Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Oazisy_shelkovogo_puti_istoricheskie_istoki_integratsionnykh

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
13.55 Mб
Скачать

Мехтиев А.А. Планировочные решения суфийских обителей в Азербайджане

Ханака в селении Оседара (XIV в., Лерикский р-н) находится в горной местности. Его возглавлял Шейх Ходжа Саид. Сохранился четырехугольный мавзолей с размерами 11,5 х 7,5 м, высотой 11,5 м из кирпича. Стены мавзолея орнаментированы.

Из сообщения А. Гельпинарлы известно, что в XII веке в селении Завийе в Хое (Иранский Азерб.) действовала обитель Пира Салтука из рода Хаджи Бекташа Вели. Он же отмечает, что «Сары Салтук отождествлялся в Румынии и Болгарии со святителем Николаем, иногда со святым Георгием и святым Спиридоном (в Греции)» [21, с. 41].

Ханака и святилище шейха Сефи ад-Дина в Ардабиле

Ханака и святилище шейха Сефи ад-Дина в Ардабиле

371

Мехтиев А.А. Планировочные решения суфийских обителей в Азербайджане

Ханака и святилище шейха Сефи ад-Дина в Ардабиле

Рассматривая сохранившиеся комплексы можно выделить следующие исторические этапы и основные композиционные черты.

1.Характерными чертами практики ранних суфиев (до X в., называвшихся «захидами» – аскетами) было строгое следование кораническим предписаниям и Сунне, в том числе, отречение от мирского, размышление над смыслом Корана, многократные посты и культ бедности, благочестие

вповседневной жизни, удовлетворенность своей земной долей (рида), стойкое перенесение лишений мирской жизни (сабр) и т.д. Первоначально,

впериод зарождения суфизма имело место аскетическое обособление мистиков. Это могли быть пещерные кельи, иногда подземные – мавзолей шейха Дири-Баба (XIV в., сел. Мараза).

2.Второй период, охватывающий X–XII вв. отличается тем, что в учении суфиев формулируются основные понятия и принципы, такие как щедрость (ас-саха), полное упование на Аллаха (ат-таваккул), добровольная бедность (ал-факр), опьянение божественной любовью (ас-сукр), саморастворение и исчезновение в сущности Аллаха (ал-фана) и т.д. Мы видим, как с течением времени, вокруг захоронений мистиков и шейхов появлялись стихийные кладбища их последователей – получившие название «шейхляр» («шейхляр» позднее трансформировалось в «шихлар») и, часто, также начинали именоваться расположенные рядом населенные пункты («шейхляр» – пос. Шихово; Абшерон и др.). Тоже самое можно увидеть и на территории Средней Азии – Шейхляр в Оше мехелля (Киргизия), пос. Шейхляр в Самаркандской обл. (Узбекскистан). Также и на территории России – деревня Шихово была в Вятской и Кировской губерниях, в Таврической губернии в Евпаторийском уезде – Шейхляр.

3.В дальнейшем, странствующие мистики объединялись в общины, создавали обители. Обители часто получали поддержку со стороны правителей. Именно в этот период получают распространение суфийские обители

– ханака. Можно говорить о том, что для раннего этапа характерно формирование суфийских комплексов ханака на основе рибатов – укрепленных крепостей, к X в. многие из которых оказались заброшенными. Рибаты –

372

Мехтиев А.А. Планировочные решения суфийских обителей в Азербайджане

крепости вдоль караванных путей, окруженные крепостными стенами с башнями, обходными галереями, площадками для боя, с единственным входом на центральной оси. В рибатах предусматривались мечеть, овдан, кара- ван-сарай для путников. Среди перестроенных из рибатов можно выделить Ханака Шейха Баби Иа’куба (XIII в.; сел. Баба, Физулинский р-н). Комплекс в поселке Мараза близ Шемахи можно отнести к числу ханака, возникших у пещерных поселений отшельников и перестроеных из рибатов.

Часто ханака формировалась в течение длительного периода вокруг святых мест – пира (захоронения суфия или мученика), что говорит о культе «мусульманских святых». В настоящее время, многие существующие святые места – «пир» (иногда «языческого» происхождения – святилище Ийдяли (сел. Шахтахты Кенгерлинский р-н, II–I тыс. до н.э.); в том числе суфийские захоронения, сохранили свое значение и пользуются почитанием у народа.

4. Мы можем говорить о том, что в Азербайджане, ханаки, начиная с X века, превращаются в крупные религиозные центры. Суфийские общины – представляли собой центр, где обосновывался шейх, часто возникали

как уже отмечали, вокруг святых мест или захоронений святых. Подобные центры носили название «ханака» – «ханака», «завия» (арабский термин, распространеный преимущественно в Сев. Африке), в Турции – даргах. Ханака стали представлять собой комплексы с мавзолеем, мечетью, залой для молебна учебными и хозяйственными помещениями, кельями учеников, иногда с помещениями для медитации.

