Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гераклит Эфесский - Всё наследие На языках оригинала и в русском переводе -2012.pdf
Скачиваний:
65
Добавлен:
14.10.2020
Размер:
20.27 Mб
Скачать

Письма

«Псевдо-Гераклитовы письма» — анонимное апокрифическое произведение, котороe современная наука датирует первым веком новой эры и приписывает представителю (одному или двум-трем) стоическо-кинического течения в среде грекоязычной интеллигенции восточной половины Римской державы. Они отражают идеи «диссидентствующей» части образованных слоев общества своего времени и, как таковые, представляют интерес для историков общественной мысли этого времени. Но они также отражают некоторые бытовавшие тогда (как достоверные, так и легендарные) представления о жизни, учении и высказываниях Гераклита, и этим ценны для нас. Учитывая специфику настоящего издания, примечания к ним обращают внимание читателя лишь на этот их второй аспект (без какого-либо желания умалить значение и даже актуальность — далеко еще не оцененного по достоинству — первого аспекта).

Письма I-VIII известны науке с XVI века (1499); IX — c XIX в. (1822); письмо VIIA — c ХХ в. (1959). Единственный другой русский перевод I-IX (но без VIIA) см. у Лебедева (1989) 181-188. Существует также ненадежный перевод VII и VIIA, опубликованный И. М. Наховым (1984).

Письма расположены у нас не в «традиционном» порядкe (= римская нумерация)2, а в «хронологической» последовательности с учетом адресата/получателя: 1. Переписка Дария с Гераклитом (E 1, E 2 = I, II); 2. Письма Гераклита Гермодору о своих взаимоотношениях с эфесянами и о предстоящем изгнании последнего из Эфеса (E 3–E 7 = IV, IX, VII+VIIA, VIII); 3. Письмо Дария эфесянам о состоявшемся изгнании Гермодора (E 8 = III); 5. Письма Гераклита Амфидаманту о своей болезни, врачах и скорой смерти (Е 9, Е 10 = V, VI). Нумерация новая.

E 1, E 2, E 8. — Cм. M 13 с прим.

E 1 — Письмо содержит намеки на темноту книги Гераклита (M 42c), на ее общее содержание (D 1b), и очень любопытное предположение о его «воздержании от суждения», т. е., скорее всего, намек на намеренную неоднозначность многих его высказываний (E 1,5).

E 3 – Е 8 — Ср. M 11, M 12 и M 13A (о Гермодоре и эфесянах).

Е3 (1) Эвтикл, Никофонт — лица неизвестные. Первый упоминается еще в E 9.

Рассуждение о храмах и изваяниях навеяно F 5 [147].

(1-2) — Рассуждение о боге не противоречит тому пониманию единого мудрого божества, которое можно извлечь из фрагментов (ср. № 106–112 и слл. с прим.).

(2-3) — Эпизод с надписью обыгрывает использование Гераклитом отсутствия пробелов между словами, чтобы создавать двусмысленные высказывания (ср. M 38f, F 67 [№ 107 c прим.] alloioutai).

(3) ...Разве Геракл не родился человеком? И не был ли он даже убийцей своего гостеприимца, как о том лжет Гомер? — Геракл, греческий герой, сын Зевса и Алкмены, жены царя Амфитриона. Об убийстве им Ифита, сына Эврита, см. в «Одиссее» XXI, 26.

Эвристей (Еврисфей) — сын матери Геракла Алкмены и Сфенела, его дяди, родившийся сперва вместо Геракла из-за ревности Геры. Ставши царем Аргоса, Эвристей обязал Геракла совершить 12 работ или «подвигов», выполнив которые тот стал богом.

2 Возник в новое время. У Стефануса (Stephanus = Henri Estienne, 1573) письма расположены так: сперва IV-VIII, а затем I-III.

224

ПРИМЕЧАНИЯ: ПИСЬМА

225

 

 

(5) — Пассаж о Солнце явно не учитывает ежедневной его «новизны» (F 6).

E 4 Это письмо было обнаружено и опубликовано в 1822 Буассонадом.

(3) Множество Фурий у Правды и я знаю, как велико Солнце — ср. F 3-94 (чем подтверждается объединение бывших фр. B 3 и В 94 DK, которое находим в папирусе из Дервени).

E 5 (1-6) — Хотя Гераклит в Письмах (см. также E 7, E 9) еще не плачет, но он уже не смеется. Ср. М 25с,е, M 26.

(3) ...лишая меня того, что дал мне бог — гражданства? царской власти? (M 8c) Ср. ниже: я есмь закон для других (и знаменитое «la loi c'est moi» Людовика XIV).

(6) ...Афину воинственной, а Арея свирепым (Эниалием) — ср. № 23-24 и прим.

