Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Зарахович, Я. А. Янтарь

.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
22.10.2023
Размер:
16.59 Mб
Скачать

кружка и янтарный чайник являют собой примеры наименее самостоятельного применения янтаря. Узко поняты и ограниченно использованы здесь его декоративные возможности. Поэтому обе вещи могут быть отнесены к группе предметов, обнару­ живающих скорее мастерство ювелирной работы.

Можно сказать, что в облицовке серебряно­ го чайника янтарь использован не столько уже ради самого себя, сколько для цветового сопоставления с золоченым серебром оправы и эмалью ее ор­ наментов. Это пример еще одного направления в работе с янтарем*.

* Материал о янтарном собрании Оружейной палаты пред­ ставлен научным сотрудником палаты Г. А. Марковой.

еликолепным и единственным в своем роде образцом художественной обработ­ ки и декоративного применения янтаря

была знаменитая янтарная комната в Екатеринин­ ском дворце-музее под Ленинградом.

Описанию и истории создания этого уникально­ го произведения посвящены страницы многих ис­ следований. В частности, в журнале «Старые годы» о янтарной комнате писали известный искусство­ вед Вильчковский и советский академик А. Е. Ферс­ ман. Знаток драгоценных и поделочных камней Фелькерзам так описывает янтарную комнату: «Она

71

представляет смесь стилей барокко и рококо и яв­ ляется настоящим чудом не только по большой цен­ ности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусочков полиро­ ванного янтаря, почти однообразного желтовато-ко­ ричневатого цвета... Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде произ­ ведения! Богатый, фантастический стиль барокко, примененный в декорации комнаты, еще увеличивает трудность решения этой задачи. Несмотря на все технические затруднения, непрочность и хрупкость, янтарь отлично приспособлен к формам орнамента барокко.

Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре мозаичных пейзажа с аллегорическими изо­ бражениями четырех человеческих чувств. Картины эти исполнены из цветных камней и вставлены бы­ ли при Елизавете в рельефные янтарные рамы».

Долгое время считалось, что детали комнаты из­ готовлены в Данциге знаменитым мастером Туссо под руководством архитектора Шлюттера, Однако А. Н. Петров, автор монографии «Пушкин. Дворцы и парки» (1969 год, издательство «Искусство», Ле­ нинград), утверждает, что история создания янтар­ ной комнаты выглядит иначе.

«В 1701 году датский король Фридрих IV ре­ комендовал прусскому королю Фридриху I своего придворного мастера работ из янтаря Готфрида Вольфрама для изготовления янтарного кабинета.

72

После шести лет работы Вольфрам оказался вынуж­ денным передать незаконченные части янтарного кабинета данцигским мастерам Готфриду Турову и Эрнсту Шахту. В 1711 году эти два мастера довели работу до конца. Проект декоративного оформле­ ния янтарного кабинета был выполнен, по-видимо­ му, Андреасом Шлюттером. Предполагалось, что кабинет явится одним из лучших украшений коро­ левского дворца в Шарлоттенбурге, в окрест­ ностях Берлина. Вместо этого он был смонтирован в одном из помещений королевского дворца в Бер­ лине».

Янтарный кабинет был подарен королем Прус­ сии Фридрихом I русскому царю Петру I после зна­ менитой битвы под Полтавой, в которой русские войска разгромили «непобедимую» шведскую армию Карла XII.

Россия заявила о себе как держава, с которой следует считаться и которую следует уважать. Пруссия искала дружбы со своим могущественным соседом.

В 1716 году в Берлин прибыло великое посоль­ ство Петра, встреченное с большими почестями, ка­ кие здесь не оказывали еще ни одному королю. Среди прочих достопримечательностей Фридрих по­ казал русскому царю чудо искусства своих масте­ ров— янтарный кабинет. Он не мог и предполо­ жить, что «варвара» так глубоко и искренне вос­ хитит этот шедевр. Увидев это, король решил сделать гостю дорогой подарок. Это был своего ро­ да и дипломатический дар — плата за безопасность восточных границ королевства, дань уважения к подвигам русских солдат, полководческому гению Петра и русских генералов.

