Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Oazisy_shelkovogo_puti_istoricheskie_istoki_integratsionnykh

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
13.55 Mб
Скачать

ЕрмоловФ.В., ДобромысловЛ.Б. Очеканкеновосарайскихсеребряныхмонет...

монету и монету области Сарай, лишь изредка выпуская собственные городские эмиссии, но это предмет уже другого исследования.

Весовая норма чеканки исследуемых монет соответствует норме поволжских дангов, опубликованной В.Б. Клоковым и В.П. Лебедевым [7, с. 94] и равнявшейся 1,38–1,39 г.

Анализ штемпельной сетки

Рассмотренная нами штемпельная сетка – дискретна, она не образует единую штемпельную цепочку, тянущуюся с 782 по 791 год. Аналогичный анализ штемпельных сеток других дворов показал, что годовые эмиссии редко связаны между собой и, как правило, образуют изолированные штемпельные цепочки. Видимо, передел серебра на монетных дворах проводился не беспрерывно, а только какую-то часть года. В новом году чекан начинался новой партией штемпелей (даже при сохранении прежнего монетного типа – обычно, с мелкими реперами, характерными для эмиссии только этого года), а старые прошлогодние вновь использовались редко. Кроме того, спецификой рассматриваемого монетного двора, в большинстве случаев, является редкость монет со штемпелями реверсов, являющихся переходными между штемпельными узлами. В начале исследования практически вся сетка распадалась на отдельные штемпельные узлы, которые очень медленно соединялись между собой по мере накопления материала. Видимо, по какой-то причине, местные мастера предпочитали выводить из производства верхние и нижние штемпели практически одновременно. Мы предполагаем, что по мере накопления материала, многие представленные здесь цепочки соединятся штемпельными связями.

Несмотря на дискретность сетки, она очень однородна по палеографии штемпелей. Помимо указанных небольших привозных групп штемпе- лей-образцов, все штемпели с 783 по 790 год выполнены одним почерком, легко узнаваемым даже при существенных различиях формуляров легенд разных типов. Из года в год прослеживается генезис композиционных решений, переход новых палеографических реперов из одной цепочки в другую. Характерными для всей группы является написание слова «султан» на аверсе, распадающееся на отдельные вертикальные элементы, начиная с группы 787 года устойчивым признаком становится упомянутая «горбинка» в слове «чекан» на стыке харфов – она присутствует на монетах всех, в т.ч. не связанных цепочек до 790 года включительно, а так же на хаджи-тарханских пулах типа «звери у кормушки». Существенно, что из цепочки в цепочку передаются не отдельные признаки, а весь их набор. В штемпельных сетках других дворов штемпелей такого почерка не встречается ни разу. Различные цепочки легко раскладываются по хронологии,

311

ЕрмоловФ.В., ДобромысловЛ.Б. Очеканкеновосарайскихсеребряныхмонет...

покрывая весь рассматриваемый период. Всё это говорит о том, что мы имеем дело с продукцией одного монетного двора. Наличие в цепочке 789 года хаджи-тарханских штемпелей и сходство палеографии с хаджи-тар- ханскими пулами, позволяет локализовать этот монетный двор в одном из крупнейших экономических центров того времени – в Хаджи-Тархане.

Географически Хаджи-Тархан находился в пределах главного ханского домена и не был центром обособленной области – беледа. Слово «белед» появляется на монетах Хаджи-Тархана только в XV веке. Судя по монетам – этот экономический центр административно относился к области Сарая, столицы государства. И на монетах рассматриваемой группы мы наблюдаем три варианта выпускных данных – «чекан Сарая ал-Джадида» (большинство монет), «чекан области Сарай» и «чекан Хаджи-Тархана». На наш взгляд, обозначение «двора» на монетах Джучидов обозначает не буквальное место чеканки (при Токтамыше монеты разных дворов обращались совместно, и информация о месте чеканки не имела практического значения), а эмитента. Монетный двор в средневековых исламских государствах – производственная инфраструктура, подчиняющаяся государству, но готовая исполнять заказы любого эмитента, кому верховная власть делегировала «право сикке» (т.н. «откупной чекан»). Эксплуатировать в свою пользу монетную регалию могло как само государство, так и откупщики, которыми могли становиться местные правители различных уровней иерархии власти. Так как согласно принятым в исламских государствах нормам, на монетах могло указываться только имя верховного правителя, именно «двор», указанный на реверсе, а не имя на аверсе, указывает нам на реального эмитента, получавшего доход от чеканки и гарантировавшего принудительную стоимость монеты. Перечисленные выше «дворы», встречающиеся на монетах рассматриваемой группы – означают чекан различными уровнями местных властей. «Чекан Сарая ал-Джедида» – государственный чекан ханского домена, «чекан области Сарай» – чекан правителя области Сарай, «чекан Хаджи-Тархана» – собственный городской чекан, работа двора в пользу местного правителя. Большинство монет в рассматриваемых цепочках – государственный чекан ханского домена. Краткая чеканка собственно хаджи-тарханских монет в 789 году хиджры – свидетельство того, что местные городские власти временно получили право эксплуатации монетной регалии, причем одновременно на том же дворе производился чекан «новосарайской» монеты с доходом в казну государства. Сходную картину с эпизодическим вкраплением штемпелей с указанием истинного места чеканки в большой массив «новосарайских» монет наблюдается в штемпельных цепочках Маджара [2, с.100, рис. 1].

