Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ландшафтоведение Исаченко А.Г.pdf
Скачиваний:
1494
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
5.33 Mб
Скачать

5. Систематика ландшафтов Типы ландшафтов Земли

Принципы классификации ландшафтов

Каждый ландшафт, по выражению Л. С. Берга, неповторим как в пространстве, так и во времени. Невозможно найти два одинаковых ландшафта. Из этого, однако, не следует, что исключено всякое качественное сходство между ландшафтами. Сравнение позволяет установить группы ландшафтов, принципиально близких по происхождению, структуре, динамике и другим существенным признакам, и тем самым классифицировать их.

Классификация — универсальная общенаучная процедура, без которой исследование не может считаться завершенным. Разработка классификации заставляет теоретически осмыслить все многообразие фактов, относящихся к изучаемым объектам. В классификации находит свое выражение синтез закономерностей развития, строения, функционирования, размещения сложных систем, в том числе и ландшафтов. Ландшафтная классификация имеет большое организующее значение как основа для научного описания ландшафтов всей Земли или любой ее части, вскрытия пробелов в наших знаниях о ландшафтах Земли и планирования исследований (например, размещения ландшафтных стационаров) .

Велико и практическое (прикладное) значение классификации. Число конкретных ландшафтов в мире должно измеряться пятиили шестизначной цифрой. В практических целях (например, при оценке условий для развития сельского хозяйства или потребности в мелиоративных и природоохранительных мероприятиях) бывает слишком сложно и даже нецелесообразно анализировать и оценивать каждый ландшафт в отдельности. Чаще возникает необходимость разрабатывать те или иные типовые нормы или мероприятия (градостроительные, агролесомелиоративные, природоохранные и т.п.) применительно к типовым же природным условиям, т.е. к некоторому, по возможности не очень большому числу ландшафтных групп. Здесь на помощь и приходит классификация, в которой огромное множество ландшафтов сведено в некоторое число типов, классов, видов. Можно ожидать, что типологически близкие ландшафты будут обладать сходным комплексом природных условий и ресурсов и в то же время

23l

однотипно отзываться на хозяйственные и мелиоративные воздействия. Создание классификации ландшафтов — сравнительно новая и очень сложная, пока еще недостаточно разработанная проблема. Принципы такой классификации могут различаться в зависимости от того, какие критерии положены в основу объединения ландшафтов. Всякая естественная (не искусственная) классификация основывается на существенных инвариантных свойствах объектов — на их генезисе, структуре, динамике. Эти критерии должны иметь, очевидно, руководящее значение и в ландшафтоведении. Но степень сходства может быть разной, что находит свое выражение в ступенчатости классификации, т.е. в использовании системы таксономических подразделений. По мере перехода от высших таксономических ступеней к низшим в классификацию вводятся все новые критерии, благодаря чему последовательно, по мере сужения круга охватываемых ландшафтов возрастает степень их общности. Следовательно, сходство ландшафтов сохраняется на всех ступенях систематизации — на уровнях типа, класса, вида, но на низших ступенях общих признаков будет больше, а на высших — меньше.

Разработка классификации требует сочетания индуктивного и дедуктивного подходов. При индуктивном подходе первичным материалом служат конкретные ландшафты, которые в результате выявления общих признаков объединяются в классификационные категории низшего порядка (назовем их видами), а затем последние группируются в роды, классы и т.д. При дедуктивном подходе сначала устанавливаются классификационные категории самого высокого порядка (назовем их типами), в рамках которых далее вычленяются таксономические подразделения последовательно все более низких рангов.

Индуктивный подход обеспечивает полноту учета конкретного ландшафтного разнообразия и индивидуальных особенностей ландшафтов отдельных территорий, но имеет чисто эмпирический характер. Если не руководствоваться определенными общими идеями и не «привязывать» детальные местные классификации к единой системе высших таксономических ступеней, то мы получим множество частных классификаций, которые трудно или вовсе невозможно «состыковать» между собой. К сожалению, из практического опыта известно много примеров такой ситуации. Поэтому необходимо, не дожидаясь, пока будут выявлены, описаны и сведены в первичные типологические объединения все ландшафты Земли (такая перспектива нереальна по крайней мере на ближайшие десятилетия), создать «сверху», т.е. дедуктивным путем, опираясь на уже известные ландшафтно-географические закономерности, принципиальную систему ландшафтов Земли на уровне самых высоких классификационных единиц. Такая система будет служить основой для упорядочения и увязки многочисленных детальных классификаций ландшафтов, которые разрабатываются в рамках различных административно232

политических или природных единств. В то же время использование индуктивного подхода («снизу») необходимо для детализации общей дедуктивной схемы и в конечном счете для создания возможно более полной и подробной ландшафтной классификации всей суши Земли.

