы выявлено превалирование данной патологии, что составило 86,09 % (n=130) наблюдений, а в контрольной группе этот показатель был достоверно ниже и составил около 52% (n=64). Коэффициент достоверности соответствовал χ² 38; р=0,000001 (Рис. 8).

Инфекции, передающихся половым путем, также могут в разной степени негативно влиять на течение беременности. В частности, вирусное поражение зачастую приводит к внутриутробному инфицированию и в результате повышает риск НБ (71).

63

На первом месте по частоте инфицирования у обследованных нами женщин находился вирус простого герпеса. В основной группе на его носительство указало почти в два раза больше пациенток, чем в контрольной, что составило 69,53% (n=105) и 39,02% (n=48) соответственно. Статистическая разница была достоверна χ² 25; р=0,00001 (Рис.8).

У пациенток основной группы также достоверно чаще было выявлено носительство вируса папилломы человека различных типов. У женщин в основной группе носительство ВПЧ отмечено у 23,84 % (n= 36), в контрольной группе - всего у 13,82 % (n=17). При сравнении двух групп разница оказалась достоверной χ² 4; р=0,03 (Рис.8)

Носительство цитомегаловирусной инфекции в основной группе составило 13,90 % (n= 21), в контрольной группе этот показатель был ниже - 10,56% (n=13), однако достоверной разницы выявлено не было (Рис.8).

Среди инфекций, передающихся половым путем, пациентки нашего исследования указали на перенесенный в анамнезе хламидиоз. Несмотря на частоту встречаемости в основной группе в 21,19 % (n=32) наблюдений, а в контрольной группе - почти в два раза реже – у 12,19 % (n=15) наблюдений, при сравнении достоверной статистической разницы установлено не было

(Рис.8).

 

 

 

Исходя из вышеперечисленного, ясно, что

у пациенток основной

группы

в анамнезе значительно чаще имели

место

вирусные и

бактериальные инфекции гениталий. Эти результаты объясняются включением в основную группу пациенток с заведомо неблагополучным акушерско-гинекологическим анамнезом.

При оценке количества перенесенных гинекологических операций было установлено, что коагуляция шейки матки по поводу эктопии шейки матки была проведена 39,73 % (n=60) пациенткам основной группы, против 31,70% (n=39) в контрольной группе, в результате сравнения двух групп достоверной разницы не выявлено.

64

Также несколько пациенток в обеих группах в анамнезе перенесли раздельное диагностическое выскабливание слизистой матки по поводу патологии эндометрия.

Оперативное лечение по поводу апоплексии яичника в объеме резекции яичника было выполнено всего двум пациенткам в основной и двум в контрольной группах.

Таким образом, по анамнезу перенесенных гинекологических операций обе группы статистически не различались.

В нашем исследовании мы провели сравнение частоты приема оральных контрацептивов пациентками обеих групп с целью контрацепции и лечения гинекологических заболеваний до беременности. По полученным результатам установлено, что больше половины женщин основной группы использовали гормональные контрацептивы, на их прием указали 68,87% (n=104). В контрольной же группе пациентки достоверно реже принимали оральные контрацептивы, их количество составило 41,46% (n=51). Выявлена достоверная разница: χ² 20,7; р=0,00001 (Рис. 9).

100%

 

 

*

 

 

90%

*

*

*

 

 

80%

 

 

70%

 

*

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

Основная группа

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

10%

 

Контрольная группа

 

 

 

 

0%

 

 

*Различия статистически достоверны, р<0,05

Рис. 9. Частота приема препаратов обследованными пациентками до и вовремя беременности.

65

Для уточнения характера течения беременностей у пациенток основной и контрольной групп мы посчитали необходимым сравнить частоту приема различных препаратов во время гестации.

Препараты из класса гестагенов в составе терапии, направленной на пролонгирование беременности, были назначены большинству пациенток в основной группе, их количество соответствовало 56,94% (n=88), в контрольной группе этот показатель составил 14,63% (n=18) наблюдений, при сравнении выявлена высокая достоверная разница: χ² 51,5; р=0,000001 (Рис. 9).

