Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Pravo_sobstvennosti_aktualnye_problemy.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.31 Mб
Скачать

2.2.4. О свойствах юридических связей между подземным

сооружением и участком недр, в котором оно располагается,

при переходе права собственности на подземное сооружение

к другому лицу

Не менее остро встает вопрос о юридических связях между этим сооружением и участком недр, в котором оно располагается, при переходе права собственности на подземное сооружение к другому лицу.

Как отмечалось выше, возможность перехода права на использование участка недр к другому лицу существенно ограничена Законом по кругу лиц, которым может передаваться такое право, и основаниям для его передачи. Закон о недрах не содержит норм, аналогичных нормам земельного законодательства, согласно которым к приобретателю постройки, земельный участок под которой принадлежал отчуждателю не на праве собственности, а на другом праве, автоматически переходит право на участок, принадлежавший отчуждателю.

При этом Закон не запрещает собственнику подземного сооружения отчуждать его и распоряжаться им в иных формах, приводящих к последующему отчуждению (залог и т.д.).

Более того, в силу существующих правил необходимым условием для перехода права на использование участков недр по основаниям, установленным в ст. 17.1 Закона о недрах, в ряде случаев (при переходе права на использование участка недр от материнского общества к дочернему и наоборот) является состоявшаяся "передача имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка". Здесь сам Закон требует, чтобы подземные сооружения были отчуждены их собственником другому лицу еще до передачи ему права пользования участком недр, и тем самым прямо санкционирует беститульное использование участка недр. При этом Закон не содержит оснований с уверенностью считать, что после перехода права собственности на подземное сооружение к другому лицу ему действительно будет уступлено право пользования соответствующим участком недр.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что наш Закон не содержит препятствий для отчуждения подземной постройки лицу, не обладающему правом пользования соответствующим участком недр.

Подводя итоги сказанному, надо констатировать, что в отечественном законодательстве пока еще не сформировались правила, которые бы ясно и целенаправленно структурировали юридические связи между участками недр и расположенными в них постройками.

Нормативные акты, регулирующие строительный процесс и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, почти не замечают особенностей гражданско-правового режима подземных сооружений и их юридической связанности с участками недр. Так, градостроительное законодательство не требует наличия у лица, получающего разрешение на возведение подземного сооружения, доказательств наличия права на участок недр. А законодательство о государственной регистрации не требует, чтобы при регистрации права на незавершенное строительством подземное сооружение предоставлялись документы о правах застройщика на участок недр.

Очевидно, что проявившиеся в последние годы попытки произвести улучшения законодательства в сфере установления юридических связей между правами на земельные участки и правами на расположенные на них постройки должны коснуться также прав на участки недр и расположенные в них постройки.