Важнейшим рабочим инструментом классификации служит ландшафтная карта. На основе сплошного картографирования прорабатывается массовый материал ландшафтных съемок, проводится сравнение ландшафтов, органически сочетаются дедуктивный и индуктивный подходы. Последнее осуществляется в силу необходимости охвата и увязки в легенде карты всего ряда таксономических ступеней — сверху донизу. Чрезвычайно важно то, что карта не допускает ни пробелов, ни перекрытий. Это значит, что каждый контур карты получает строго определенное, единственное место в классификации (и соответственно в легенде карты); его возможное, «случайное» дублирование в составе какого-либо иного типа, класса или вида исключено. С другой стороны, ни один контур карты не может оставаться «пустым» — ему обязательно надо найти место в системе классификационных подразделений. Таким образом, сравнительно-картографический метод обеспечивает полноту и логическую строгость систематики ландшафтов.

Естественно, если речь идет о разработке общенаучной системы ландшафтов, которая не должна страдать узостью и эмпиризмом, присущими региональным схемам для небольших территорий, необходим ландшафтно-картографический охват достаточно обширных площадей, а лучше — всей суши. Это требование было учтено при разработке ландшафтной классификации, которая излагается в дальнейшем. Она основана на ландшафтном картографировании территории

СССР в масштабе 1:4 000 000 и всех материковв более мелких масштабах 1. Сходства и различия ландшафтов определяются многими причинами, и важно определить, в какой последовательности эти причины должны учитываться в таксономическом ряду. Важнейшие процессы функционирования ландшафтов, такие, как влагооборот, биологический круговорот веществ, почвообразование, продуцирование биомассы, определяются тепло- и влагообеспеченностью ландшафта, т.е. поступлением солнечной энергии и активной влаги. Распределение же тепла и влаги и их соотношение зависят от широтной зональности, секторности, высотной ярусности ландшафтов, и эти важнейшие закономерности ландшафтообразования должны служить исходными «координатами» при классификации ландшафтов.

Исходя из приведенных соображений, в качестве высшей таксономической ступени классификации предлагается считать тип ландшафтов. Основной критерий для разграничения типов ландшафтов — важнейшие глобальные различия в соотношениях тепла и вла-

1 См.: Исаченко А. Г. Ландшафты СССР. Л., 1985. С. 320; Исаченко А. Г., Шляпников А. А.

Природа мира. Ландшафты. М., 1989. С. 504; Ландшафтная карта СССР для высших учебных заведений. М., 1988.

233

ги, в гидротермическом режиме ландшафтов. Конкретными классификационными признаками служат такие показатели, как радиационный баланс, сумма активных температур (за период с средними суточными температурами выше 10° С), коэффициент увлажнения и коэффициент континентальности по Н. Н. Иванову. Кроме того, следует учитывать средние и экстремальные температуры воздуха, количество осадков, величину испаряемости. Общность ландшафтов одного типа проявляется в водном балансе, современных геоморфологических и геохимических процессах, условиях жизни органического мира, его структуре, продуктивности, запасах биомассы, биологическом круговороте веществ, типе почвообразования. Очень важной характеристикой каждого типа ландшафтов служит сезонный ритм природных процессов. Наконец, каждому типу ландшафтов присуща своя высотно-поясная «надстройка», т.е. особый тип поясности.

Поскольку в основу выделения типов ландшафтов положены наиболее общие критерии теплообеспеченности и увлажнения, следует ожидать, что они будут связаны с определенными ландшафтными зонами и секторами. Можно сказать, что тип ландшафтов — это объединение ландшафтов, имеющих общие зонально-секторные черты в структуре, функционировании и динамике. По зональным признакам все типы можно сгруппировать в группы, или серии, которые представляют собой аналоги по теплообеспеченности, а по секторным

— в ряды, представляющие аналоги типов по увлажнению (рис. 46). Номенклатура типов ландшафтов складывается соответственно из двух элементов: один указывает на положение в ряду теплообеспеченности (арктические и антарктические, субарктические, бореальные, суббореальные, субтропические и т.д.), другойна положение в ряду увлажнения (от гумидных до экстрааридных).