Соответственно, государственный «новосарайский» чекан управлялся сначала из столицы государства – и именно из Сарая ежегодно на рассматриваемый монетный двор поступали штемпели-образцы в 783–786

312

ЕрмоловФ.В., ДобромысловЛ.Б. Очеканкеновосарайскихсеребряныхмонет...

годах, а с 787 года – управление перешло к кочевой ханской орде (анализ штемпельной сетки столичного монетного двора показал, что с 787 года монетный двор Сарая перестал чеканить «новосарайскую» монету и перешел на выпуск монет с легендой «чекан области Сарай»). Этим объясняется появление в рассматриваемых цепочках «новосарайских» штемпелейобразцов, по почерку соответствующих монетам эмиссии Орда ал-Джа- дида 788 года. Областной и городской чекан управлялся администрацией области – соответственно, хаджи-тарханские штемпели исполнены рукой сарайского резчика, а началу чеканки в Хаджи-Тархане монет с легендой «чекан области Сарай» – предшествует старый штемпель с такой легендой, изготовленный тем же столичным резчиком.

Такая трактовка выходных данных Джучидских монет не противоречит встречающимся в нарративных источниках описаниям работы монетных дворов других государств [8]. Конечно, она нуждается в дополнительных исследованиях и уточнениях, но на сегодняшний день, эта трактовка достаточно просто и наглядно объясняет не только чередование «дворов» в рассматриваемой сетке, но и общую картину чеканки в Золотой Орде, как минимум, с 710 г.х. со всем разнообразием «сарайских» и «новосарайских» монетных типов.

Выводы

Вопреки сложившемуся стереотипу, чеканка серебряной монеты в Хаджи-Тархане интенсивно велась весь рассматриваемый период (с 782 по 791 гг.х.), однако большую часть времени этот монетный двор чеканил государственную монету ханского домена с легендой «чекан Сарая алДжадида», выпуская собственные городские эмиссии лишь эпизодически (в 782 и 789 годах). С 791 года Хаджи-Тархан начал чеканить монету области Сарай – того же типа, что и столичный монетный двор. Управление монетной политикой хаджи-тарханского монетного двора осуществлялось в период 783–786 гг.х. из Сарая, а с 787 года – из Орды. Наиболее интенсивный чекан в этом эмиссионном центре производился в 786–788 гг.х. По объему эмиссий в 780-е годы этот монетный двор занимает одно из ведущих мест, уступая столице государства и ханской орде4.

4За время, пока статья находилась в печати, авторами была выявлена связь штемпеля Рев101 (см. рис. 1) со штемпельной сеткой монет Токтамыша с указанием монетного двора Сарай ал-Махруса 782 г.х. Ранее выявленные нами два узла этой сетки [5] так же объединились в единую цепочку. Учитывая, что штемпель Ав401 так же связан с сеткой Сарая ал-Махруса – сетки, приведенные на рис. 1 и рис. 2 на данный момент представляют собой единую штемпельню сетку, а монеты с выходными данными Сарай ал-Махруса чеканились не на столичном монетном дворе, как мы предполагали ранее, а в Хаджи-Тархане, о чем говорит

313

ЕрмоловФ.В., ДобромысловЛ.Б. Очеканкеновосарайскихсеребряныхмонет...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акопян А.В. Иранские медные монеты XVI–XIX вв.: особенности выпуска

иобращения // Проблемы истории, филологии, культуры №3 (57). М.-Магни- тогорск-Новосибирск, 2017. С. 468–481.