(6-8) — Антивоенные высказывания псевдо-Гераклита (также в E 6) плохо вяжутся с восхвалением его прообраза Раздора (№ 20-27) и возвеличиванием им павших в бою (32-35).

(7) — Сравнение людей с животными (в пользу последних, см. также E 6, E 9) налицо и в аутентичных фрагментах (F 4, F 9, F 13, F 37...).

E 6 — Опубликованный в 1959 Женевский папирус содержит конец извеcтного Письма VII (E 5) и наш, похожий на его продолжение (E 5), текст, начало которого не сохранилось, но следовало непосредственно за ним. — Следующие примечательные черты связывают и этот текст с Гераклитом: (12) игра различными значениями слова kosmos, (11, 13-14) сравнение людей с животными, (16-17) отказ от смеха, неприязнь к поэтам (Гомеру, но в испорченной части угадываются еще Гесиод и Архилох)...

(16-17) Ахилл, Аянт, Кассандра, Агамемнон, Елена — персонажи «Илиады»,

Одиссей — персонаж «Илиады» и «Одиссеи»;

Калипсо, Кирка, Пенелопа, Арета — персонажи «Одиссеи».

E 7 (1-2) Автор использует прием vaticinium ex eventu, чтобы «предсказать» участие Гермодора в составлении «Двенадцати таблиц» и происшедшие с тех пор завоевания Рима, распространившие «Гермодоровы» законы на весь населенный мир, включая Эфес. Точно также персонаж Гераклит пользуется (выдуманным аd hoc древним предсказанием Сивиллы), чтобы «предречь» Гермодору его славное будущее. Тут автор явно опирается на фрагмент F 92 [68], перетолковав «тысячу лет» как время, отделяющее пророчицу от Гераклита. Продолжением все того же приема является предсказание славы самого Гераклита через пятьсот лет (благодаря чему письма уверенно датируются I веком н. э.).

(3) ...выставляли бы напоказ свою собственную порочность... Да не оставит вас удача, чтобы вы были унижены в вашей нищете! — Почти буквальные цитаты F 95-109

иF 124.

(6)...Мне это предсказывает мой нрав (êthos), который для каждого из нас божество (daimon) Ср. F 78 (65).

Е8 — Не исключено, что Гермодор (а следовательно, и Гераклит) держались проперсидских взглядов, но это «письмо» — единственный тому «ясный» признак. Проперсидской или нейтральной была скорее всего, судя по умолчаниям Геродота, общая позиция эфесских властей во время ионийского восстания.

E 9, E 10 Ср. М 27 и F 57 Амфидамант — лицо неизвестное.

E 9 (2) влажное высыхает, горячее остывает — Ср. F 126 (183).

E 10 (1-3) — Нападки на врачей перекликаются с F 58 (123) и M 27a.

Мнения

Все приведенные тексты прокомментированы в Plac (2008) в подстрочных примечаниях и на с. 137-195. Использована нумерация 2008 г. (с префиксом D = doxa).

Тексты, набранные курсивом, отражают не мнения, приписанные их авторами Гераклиту, а их мнения о нем самом. Достоверность или релевантность текстов, помещенных между двумя звездочками (* *), — сомнительна.

Поскольку речь идет именно о представлениях более поздних авторов, а не о достоверно установленных мнениях самого философа, их адекватность оригиналу не гарантируется. Предлагаемые ниже примечания отмечают лишь основные противоречия и неясности античных представлений об учении Гераклита. Все явно ошибочные сведения отмечены звездочками. Между тем в большинстве случаев мы вынуждены воздерживаться от суждения ввиду необходимости учитывать не только степень фактической достоверности сообщаемого, но и последствия неизбежного переосмысления более поздними авторами мнений, для них архаичных, о которых мы знаем или благодаря фрагментам, или из других источников.

Вследствие этого ссылаться на мнения, приписываемые Гераклиту, как на действительно ему принадлежавшие, не рекомендуется: это чревато грубыми ошибками. Исключение могут составлять мнения, не имеющие аналогов среди фрагментов, которые удаётся использовать в реконструкции. (Их номера имеют отсылки к соответствующим ее номерам.) Но и это не превращает их в буквальные цитаты или безупречные пересказы.

D 1 D 5 — В данном, «нулевом», разделе приводятся не отдельные мнения Гераклита, а общие заключения древних о его учении: рассматриваемые области знания, методы, логические, гносеологические и метафизические установки, основной тезис. Вызывает серьезные сомнения лишь D 3, сводящий всё учение к политике. Вопрос, заданный в D 2 — особенно если в этику включать любоe высказывание о должном, в том числе и из области политики — закономерен именно потому, что не исключает других тем (но см. прим. к D 154D 156). Особенно ценно сообщение Филона о центральном положении, занимаемом учением о единстве противоположностей (D 5): cм прим. к D 162–D 176. Относительно высказываний Гераклита о методе — доксографическая традиция хранит молчаниe (§§ 3.A–G; cм. ссылки в тексте).