Существует также традиционная «зональная» ландшафтная номенклатура, основанная на использовании геоботанических признаков, например «вечнозеленые лесные ландшафты», «широколиственнолесные ландшафты», «таежные ландшафты» и т.д., но она менее удачна и не всегда пригодна для глобальных схем. Так, в южном полушарии нет таежных лесов, а вечнозеленые леса могут произрастать в гидротермических условиях, близких к тем, в которых у нас растут широколиственные или даже таежные леса. Кроме того, зональные геоботанические названия в той или иной мере характеризуют лишь ландшафты равнинных ярусов и неприменимы к горным ярусам, где формируются пояса, не имеющие ничего общего с «зональной» растительностью равнин. Номенклатура, основанная на гидротермических признаках, более универсальна. Например, понятие «суббореальные гумидные ландшафты» охватывает и равнинные ландшафты с широколиственными (листопадными) лесами, и некоторые их южноамериканские аналоги с вечнозелеными лесами в условиях достаточно прохладного (суббореального) климата, и всю

234

Рис. 46. Типы ландшафтов Земли в связи с теплообеспеченностью и увлажнением:

Σt10 — сумма температур выше 10° С, Ку— коэффициент увлажнения (шкалы даны в логарифмическом масштабе). Зональные ряды типов ландшафтов — аналогов по теплообеспеченности: А — арктические и антарктические, Са — субарктические (Са1 северные, Са2 типичные, Ca3 — южные), БСа — бореальносубарктические, Б — бореальные (Б1 — северные, Б2 типичные, Б3 — южные), БСб — - бореальносуббореальные, Сб — суббореальные (Сб1 — типичные, Сб2 — переходные к субтропическим), СT субтропические, Т — тропические, Сэ — субэкваториальные, Э — экваториальные. Ряды типов ландшафтов — аналогов по увлажнению: 1 - экстрааридные, 2 — аридные, 3 — семиаридные, 4 — семигумидные, 5 — гумидные

высотную «надстройку», формирующуюся на фоне суббореальных гумидных зонально-секторных условий.

Большинство ландшафтных типов представлено различными вариантами в обоих полушариях, на разных континентах, а нередкои в разных секторах одного континента. В таких случаях к названию типа прибавляются соответствующие эпитеты, указывающие на региональную приуроченность, а в тех случаях, когда варианты обусловлены изменениями степени континентальности, то и на этот признак. Примеры полных наименований: ландшафты бореальные (таежные) умеренноконтинентальные восточноевропейские; бореальные (таежные) умеренноконтинентальные североамериканские; суббореальные экстрааридные (пустынные) резкоконтинентальные среднеазиатские; суббореальные экстрааридные (пустынные) крайнеконтинентальные центральноазиатские. При повторном упоминании подобных названий или когда из контекста ясно, о чем идет речь, можно обойтись сокращенными обозначениями (например, таежные восточноевропейские, пустынные среднеазиатские ландшафты и т.п.). Размещение типов ландшафтов суши показано на карте (рис. 47) .

Характерные черты ландшафтов каждого типа, как правило, лучше всего выражены в центре его ареала; на периферии появляются признаки перехода к соседним типам. Это обстоятельство дает основание подразделять типы ландшафтов на подтипы, которые отражают постепенность зональных переходов. Во многих типах ландшафтов естественно выявляются три подтипа

— северный, средний и южный (например, в тундровых, таежных, суббореальных степных) . Но это не является правилом, особенно для тех ландшафтных типов, которые сами по себе имеют переходный характер (лесотундровые, подтаежные, лесостепные, субсредиземноморские и др.) или имеют относительно небольшой, нередко фрагментарный ареал (приокеанические лесолуговые и, луговые, и некоторые другие) . В подобных случаях может быть выделено два подтипа или же тип ландшафтов вовсе не расчленяется на подтипы.