2.Добромыслов Л.Б., Ермолов Ф.В. Монетная чеканка Маджара рубежа 780– 790 гг.х. // Русь. Литва. Орда. Вып. 6. М.: Внешторгиздат, 2019. С. 99–107.

3.Ермолов Ф.В., Добромыслов Л.Б. Практика экспорта штемпелей монетного двора Сарай Ал-Джадида при хане Токтамыше. Часть вторая. Монетная мастерская Орда Ал Джадида // Русь. Литва. Орда. Вып. 2. М.: Патриот, 2016. С. 61–68.

4.Ермолов Ф.В., Добромыслов Л.Б. Практика экспорта штемпелей монетного двора Сарай Ал-Джадида при хане Токтамыше. Часть третья // Русь. Литва. Орда.

Вып. 4. М.: Внешторгиздат, 2017. С. 140–161.

5.Ермолов Ф.В., Добромыслов Л.Б. Монеты хана Токтамыша монетного двора Сарай ал Махруса // Нумизматические чтения ГИМ 2017 года. Материалы докладов и сообщений. М.: Внешторгиздат, 2017. С. 112–117.

6.Ермолов Ф.В., Добромыслов Л.Б. О чеканке серебряных монет в ХаджиТархане в 782–784 гг.х. // XX Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2019. С. 64–68.

7.Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетный комплекс с Селитренного городища // Древности Поволжья и других регионов. Сборник статей. Выпуск IV. Т. 3. М.: Информэлектро, 2002. С. 73–165.

8.Раджабли А.М. К вопросу об организации монетного дела в Сефевидском государстве // Материалы по истории Азербайджана. Труды музея истории Азер-

байджана. Т. III. Баку, 1980. С. 46–60.

Сведения об авторах:

Леонид Борисович Добромыслов – научный сотрудник отдела нумизматики общественной организации «Тамбовское общество любителей краеведения»

(Тамбов, Российская Федерация). E-mail: adobromislova@mail.ru

Федор Валентинович Ермолов – заместитель председателя Волгоградской региональной общественной организации «Общественный совет по культурному наследию» (Волгоград, Российская Федерация). E-mail: qutlug_bulsun@mail.ru

и их палеография, полностью соответствующая хаджи-тарханским монетам с рис. 1. С другой стороны, предположение о принадлежности узла штемпеля Ав280 к Хаджи-Тарханскому чекану (см. рис. 3 и текст на стр. 301) не оправдалось – эти монеты чеканились на столичном монетном дворе.

314

М.А. Усеинов

Локализация золотоордынского мусульманского некрополя в с. Отуз

В статье представлена попытка локализации первоначального местонахождения мусульманских надгробий XIV в. обнаруженных О.-Н. Акчокраклы в 1926 г. в селении Отуз. Дана краткая характеристика эпиграфических памятников золотоордынского периода, зафиксированных на этом кладбище, история их повторного обнаружения и современное состояние.

Ключевые слова: Золотая Орда, Старый Крым, Отуз, эпиграфика, мусульманские надмогильные памятники

Средневековое селение Отуз (Отузы), ныне пгт. Щебетовка Феодосийского горсовета, находится на границе степного и горного Крыма, примерно на полпути между современной Феодосией и Судаком. Селение расположено в верхней части живописной долины, в 5 км от берега моря и

в12 км от г. Старый Крым.

ВXIV веке, в период расцвета города Солхат/Кырым, селение Отуз было тесно с ним связано. Через поселение Отуз проходила дорога из Солхата к небольшому торговому порту, который располагался в нижней, прибрежной части Отузской долины [4, с. 42], также удобные дороги шли

внаправлении Судака и Каффы. С Отузами связаны легенды и предания, возможно указывающие на существование здесь в золотоордынский период дворца и летних резиденций богатых жителей Солхата [3, с. 25–26].