D 4 — См. прим. к M 34 и комм. к подзаголовкам перед № 1, 51, 106 и 154.

D 6 – D 91 — Глава I, посвященная физике, космологии, астрономии и метеорологии Гераклита, опирается в основном на восходящую к Аристотелю перипатетическую традицию «Мнений о природе» Теофраста, представленную в первую очередь Диогеном Лаэртием IX, 8-11 и книгами I-III «Мнений философов» анонимного Доксографа [отождествленного в новое время с неким Аэцием, упомянутым у Теодорета (Феодорита)] — и следует тому же порядку: первоначало, космос, светила, метеоры. Это наиболее ценная часть доксографии, ибо фрагментов по этой тематике до нас дошло немного. Именно она убеждает нас, начиная со знаменитого пассажа Аристотеля в «О небе» (D 31c), что у Гераклита была космогония циклически сменяющих друг друга миров, разделенных мировыми пожарами, не сводимая к действующей в каждом очередном мире космологии взаимопревращающихся частей мировых масс.

226

ПРИМЕЧАНИЯ : МНЕНИЯ

227

 

 

D 92 – D 149 — Глава II, посвященная душе и познанию, — расположение материала в которой принадлежит нам, — тоже весьма драгоценна, ибо Гераклитова «психология» eще, быть может, загадочнее, чем его учение о космосе. Тем не менее, благодаря тому же Аристотелю в трактате «О душе» (D 97), мы знаем, что, по Гераклиту, душа была и у мира и состояла из воспарений. Из других источников, в первую очередь из восходящих к Энесидему сообщений Секста Эмпирика (D 119, D 148), мы узнаём, что индивидуальные души людей, по Гераклиту (как и по учению орфиков), заперты в темнице или могиле телa и что человеческое познание возможно лишь как общение индивидуальной души с мировой (т. е. с объeмлющим божественным логосом) через органы чувств. О Гераклитовой душе до рождения и после смерти доксография нам сохранила лишь намеки, которые сближают его учение с позднейшими платоновскими, стоическими и медио-/неоплатоническими воззрениями и позволяет предполагать в нем важный исток общепринятых эллинистических и позднеантичных (а отчасти и раннехристианских) представлений о душe.

D 150 D 153 — О биологии Гераклита (глава III) доксография нам не сохранила ничего, eсли не считать его теории генеи (поколения) и возрастов (D 152, D 152A, D 153, cр. F 80B = № 118, 119), которая скорее всего относится к учению о космических и календарных циклах. Если биология была, то лишь в зачаточном виде.

D 154 D 156 — Что касается этики и политики Гераклита (глава IV Мнений), то, за исключением риторического вопроса Секста (D 2 = M 35b), странного утверждения Диодота (D 3 = M 35a) и биографических сведений о его политических акциях (M 8 М 13A), мы располагаем лишь фрагментами, где речь идет о деонтологии познания (см. № 58-66) или о порочной религиозной практике (142-153). Необязательные выводы из всего этого читатель найдет в СМ 10 (1974) 19-21. Собственно этики, как учения, у эфесца, по-видимому, не было.

D 157 D 176 — Зато сведений о «метафизике» (теологии, первой философии) Гераклита доксография сохранила много. Но главного не заметила: Единого мудрого. И за исключением нескольких пар противоположностей, не засвидетельствованных фрагментами (см. D 163D 165, D 171 = № 136, 137), и изложения сути закона единства Филоном (D 160 + D 5 = M 34c), она ничего не добавляет ценного к известному нам из фрагментов, кое-что упрощает, а кое в чем и вводит в заблуждение. Последнее касается в частности и аристотелевской борьбы за соблюдение закона непротиворечия против отождествления бытия и небытия (D 172 D 176): ни о каком бытии и небытии у Гераклита нет ни слова. И хотя из тождества противоположностей можно формально вывести и тождество бытия и небытия, этот вывод предполагает оперирование такими взаимоисключающимися противоположностями, понятия о которых он не имел.

D 177 D 186 — Глава Сомнительное и малодостоверное) содержит: по Платону принадлежащие Кратилу гераклитовцу, но часто возводимые к Гераклиту, тезисы о естественной правильности имен; ссылки на этимологии, скорее всего Гераклиту не принадлежавшие; Кратилу же Платоном приписанные софистические утверждения о невозможности лжи и неправильных законов. А также утверждение о тождествe части и целого, приписанное Гераклиту Энесидемом, для которого не нашлось места в реконструированной книге. Скорее всего, речь идет об ошибочном прочтении раннеионийского (F 10, см. № 111 прим.).