В группах обследованных нами женщин отличалась частота приема препаратов, содержащих магний. В основной группе подавляющее большинство пациенток - 74,17 % (n=112) во время беременности принимали препараты магния, в контрольной группе также достаточно часто выявлено употребление этих препаратов – 55,28 % (n=55), коэффициент достоверности при сравнении групп составил: χ² 10,7; р=0,001 (Рис. 9).

Витамин Е во время беременности принимали 92,71 % (n= 140) женщин основной группы, в контрольной группе также большинство пациенток указали на прием этого препарата 78,15% ( n=93), χ² 12; р=0,0006 (Рис.9).

Наибольшая разница между исследованными группами установлена в приеме антиагрегантов. В основной группе эти препараты принимали 68, 87% (n=104) беременных пациенток, тогда как в контрольной группе на прием антиагрегантов во время беременности указали всего 2 женщины, что соответствовало 1,62%, достоверная разница составила: χ² 129,2;

р=0,0000001 (Рис. 9).

Все перечисленные лекарственные средства применяются в акушерстве и гинекологии с целью лечения угрозы прерывания беременности и пролонгирования гестации (71). Основную группу в нашем исследовании составили женщины с одним или несколькими эпизодами потерь беременности в анамнезе. Очевидно, что столь высокая разница в приеме

66

этих препаратов, в сравнении с контрольной группой, обусловлена заведомо неблагоприятным течением гестации у этих пациенток. Назначение же этих препаратов пациенткам в контрольной группе при незначительных тянущих болях внизу живота и при отсутствии эпизодов кровяных выделений может объясняться современным подходом к ведению беременности - назначение не всегда оправданного количества лекарств с

профилактической целью.

 

 

 

Немаловажным критерием

здоровья женщины

и перспективы

вынашивания беременности является репродуктивный анамнез.

Среди

обследованных нами

пациенток

было

незначительное

количество женщин, прошедших лечение от бесплодия.

 

Восновной группе бесплодием страдали 4,63% пациенток (n=7), в группе контроля эта патология диагностирована только у 2 женщин, что соответствовало 1,62%, достоверной разницы выявлено не было.

Основную патологию беременности в нашем исследовании составило привычное невынашивание. У пациенток основной группы привычное невынашивание наблюдалось в 53,64% (n=81) случаев. Для контрольной группы наличие эпизодов репродуктивных потерь в целом и привычного невынашивания в частности являлось критерием исключения.

Входе сбора анамнеза выявлено различие между пациентками обеих групп по общему числу беременностей. В основной группе среднее

количество беременностей составило 3,48 0,27, тогда как в контрольной группе оно составило 2,71 0,1 с достоверной разницей: t=4,05;p=0,000067 (Рис. 10).

Количество беременностей, закончившихся родами, также отличалось между группами. Для основной группы средний показатель составил 0,80 0,06. В контрольной группе наблюдалось значительно большее количество благополучных беременностей, среднее количество родов

67

колебалось в пределах 2,23 0,06, что было статистически достоверным: t=15, 44;p=0,0000001 (Рис.10).

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная группа

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная группа

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

Количество

Количество

Количество

беременностей

родов

прервавшихся

абортов

 

 

беременностей

 

*Различия статистически достоверны, р<0,05

Рис. 10. Характеристика репродуктивной функции обследованных пациенток.

Ванамнезе у пациенток, включенных в исследование, присутствовали аборты. Количество беременностей, прерванных по желанию пациентки в обеих группах статистически не отличалось. Для основной группы этот показатель составил 0,55 0,09, в контрольной группе он оказался чуть меньше и составил около 0,45 0,08 (Рис.10).