Строительство крупных ханака, как правило, зависело от положения и роли шейхов общины и ордена в политической жизни государства [7]. Шихаб ад-Дин ал-Хамадани (XIV в.) в главе «О слушании» «Трактата о правилах шейхов» пишет: «В слушании соблюдай три вещи: место, время и братство. Что касается места, (то) нужно, чтобы (оно было) просторным и сокрытым от посторонних взглядов. Что касается времени, то должно, чтобы (суфий) знал время слушания, и с наступлением ночи (оно) наиболее благоприятно, для того, чтобы простонародье (авамм) не получило об этом известия» [7]. Ханака строились по принципу центрального двора, окруженного помещениями (влияние рибата) – ханака на р. Пирсагат (Азербайджан); Ханака Кусам ибн Аббас (Самарканд) и Сайфуддин Бухари (Бухара).

Появление больших купольных зал, объясняется, суфийской традицией, распространившейся в X–XI вв. предусматривавшей пение и музицирование с использованием инструментов камерного звучания, рассчитанных на помещения закрытого типа во время ритуалов суфистов [7]. Можно проследить как с усложнением ритуала развивается композиция ханака

центр композиции комплекса перемещается в купольные залы, служащие для общего проведения ритуалов и моления.

373

Мехтиев А.А. Планировочные решения суфийских обителей в Азербайджане

5. Третий период (XII–XV вв.) – характеризуется обособлением братств. В комплексах появляются многозальные мечети, связано с тем, что происходит совмещение функций мечети и залы для совершения ритуальных действий. Ханака в этот период представляют собой крупные пор- тально-купольные сооружения часто в комплексе с медресе и монументальными гробницами. Как считают исследователи, в позднее средневековье характерно слияние мечети и ханака, что «символизировало слияние официальной религии и суфизма», это также отмечает О.А.Сухарева на материале Бухары этого времени [17, с. 69–86], а также и другие исследователи [8, с. 138, 150]. К XVI веку наблюдается снижение роли суфийских течений в Азербайджане.

Рассматривая архитектурно-планировочную организацию комплексов ханака можно выделить следующие особенности. Первоначально ханака были четырехугольной формы с полукруглыми башнями по четырем углам, по периметру внутреннего двора располагались кельи и молитвенный зал – ханака на р. Пирсагат (Азербайджан); укрепление Сабаил в бакинской бухте XII в.; Рибат и Касба в Суссе (Тунис).

Композиционно все помещения компоновались вокруг центра. Но, при этом, в зависимости от состава помещений можно отметить следующие приемы.

1)Центральный квадратный купольный зал, окруженный 4-х сторонней галереей. Мечеть примыкает к гробнице шейха – этот прием повторяется во многих ханака – ханака на р. Пирсагат (Азербайджан); деревянные галереи в Ханака Ходжа Заинуддин и Хазрати Иман (Бухара).

2)Центральный квадратный купольный зал, окруженный галереей. Крупные портально-купольные сооружения часто в комплексе с медресе и монументальными гробницами – комплекс памятников гробницы шейха Тахира у Девичьей башни; завия-медресе (XVII–ХVIII вв.) в Нахичевани; ханака Мухаммад Султана в комплексе Гур-эмир; Ходжа Ахмеда Ясеви (Туркестан); Ханака Бахоуддина (Бухара).

3)Ханака с внутренним двором без четкой структуры плана, наличие гробницы святого и отдельно стоящей мечети – комплекс Биби-Эйбат, ханака Яхъя Бакуви (Дв. Ширваншахов); ханака Пири-Мадакани (XII– XIII вв. сел. Гейляр, Шемахинский р-н).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алескерова Н. Суфизм в Азербайджане. Кавказ и глобализация. 2007.

Т1(5).

2.Ашурбейли С.Б. История города Баку. Баку, 1992.

3.Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов (VI–XVI вв.). Баку, 1983.

4.Бакиханов А. Гюлистани Ирам. Баку, 1991.

374

Мехтиев А.А. Планировочные решения суфийских обителей в Азербайджане

5.Бретаницкий Л., Веймарн Б. Искусство Азербайджана IV–XVIII вв. М.,

1976.

6.Буниятов 3.М. Государство атабеков Азербайджана. Баку, 1978.

7.Джумаев А. Среднеазиатская ханака, суфийские предписания о слушании (сама`) и традиция духовных песнопений (хонакои) // Transoxiana. Тарих ва маданият – История и культура. М., 2004.