На следующей таксономической ступени в классификацию вводится гипсометрический фактор, который служит критерием выделения классов и подклассов ландшафтов, отражающих ярусные ландшафтные закономерности. Главным высотным ландшафтным уровням соответствуют два класса ландшафтов — равнинный и горный. 0 существенных различиях между ними уже достаточно было сказано. Напомним, что главная отличительная особенность горных ландшафтов — наличие высотной поясности. В составе равнинного класса различаются два подкласса — низменные и возвышенные ландшафты (в том и другом могут быть особые барьерно-предгорные варианты), в классе горных ландшафтов — подклассы низко-, средне- и высокогорный. В выделении подклассов отражается постепенная трансформация характерных зонально-секторных признаков каждого типа по мере нарастания высоты над уровнем моря.

236

Высотные пояса учитываются через ярусное деление горных ландшафтов, т.е. через подклассы. Как уже было сказано, каждому типу (а также подтипу) ландшафтов присущ специфический полный ряд, или спектр, высотных поясов; отдельному подклассу отвечает определенный отрезок этого спектра, т.е. тот или иной пояс либо сочетание поясов и их фрагментов.

На нижних ступенях ландшафтной классификации в качестве определяющего критерия выступает фундамент ландшафта — его петрографический состав, структурные особенности, формы рельефа. Учет этого критерия дает основания для выделения в конечном счете классификационных единиц наиболее дробного таксономического уровня — видов ландшафтов. Ландшафты одного вида характеризуются наибольшим числом общих признаков и максимальным сходством в генезисе, наборе компонентов, структуре и морфологии. Морфологическое строение служит одним из ведущих признаков при объединении конкретных ландшафтов в виды. Видовое разнообразие ландшафтов чрезвычайно велико. Только на территории

СССР насчитываются многие сотни видов ландшафтов. Примеры видов представлены на рис. 48.

Между подклассом и видом можно различать промежуточные классификационные ступени, но они не имеют принципиального значения и к тому же пока недостаточно ясно определились в качестве универсальных категорий ландшафтной систематики.

Проиллюстрируем весь классификационный ряд на двух примерах: 1

Тип:

ландшафты бореальные (таежные) умеренноконтинен-

 

тальные восточноевропейские

 

 

подтип:

южнотаежные

вид:

холмисто-моренные на цо-

класс:

равнинные

 

коле из карбонатных пале-

подкласс:

возвышенные

 

озойских пород

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип:

ландшафты суббореальные экстрааридные (пустынные)

 

крайнеконтинентальные центральноазиатские

 

подтип:

северные пустынные

вид:

складчато-глыбовые на

 

класс:

горные

 

докембрийских породах с

 

подкласс:

высокогорные

 

кобрезиевыми пустошами

 

 

 

 

и каменистыми россыпями

 

Переходим к краткому обзору типов ландшафтов земного шара.

237

Рис. 47. Зональные группы типов ландшафтов Земли:

1 — полярные ледниковые, 2 — арктические и антарктические внеледниковые, 3 — субарктнчсские (тундровые), 4 — бореально-субарктические (лесотундровые), 5 — бореально-субарктнческие приокеанические (лесо-луговые), 6 — бореальные (таежные), 7 — бореально-суббореальные (подтаежные), 8 — суббореальные гумидные (широколиственнолесные), 9— субсредиземноморские, 10 — суббореальные муссонные, переходные к субтропическим, 11— суббореальные семигумидные (лесостепные), 12 суббореальные семиаридные (степные), 13 суббореальные аридные (полупустынные), 14 — суббореальные экстрааридные (пустын

ные), 15 — субтропические гумидные (влажные лесные), 15 — субтропические зимнегумидные (средиземноморские), 17 — субтропические семигумидные (лесостепные) и семиаридные (степные), 18 — субтропические аридные (полупустынные) и экстрааридные (пустынные), 19 — тропические экстрааридные (пустынные), 20 — субэкваториально-тропические аридньн (опустыненно-саванновые), 21 — субэкваториальнотропические семиаридные (типичные саванновые), 22 — субэкваториально-тропические семигумидные (влажно-саванновые, лесосаванновые), 28 — тропические гумидные (влажные лесные, экспозиционные), 24 — субэкваториальные сезонно-гумидные (лесные переменно-влажные), 25 экваториальные (влажные лесные)