Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ_ЛК_4СЕМЕСТР.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
288.1 Кб
Скачать

Рационалистический дуализм р. Декарта.

Основоположником рационализма Нового времени считается французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650). Выдвинутое им учение стало называться по его латинизированной фамилии картезианством. Декарт был многосторонне развитым учёным и содействовал развитию философии, физики, математики и других наук. Например, в космогонии он предложил вихревую гипотезу образования вселенной; эта теория некоторое время (до появления учения И. Ньютона) пользовалась признанием в научных кругах. Школьники и студенты до сих пор используют Декартову систему координат для построения графиков математических функций. С помощью этой системы координат Декарт наглядно показал связь между алгеброй и геометрией как частями математики. Скончался Декарт в Стокгольме, куда был приглашён шведской королевой для преподавания ей философии.

Основными философскими произведениями Декарта являются «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Вся система знаний уподобляется Декартом дереву, корни которого образует метафизика (философия), ствол – физика, а ветви – частные науки, среди которых Декарт на первый план выдвигает медицину, механику и этику. Подобно тому как самые сладкие плоды мы получаем с деревьев, так и практическую пользу в наибольшей степени приносят частные науки.

Онтология. В основе мира две субстанции–духовная и материальная. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом. Атрибут, неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание (сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Д. пытался возвеличить человеческий разум. Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

Мир как машина. У Декарта очевидна попытка унифицировать действитель¬ность, изначально многообразную и изменчивую, посредством легко управляемой механической модели. Декарт устраняет пустое пространство; по его мнению, мир полон вихрей из тонкой материи, допускающей передачу движения с одного места в другое. Животные и человеческое тело не что иное, как механизмы, "автоматы", или "самодвижущиеся машины" разной степени слож¬ности, подобные "часам, составленным из колес и пружин, которые могут отсчитывать часы и измерять время". А многочисленные действия животных? То, что мы называем "жизнью", сводится к некой материальной сущности, т. е. к тончайшим и чистейшим элементам; переносимые кровью от сердца к мозгу, они распростра¬няются по всему телу, руководя основными функциями организма.

Идея Бога у Декарта. Разум обращается, читаем мы в "Метафизических размышлени¬ях", к врожденной идее Бога, "бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всеведущей субстанции, породившей меня и все сущее. Является ли она чисто субъективной или ее следует считать субъективной и одновременно объективной? Проблема существова¬ния Бога возникает не из внешнего мира, а в человеке или, скорее, в его сознании". По поводу идеи Бога Декарт говорит: "Это очевидно благодаря естественному свету и реально, как в силу действующей причины, так и в силу результата.

Антропология и гносеология. Декарт, будучи последовательным рационалистом, верил в беспредельные возможности разума. Однако следует разработать опирающийся на разум правильный метод постижения мироздания. Математика являлась для Декарта идеалом научного знания, и все науки должны ориентироваться на математические методы с их отстранённостью от показаний чувственного опыта. Декарт выдвигает 4 основные правила метода, гарантирующих максимальную достоверность познания:

  1. Принимать за истинное только то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (этим в частности и объясняется большая роль интеллектуальной интуиции в гносеологии Декарта). Именно ясность и отчётливость идей Декарт признаёт в качестве основного критерия их истинности. Если в каком-то положении можно усомниться, или оно воспринимается смутно и неясно, мы ни в коем случае не должны принимать его за истину.

  2. Делить каждую сложную вещь на простые составляющие её части и изучать их. Именно эти части, считает Декарт, можно познать ясно и отчётливо. По сути, на этом этапе мы производим операцию анализа изучаемого объекта.

  1. В познании мыслью следует идти от простейших, элементарнейших, то есть наиболее доступных нам вещей к всё более сложным, трудным для понимания. Происходит некое восстановление целостности объекта, предварительно расчленённого на простейшие элементарные части. На место анализа приходит обратная методологическая процедура – синтез. Результатом всех этих операций и будет познание вещи.

  2. Создавать как можно более полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В результате должна получиться некая последовательность идей в их восхождении от простых к всё более сложным, которую можно сравнить с непрерывным рядом натуральных чисел.

Декарт считал наиболее оптимальным и надёжным методом научного познания дедукцию, выведение всего знания из немногих интуитивно постигаемых идей. Декарт широко применяет так наз. метод радикального сомнения. Его роль заключается в том, что оно должно выделить то, в чём невозможно никакое сомнение, и что, согласно первому правилу метода, может рассматриваться в качестве гаранта истинности всего остального знания. Декарт скептически относится к чувствам, считая, что им не следует доверять, поскольку в показаниях чувств всегда можно усомниться. Следует также усомниться в существовании мира вне нас, ведь вполне возможно допустить, что всё испытываемое нами является сном или что нас обманывает некий злой волшебник.

Единственное, в чём нельзя усомниться, это само сомнение. Даже если мы усомнимся в сомнении, само сомнение не будет поколеблено. Но сомнение есть разновидность мышления. Следовательно, всегда будет дано мышление, которое следует считать критерием существования субъекта. Отсюда вытекает знаменитая формула Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» ("Cogito ergo sum”). Затем путём сложных умозаключений из несомненности мышления Декарт выводит существование объективного мира, бытие Бога и Разум, считает Декарт, настолько надёжен и всесилен, что он никогда не ошибается; ошибки происходят не от действий разума, а от вмешательства в его деятельность менее совершенных способностей человека, например, страстей и воли. В целом же можно заметить, что Декарт, как и большинство рационалистов, стремится показать определяющую роль разума, как в познавательной деятельности, так и в определении поведения человека В нашем разуме, полагает Декарт, существуют врождённые идеи, которые даны нам при рождении Богом. Декарт считается одним из наиболее заметных представителей нативизма – учения о наличии у человека врождённых идей.

Всё познание в конечном итоге сводится к дедуктивному развёртыванию и конкретизации содержания этих идей. К врождённым идеям относится идея Бога, а также, например, идея тождества, благодаря наличию которой якобы даже младенец может различать сходные и различные предметы. Бог правдив, и к созданным им идеям следует обращаться как к критерию истинности.

Поскольку Декарт считал, что животные лишены мышления, они не причастны и духовной субстанции. У животных, полагал Декарт, наличествует только телесная субстанция. Следовательно, всё поведение животных обусловлено механическими взаимодействиями. Декарт заключает, что животные являются не более чем живыми автоматами, совершенными механизмами, созданными природой, намного превосходящими по своему совершенству все творения рук человека.

Этика. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle). В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием.

Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, все же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви.

Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака. Фулье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.