Впервые эпиграфические памятники золотоордынского периода были обнаружены здесь Османом Нури Акчокраклы в 1926 г.: «При посещении мною в мае 1926 г. с экскурсией учащихся Крымско-татарской опытнопоказательной 9-летней школы дер. Отузы (в 15 верстах южнее Старого Крыма), мною обнаружены были до сих пор хорошо сохранившиеся памятники татарской старины, относящиеся к XIV веку). В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3–4 могилы, известные у местных татар как азизы-святые. На трех вертикально стоящих массивных плоских надгробных камнях высечены рельефно надписи на арабском языке изящным почерком «сулюс». [2, с. 8].

Вавгусте 1926 г. при посещении деревни членами археологической экспедиции, в состав которой входили проф. И.Н. Бороздин, А.С. Башкиров, У. Боданинский, О.-Н.Акчокраклы, в окрестностях селения были исследованы и сфотографированы надмогильные памятники, огороженные

315

Усеинов М.А. Локализация золотоордынского мусульманского некрополя...

каменной оградой, а также массивная закладная плита с арабской надписью и датой 760 г.х., встроенная в стену мечети в квартале Кучук-маале, в местности с названием – Кавунлык.

Вфондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника сохранились зарисовки этих памятников, сделанные Усеином Боданинским, датированные 22 августа 1926 г. [8, 9]. В фондах Отдела письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) хранятся фотографии, сделанные на месте обнаружения памятников и опубликованные в 2016 г. в трехтомнике «Мирас-Наследие» [5, 6]. Но, к сожалению, ни в материалах членов экспедиции, ни в работах более поздних исследователей нет точной информации о местонахождении некрополя с памятниками золотоордынского периода.

После депортации крымских татар в 1944 г. о памятниках многие годы ничего не известно. Впервые после долгого забвения на фрагменты памятников обратил внимание Нариман Абдульваапов. В ходе совместной крымско-турецкой экспедиции в 2012 году на территории нового мусульманского кладбища, в перенесенных сюда фрагментах старых надгробий Н. Абдувааповым был идентифицирован фрагмент надгробия шейха Якуба Конийского (729 г.х.) [1, с. 7].

Входе поездки в с. Отуз в мае 2017 г. сотрудниками Крымского научного центра, там же, на территории современного мусульманского кладбища, расположенного в районе пересечения ул. Ленина и ул. Македонского, в груде фрагментов надгробий XVIII–XIX веков, снесенных сюда местными жителями, были идентифицированы еще два фрагмента памятников. Это описанные в статье О.-Н. Акчокраклы надгробия Идриса, сына Хаджи Яхъи (763 г.х.) и шейха Хаджи Яхъи (782 г.х.). Ключом к иденти-

фикации памятников послужили рисунки У. Боданинского. Там же были обнаружены фрагменты еще одного надгробия с оформлением, характерным для памятников золотоордынского периода [7, с. 199].

По информации местных жителей фрагменты надгробий были найдены при разборе старого забора, возле здания конторы на ул. Ленина в 90-х гг. ХХ в. и перенесены на территорию современного мусульманского кладбища. Скорее всего, в послевоенный период памятники были раздроблены, и вместе с другими фрагментами надгробий использованы в качестве строительного материала.

На сегодняшний день в Отузах сохранились фрагменты пяти памятников, которые можно отнести к XIV в., это небольшие фрагменты четырех надгробий и массивная закладная плита, сохранившаяся целиком, но с утратами в тексте.

316

Усеинов М.А. Локализация золотоордынского мусульманского некрополя...

1. Надмогильный памятник шейха Якуба Конийского 729 г.х. (1328/29 гг.)

Изначально памятник представлял собой надгробие в виде плоской вертикальной стелы со стрельчатым верхом (рис. 1). Рельефная надпись на арабском языке располагалась в нише-углублении. Обратная сторона памятника не зафиксирована.

а

б

Рис. 1. Надмогильный памятник шейха Якуба Конийского (729 г.х.). а) Фото 1926 г. [11]; б) Рисунок У. Боданинского. 1926 г. [8]

Надпись на надгробии выполнена на арабском языке в шесть строк:

هرقف مت ةضور اذھ و حيلاصلا ريقفلا

وقلا بوقعي خيشلا هياع ﷲةمحر ىون ٧٢٩ ةنس خيرات ىف

Перевод: Окончил проходящую в нужде свою жизнь. Могила бедного, праведного шейха Якуба Конийского. Да будет над ним мир Божий.