73

Петр был рад подарку. «Получил преизрядный презент...» — писал он жене в Россию. Для встречи судна с ценным грузом он направил в Мемель (Клайпеду) специальную миссию. А находившемуся в Курляндии обергофмейстеру Бестужеву-Рюмину наказал:

«Монсеньер! Когда прислан будет из Берлина в Мемель от графа Алексея Головина кабинет янтар­ ный (который подарил Нам королевское величество Прусский), и оный в Мемеле прийми и отправь не­ медля через Курляндию на курляндских подводах до Риги с бережением с тем же посланным, кото­ рый Вам сей указ объявит, и придайте ему до Риги на пищу денег, дабы он был доволен, и естли бу­ дет требовать под тот кабинет саней, и оные сани ему дайте».

Из архивных документов известно, что ящики с деталями, со специальной инструкцией о способе их распаковки были получены в полной сохранно­ сти. Кабинет много лет находился в Зимнем дворце.

Во время строительства дворца в Царском Селе императрица Елизавета вспомнила о янтарном ка­ бинете. В книге одного из первых историков Цар­ ского Села Ильи Яковкина содержится интересная запись, относящаяся к 1755 году:

«Ея Величество, в Высочайшее свое присутствие в Царском, через Обер-Архитектора, повелела, Ию­ ля 11 дня, Бригадиру Григорьеву, чтоб из Зимнего дома янтарный кабинет, через убиравшего оный янтарного мастера Мартелли, со всякою осторож­ ностью собрав и опять уложив в ящики, перенести солдатам на руках, в Царское, под присмотром са­ мого мастера и ему опять убрать оным янтарем

74

во дворце царскосельском покой, который Ея Вели­ чеством для сего назначен будет».

Семьдесят шесть отобранных гвардейцев отпра­ вились из Петербурга в Царское Село. Бережно несли они носилки с уложенными на них тяжелы­ ми ящиками. Так велела императрица переправить кабинет в свой дворец.

Нелегко пришлось знаменитым мастерам Раст­ релли и Мартелли при монтаже комнаты. Помеще­ ние оказалось по высоте, количеству дверей и окон отличным от прежнего. Янтарных панно не хвата­ ло, и их невозможно было расположить в прежнем порядке. Растрелли добавил к недостающему янта­ рю зеркала на белых с золотом подзеркальниках, украсил их золочеными бра (эти зеркальные пиля­ стры делали русские мастера-умельцы: Иван Ко­ пылов, Василий Кириков, Иван Богачев). Таким об­ разом, монтаж янтарной комнаты заключался не в простом сборе готовых экспонатов: усилиями рус­ ских мастеров отдельные детали были заново изготовлены или дополнены новыми украше­ ниями.

По словам известного искусствоведа Вильчковского, янтарная комната в Екатерининском дворце по сравнению с первоначальным янтарным кабине­ том имела некоторое отличие: «Строгость стиля, художественный замысел Шлютгера, первого авто­ ра кабинета, были нарушены, но «варвар», нару­ шивший творение художника, был сам не меньший художник, и потому янтарный кабинет, став янтар­ ной комнатой, не потерял своей художественной ценности. Она органически вошла в гамму парадных комнат дворца, где Растрелли так широко развернул свой талант».

75

Получив мировую известность, янтарная комната около двухсот лет была гордостью мирового деко­ ративного художественного искусства. Екатеринин­ ский дворец стал местом паломничества. Многие приходили сюда лишь для того, чтобы увидеть зна­ менитый янтарный шедевр. И неизменно выража­ ли восторженное признание таланту его создателей.

Во время второй мировой войны фашистские за­ хватчики, ограбив Екатерининский дворец, похитили янтарную комнату. В 1942 году она была выстав­ лена для узкого круга лиц в Королевском замке Кё­ нигсберга. А затем исчезла. Дальнейшая судьба ее пока неизвестна.