8.Захидов П.Ш. О школах зодчества Узбекистана (XIX – нач. XX вв.) // Искусство зодчих Узбекистана. Вып. IV. Ташкент, 1969. С. 138, 150, 153.

9.Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Баку, 1988, с. 109.

10.Мамед-заде К.М. Строительное искусство Азербайджана (с древнейших времен до XIX в.). М., 1983. С. 32.

11.Мамедов В. На территории Физулинского района Азербайджана начались археологические раскопки гробницы XIV века. URL: http://wp.wiki-wiki.ru/wp /index.php/Мавзолей_Шейх_Баби_Иа%27куба

12.Неймат М. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. ІІІ. Арабо-персо-тюркоязычные надписи Нахчыванской АР (XII – нач. XX вв.). Баку, 2001.

13.Неймат М. Тайны эпиграфики: О памятниках материальной культуры. «Каспий» от 16 июля. Баку, 2011.

14.Неймат М. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. I. Баку.

1991.

15.Равдоникас Т.Д., Месхидзе Д.И. «Путешествия на Кавказ»: каталог иллюстраций по опубликованным материалам XVII–XIX вв. Т. LII. СПб., 2006.

16.Смирнов К.Н. Материалы по истории и этнографии Нахичеванского края.

Баку, 1999.

17.Сухарева О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары.

М., 1976.

18.Тагиев И. Дворец Ширваншахов или Ханака С.Я. Бакуви? Баку, 2003.

19.Садиги Г. Деревня Шихово (Биби-Эйбат). Изв. Азербайджанского археологического комитета. Вып. I. Баку, 1925. С. 30.

20.Исми-заде О., Джидди Г. О памятнике, обнаруженном недалеко от Девичьей башни. МКА. Т. VII. Баку, 1973.

21.Gölpinarli A. Yunus Emre ve tasavvuf. Abdülbâki Gölpınarlı. Edition, 2. Publisher, İnkılâp Kitapevi, 1992.

Сведения об авторе:

Азим Айдын оглы Мехтиев – преподаватель Архитектурного факультета Азербайджанского архитектурно-строительного университета (Баку, Азербай-

джан). E-mail: azimmehdiyev7@gmail.com

375

Серия «Духовный Шелковый путь»

ОАЗИСЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРАЗИИ

Материалы VI Международного Золотоордынского Форума «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды»,

круглого стола «“Via Tataricа”: Золотая Орда на Великом Шелковом пути»

(Казань, 26–28 июня 2019 г.)

Научное издание

Оригинал-макетЛ.М. Зигангареева, Л.С. Гиниятуллина

Подписано в печать 22.10.2020 г. Формат 70×100 1/16 Усл. печ. л. 23,5 Тираж 500 экз.

Отпечатано с готового оригинал-макета

К статье: Руденко К.А. Великий Шелковый

путь и Булгарский улус Золотой Орды: пути культуры

Рис. 1. Зеркало с иероглифами «ба гуа», XIV в. 1 – НМ РТ, инв. № 6315, АА 6-16;

2 – китайское зеркало;

3 – триграммы и иероглифы «ба гуа»,

по: [7, с. 42, рис. 1.2.15]

Рис. 2. Зеркало с триграммами «ба гуа» и надписями, XIV в.

1 – ВОКМ, по: [11, кат. № 56];

2 – китайское зеркало; 3 – Музей археологии Института международных отношений К(П)ФУ,

инв. № АКУ 2/103-2; 4 – НМ РТ, инв. № 5363-46/480;

5 – НМ РТ, инв. №5365-7 (прорисовка К.А. Руденко)

Рис. 3. Зеркало с четырьмя «танцующими» журавлями.

XIV в. 1 – НМ РТ, инв. № 5378-10; 2 – ВОКМ,

по: [11, кат. № 53]; 3 – собра-

ние бывшего Национального культурного центра (г. Казань);

4 – НМ РТ, инв. № 5363-46/473; 5 – НМ РТ, инв. № 5363-46/413;

6 – Государственный Эрмитаж,

инв. № ЛМ-472, по: [24, с. 442,

кат. 252]; 7 – фрагмент зеркала из собрания ОАИЭ,

по: [27, с. 333, XXVIII: 10]

Рис. 4. Зеркало с изображением четырех иероглифов и восьми птиц. XIV в. 1 – китайское зерка-

ло, по: [16, рис. 102]; 2 – НМ РТ, инв. №5363-46, АА 8-9

Кстатье: Гамаль Абдель Рехем И.Х. Музейные коллекции Каира,

отражающие связи мамлюкского Египта с Золотой Ордой

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5