729г.х. (1328/29) (Прочтение О.-Н. Акчокраклы) [2, с. 17]. Примечательна дата приведенная цифрами, что является редкостью

для надгробий золотоордынского периода в Крыму.

На сегодняшний день сохранились два фрагмента этого памятника. Первый фрагмент с четвертой и пятой строкой, обнаруженный Н. Абдульвааповым в 2012 г., находится на новом мусульманском кладбище (рис. 2а). Второй фрагмент в виде основания надгробия с сохранившимися

317

Усеинов М.А. Локализация золотоордынского мусульманского некрополя...

несколькими буквами «фи [тари]х», был зафиксирован нами на горе МалКая в мае 2017 г., практически рядом с тем местом, где памятники находились изначально в первой половине ХХ века (рис. 2б). Сравнение с известными обмерами У. Боданинского, фотографиями памятника и анализ расположения сохранившихся букв, дает основание утверждать, что это фрагмент надгробия 729 г.х.

а

б

Рис. 2. Современное состояние фрагментов памятника шейха Якуба Конийского (729 г.х.). Фото 2017 г.

2. Надмогильный памятник Идриса, сына Хаджи Яхъи Отузского

763г.х. (1361/62 г.)

Памятник представлял собой массивное, плоское вертикальное над-

гробие из известняка, с килевидным верхом, рельефная надпись в нише на арабском языке (рис. 3).

а б Рис. 3. Надмогильный памятник Идриса, сына Хаджи Яхъи Отузского (763 г.х.).

а) Фото 1926 г. [6, с. 489]; б) Рисунок У. Боданинского. 1926 г. [9]

318

Усеинов М.А. Локализация золотоордынского мусульманского некрополя...

Надпись на памятнике:

موحرملا ةضوراذھ نب سيردا ديھشلا ىزوتوا ىيحي يجاخ

هٮ امعبس و نيتس و ةثلث ةنسرفص خيرات ىف

Перевод: Аллах. Это могила покойного мученника Идриса, сына Хаджи Яхья Отузского. Месяца Сафар, 763 г.х. (декабрь-январь 1361/62)

(Прочтение О.-Н. Акчокраклы) [2, с. 17].

От этого надгробия сохранился небольшой фрагмент с частью третьей и четвертой строки (рис. 4). Несомненной ценностью данного надгробия является то, что в нисбе погребенного – ىزوتوا «Отузи», датированного 1361–1362 г. впервые упоминается название села – Отуз.

Рис. 4. Современное состояние фрагмента надгробия Идриса, сына Хаджи Яхъи Отузского (763 г.х.). Фото 2017 г.

3. Надмогильный памятник шейха Хаджи Яхъя, сына Мухаммеда

Иракского (?) 782 г.х. (1380/81 г.)

Памятник представлял собой массивное, плоское вертикальное надгробие из известняка, со стрельчатым верхом (рис. 5). Верхний край памятника фестончатый. На лицевой стороне рельефная надпись на арабском языке.

319

Усеинов М.А. Локализация золотоордынского мусульманского некрополя...

аб

Рис. 5. Надмогильный памятник шейха Хаджи Яхъя, сына Мухаммеда Иракского (?) (782 г.х.).

а) Фото 1926 г. [6, с. 492]; б) Рисунок У. Боданинского. 1926 г. [9]

Надпись на памятнике:

هرقف مت ةضور اذھ و حيلاصلا ريقفلا

ىجاح خيش دھازلا

(?) ىقارعلا دمحم نب ىيحي هيلع ﷲ ةمحر ٧٨٢ خحيرات ىف

Перевод: Окончил проходящую в нужде свою жизнь. Могила бедного праведного подвижника шейха Хаджи Яхья, сына Мухаммеда Иракского (?) Да будет над ним мир Божий. 782 г.х. (1380/81) (Прочтение О.-Н. Акчокраклы) [2, с. 17].

Подтвердить прочтение на памятнике Османом Акчокраклы нисбы يقارعلا («Ал-ʻИраки») не представляется возможным. Рисунок в этом месте явно не соответствует тексту Акчокраклы, и отличается от изображения на фотографии, которая недостаточно подробна. Сохранившийся фрагмент сильно обветрился и имеет следы бетонного раствора, что затрудняет разбор текста в этом месте на камне.

На сегодняшний день сохранился фрагмент памятника с частью четвертой и пятой строки. Надписи плохой сохранности (рис. 6).

320