прибалтийских республиках янтарь яв­ ляется своего рода традиционным укра­ шением. Он никогда не выходил здесь из

моды. Из века в век вместе с завещанием мать пе­ редавала дочери янтарные серьги, «сакту» или нит­ ку бус. И сейчас броши, «сакты», ожерелья и диа­ демы, широкие браслеты, «кнептины» из янтаря, исполненные в национальном стиле, пользуются большой популярностью как прекрасное дополне­ ние к современным нарядам.

В старой Латвии янтарь ценился наравне с зо­ лотом, и потому «аристократическое» ремесло ян-

77

тарореза ставили так же высоко, как и редкую про­ фессию ювелира.

Когда рядом с Латвийской республикой начал свое производство Калининградский янтарный ком­ бинат и не стало затруднений с сырьем, при Лиепайской школе прикладного искусства открыли пер­ вое в своем роде и единственное в мире отделение художественной обработки янтаря. Учить будущих янтарорезов взялся один из известнейших исследо­ вателей и знатоков янтаря Янис Судмалис. Выпу­ скниками этой школы являются известные теперь мастера В. Ансулис, Л. Бурвис, X. Кетерлиня.

Кроме того, при краеведческом музее Янис Суд­ малис организовал студию. Сорок человек обуча­ лись там прикладному искусству, изучали творче­ ское наследие народа, знакомились с законами ком­ позиции и получали практические навыки по технике обработки. С годами число студийцев уве­ личилось до ста пятидесяти. Сюда шли люди раз­ ных профессий. Приходили пионеры, домохозяйки. Всех их увлекло замечательное искусство.

По инициативе Министерства культуры Латвий­ ской ССР в городах и районах республики были организованы выставки народного искусства. Впо­ следствии были организованы отдельные выставки янтарных изделий в Лиепае, Риге, Москве, в ко­ торых принимали участие художники старого и мо­ лодого поколения и где лиепайские мастера-янтари- сты получили высокую оценку.

Янис Судмалис — один из самых энергичных по­ пуляризаторов латышского национального искусст­ ва. Он много пишет о янтаре, его книги и изделия неизменно экспонируются на выставках с 1920 года. Раньше, в конце сороковых — начале пятидесятых

78

годов, многочисленные броши, бусы, ожерелья, ис­ полненные латышским мастером, несли на себе сле­ ды западного «модерна». Со второй половины пя­ тидесятых годов Янис Судмалис меняет направле­ ние и избавляется от всего наносного и чуждого реалистическому искусству. Художник ищет, как лучше использовать природные формы янтаря, на­ ходит новые возможности его применения.

Так, на лиепайскую выставку 1962 года Судма­ лис представил свирель, выполненную из корня яблони. Она искусно декорирована кусочками янтаря, разнообразные оттенки которого удачно сочетаются с красноватым цветом дерева. Это из­ делие — образец высокого мастерства художни­ ка, одно из свидетельств его богатого таланта и вку­ са. У художника много учеников. И каждый из них не копирует своего учителя, а творит, чутко прислушиваясь к его опыту и к голосу времени.

Вот В. Ансулис. Ювелирные украшения из ян­ таря и металла, созданные им, пользуются большой известностью в Латвии. Чутко улавливая современ­ ные тенденции, художник смело изменяет тради­ ции. Он находит оригинальные сочетания янтаря и декорирующих материалов. В процессе творческих поисков Ансулис пришел к отказу от строгих кон­ туров, острых углов и граней, стремясь, как и его учитель Янис Судмалис, использовать внут­ реннюю структуру материала, его природную кра­ соту.

Обращают на себя внимание самобытные рабо­ ты другого латышского художника — Ольгерта Катерлинына. Его излюбленный материал — дерево. Он очень искусно сочетает его с янтарем. Можно бес­

79

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