Входе анализа реализованности репродуктивной функции обследованных нами женщин было установлено статистически значимое превалирование количества беременностей у пациенток основной группы. Все пациентки в основной группе имели в анамнезе как минимум 2 эпизода потери беременности, при отсутствии таковых в контрольной группе. Однако количество родов в основной группе оказалось в разы ниже, чем в контрольной, в которой превалировало число благополучно доношенных беременностей. Это также обусловлено критериями включения пациенток в группы.

Отдельно мы считали необходимым провести характеристику прервавшихся беременностей у пациенток основной группы по сроку гестации на момент поступления в стационар и размеру плодного яйца.

68

Принимая во внимание, что в гестационном сроке до 7 недель основной причиной потери беременности являются аномалии кариотипа плода, с целью сведения к минимуму вероятности наличия этой патологии, критерием отбора женщин в основную группу оказался срок на момент гибели плодного яйца более 7 недель. В исследование также не были включены случаи анэмбрионии и беременности, наступившие в результате ЭКО.

Таким образом, срок беременности у пациенток основной группы составил в среднем 11,55 0,27 недели, при этом размер плодного яйца, установленный при УЗИ исследовании, колебался в пределах 9,73 0,27 недель.

Подводя итог анализу клинической характеристики обследованных пациенток нужно отметить, что такие вредные привычки , как табакокурение и частое употребление алкоголя, повышают риск развития многих заболеваний различных органов и систем. В случае, когда к ним имеет склонность беременная женщина, под угрозу ставится как нормальное развитие эмбриона, так и течение самой беременности. Курение во время беременности вызывает гипоксию в тканях, повышает риск формирования различных пороков развития и невынашивания беременности (71). Алкоголь в высоких дозах оказывает токсическое воздействие на весь организм и может нарушить нормальное течение беременности (43). Достоверно чаще пациентки основной группы в нашем исследовании имели склонность к перечисленным вредным привычкам, что может обуславливать большую их предрасположенность к соматическим заболеваниям и оказать косвенное влияние на неблагоприятный исход беременности.

Сильным дестабилизирующим фактором для организма является стресс

(1). В условиях жизни в мегаполисе, высокого уровня психоэмоционального напряжения современные женщины часто находятся в условиях

хронического

эмоционального

стресса,

что

приводит

к истощению

защитных ресурсов организма.

Все

это

доказано

способствует

 

 

 

 

 

69

формированию психосоматических и органических нарушений в организме. Необходимо отметить, что одним из разрушающих механизмов воздействия стресса является увеличение свободнорадикального окисления и накопления активных форм кислорода (1). Таким образом, стресс неблагоприятно влияет и на течение беременности, и женщины именно основной группы нашего исследования указали на чрезмерное присутствие стресса в их жизни, включая период гестации.

Что касается экстрагенитальной патологии, то общее соматическое здоровье женщин в основной группе оказалось хуже, чем в контрольной. Заболевания различных органов и систем также приводят к осложненному течению беременности. Нарушение жирового обмена, артериальная гипертензия, эутиреоидный зоб, заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще наблюдались у пациенток основной группы.

Персистенция очагов хронического воспаления экстрагенитальной локализации может также неблагоприятно влиять на развитие беременности, приводя к системной интоксикации в результате обострения, либо к внутриутробному инфицированию (71). В нашем исследовании у пациенток основной группы чаще, чем в контрольной, встречался хронических бронхит, что может быть обусловлено большим процентом курящих женщин в этой группе. Воспалительные заболевания мочевыделительной системы также чаще наблюдались в основной группе, что коррелирует и с большим процентом инфекций половых органов у этих пациенток.

Другим критерием характеристики репродуктивного здоровья является гинекологический анамнез. Что касается гинекологической патологии, то такие заболевания, как миома матки, аденомиоз, фиброзно-кистозная мастопатия, в основной группе выявлены у большего числа пациенток.

Отдельно стоит отметить наличие у пациенток заболеваний половых органов, обусловленных инфекционным фактором. Так, инфекции, передающиеся половым путем, персистирующие в организме во время беременности, могут приводить к дефектам имплантации плодного яйца, к

70